Решение б/н б.а от 21 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9089/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
03.06.2021 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:в присутствии представителей ООО «ЧОО Дельта+» и ФАУ «РОСДОРНИИ»,

рассмотрев жалобу ООО «ЧОО Дельта+» (далее также — Заявитель) на действия ФАУ «РОСДОРНИИ» (далее также — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку оказание услуг по охране территории Голицынского филиала ФАУ «РОСДОРНИИ» (реестровый № 32110219136 далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалобы Заявителя отвечают требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссией установлено, 22 апреля 2021 г. на официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ Заказчиком было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по охране территории Голицынского филиала ФАУ «РОСДОРНИИ» (извещение 32110219136), далее — Извещение.)

Начальная (максимальная) цена договора - 2 501 333 (два миллиона пятьсот одна тысяча триста тридцать три) рубля 33 копейки, в т.ч. НДС 20 % в размере 416 888 (четыреста шестнадцать тысяч восемьсот восемьдесят восемь) рублей 89 копеек.

Дата размещения текущей редакции извещения - 28.04.2021 (МСК)

Дата и время окончания подачи заявок- 12.05.2021 в 10:00 (МСК)

Дата, время открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (далее - открытие доступа): 10:00 ч 12.05.2021

Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок 13.05.2021.

Дата подведения итогов запроса котировок - 14.05.2021

В соответствии с протоколом рассмотрения поданных в форме электронных документов заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по охране территории Голицынского филиала ФАУ «РОСДОРНИИ» 32110219136-01 от 13.05.2021г. на участие в Закупке были поданы 17 заявок, 16 из них были признаны соответствующими требованиям Извещения, а 1 заявка отклонена (согласно п. 10 Протокола № 32110219136-01 от 13.05.2021г. заявка № 17 общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие Агентство безопасности и охраны «Комета-15» признана Комиссией Заказчика не соответствующей требованиям Извещения).

Протокол рассмотрения заявок от 13.05.2021г. № 32110219136-01 был опубликован в ЕИС в 12 ч 32 м. 13 мая 2021 г.

Ценовые предложения участников доведены до Заказчика электронной площадкой «13» мая 2021 г. после опубликования протокола рассмотрения заявок.

Согласно условиям Регламента участия в электронных закупках ЭТП ГПБ (см стр. 105 Регламента) «при необходимости указать цену по позиции лота без НДС, следует ввести одинаковые значения в полях «Цена (За единицу без НДС)» и «Цена (За единицу с НДС)». Согласно итоговому протоколу поданных в форме электронных документов заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по охране территории голицынского филиала ФАУ «РОСДОРНИИ» № 32110219136-02 от «14» мая 2021 года Заказчиком были ранжированы ценовые предложения участников, предоставленные посредством функционала ЭТП ГПБ, в соответствии с условием п.14.7 Извещения: оценка и сопоставление заявок на участие в запросе котировок осуществляются комиссией по закупкам в целях выявления наименьшей цены исполнения договора в соответствии с критерием и в порядке, которые установлены извещением о проведении запроса котировок: Рассматриваемая Закупка размещена среди субъектов малого и среднего предпринимательства, большая часть которых применяет упрощенную систему налогообложения, то есть предоставление приоритета участникам, являющимся плательщиками НДС несовместимо с принципами осуществления рассматриваемой Закупки.

Согласно п. 14.6 Извещения: «При проведении конкурентных закупок оценка ценовых предложений участников осуществляется без учета НДС. Данный порядок применяется только на этапе оценки ценовых предложений участников в целях недопущения ограничения конкуренции и в целях сокращений издержек заказчика, ухудшающих эффективность проводимой закупки. Договор заключается по цене, предложенной победителем или участником, с которым заказчик вправе заключить договор, и на условиях, предусмотренных заявкой такого участника». Такое же условие содержит п. 13.9.6 Положения о закупке.

Т ем самым, условия п.14.6 Извещения и п.13.9.6 Положения о закупке об оценке ценовых предложений участников без учета НДС всецело обусловлены необходимостью предоставления приоритета участникам, являющимся плательщиками НДС. что противоречит требованиям ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.ч.1,6 ст.З Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ, Закон о закупках) и принципам Федерального закона от

26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу норм ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч.3 ст.2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Условия Положения о закупке (п.2.8) предусматривают, что в случае противоречия норм Положения о закупке и (или) локальных документов заказчика, регламентирующих вопросы закупочной деятельности, Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе принятым после утверждения Положения о закупке, действуют положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормы Положения и иных локальных документов заказчика в части, не противоречащей законодательству».

В рассматриваемых обстоятельствах отсутствовали цели, заявленные п.1З.9.6 Положения и п.14.6 Извещения в качестве условий оценки Заказчиком ценовых предложений участников без НДС, а нормы указанных пунктов Извещения и Положения о закупке подлежали применению лишь в той части, которая не противоречит вышеупомянутым нормативным правовым актам Российской Федерации.

В данном случае применение спорного положения закупочной документации фактически приводит к увеличению размера цены, предложенной участником закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения, помимо его воли и вопреки сформированному им ценовому предложению. Это не может не ставить участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения, ценовые предложения которых принимаются заказчиком без корректировки в сторону увеличения. Таким образом, преимущество в заключении договора с заказчиком получают те участники закупки, которые являются плательщиками НДС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Налоговый кодекс) применение упрощенной системы налогообложения организациями, в частности, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДС. В силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса и правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 17-П, обязанность по исчислению и уплате НДС может возникнуть лишь при выставлении налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога.

Возможность установления разных значений цены для участников закупки (в зависимости от применяемой ими системы налогообложения), не может быть основана на положении части 10 статьи 4 Закона о закупках, согласно пункту 5 которой в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Напротив, из буквального толкования части 22 статьи 3 2, части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что заказчик в документации о закупке должен установить одно значение начальной (максимальной) цены договора для всех участников закупки (независимо от применяемой системы налогообложения); победителем в запросе предложений признается лицо, предложившее лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; одним из критериев оценки при проведении закупки может являться цена договора.

Тем самым делается вывод о недопустимости ситуации, в которой при сопоставлении ценовых предложений участников запроса предложений заказчиком были созданы условия, при которых заявке участника, не являющегося плательщиком НДС и предложившего наиболее низкую цену по сравнению с ценой участника, являющегося плательщиком НДС, был присвоен второй итоговый рейтинг и участник, предложивший лучшие условия оказания услуг, не стал победителем запроса предложений.

Заказчиком было обнаружено, что некоторые из участников, допущенных к участию в Закупке, указали в специальных электронных формах на электронной торговой площадке сведения о цене, не соответствующие сведениям, указанным в загруженных на площадку электронных документах.

В соответствии с определением термина, содержащимся в разделе Положения о закупке под запросом котировок подразумевается способ закупки товаров, работ, услуг на конкурентной основе в форме торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник конкурентной закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно требованию п.9.З Извещения, п.14.1 Положения о закупке заявки подаются посредством функционала ЭТП в соответствии с регламентом ЭТП и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки и полномочия которого подтверждены документами, входящими в состав заявки, соответствующей требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». При этом не допускается установление заказчиком в документации о закупке требования о представлении копии заявки в печатной форме на бумажном носителе. Порядок подачи заявок определяется в документации о закупке. До подачи заявки участник конкурентной закупки обязан ознакомиться с документацией о закупке и регламентом электронной площадки, в том числе самостоятельно обеспечить соответствие автоматизированного рабочего места пользователя требованиям оператора электронной площадки.

Согласно условиям Регламента участия в электронных закупках ЭТП ГПБ «при необходимости указать цену по позиции лота без НДС, следует ввести одинаковые значения в полях «Цена (За единицу без НДС)» и «Цена (За единицу с НДС)».

Таким образом неверное заполнение ценового предложения в нарушение требований Регламента ЭП находится в сфере ответственности участника.

С учетом условий п. 13.9.5 Положения о закупке и п. 14.15 Извещения «Цена предложения, указанная участниками закупки в специальных электронных формах на ЭП, если указание такой цены предусмотрено электронными формами, имеет преимущество перед сведениями, указанными в загруженных на ЭП электронных документах».

При этом ссылка Заявителя на ценовое предложение, «указанное в форме 5», безосновательна в силу условий п. 13.9.5 Положения о закупке в случае если в ходе рассмотрения и (или) оценки и сопоставления заявки на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений заказчиком выявлено несоответствие сведений о предложениях участника об условиях исполнения договора, в том числе о цене договора, указанных в информации о заявке на ЭТП, аналогичным сведениям, указанным в составе документов заявки, Заказчик рассматривает такую заявку, опираясь на приоритетные сведения, указанные участником в специальных формах на ЭТП.

При рассмотрении заявок участников, подавших посредством ЭТП ценовые предложения с суммой, превышающей указанную в загруженных на ЭП электронных документах, Заказчик обязан был руководствоваться ценой, указанной участником непосредственно на площадке.

Также комиссия Московского УФАС России учитывает, что позиция Заказчика в рассматриваемой закупке обеспечила допуск всех 16-ти участников к торгам.

Вместе с тем, по условиям раздела 10 Положения о закупке и раздела 8 Извещения, Заказчик был вправе отклонить заявки тех участников, которые предоставили противоречивые сведения о цене в силу следующего.

В соответствии с п. 8.1 Извещения при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок участник закупки не допускается комиссией по закупкам к участию в запросе котировок в случае:

8.1.1. Несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, в Приложении №2 к извещению о проведении запроса котировок, а также соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), если таковые указаны в заявке участника закупки, а требования к соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам) были установлены в Приложении №2 к извещению о проведении запроса котировок.

Согласно п.8.1.2 Извещения Комиссия по закупкам обязана была отказать участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки, если установлен хотя бы один из семи фактов, перечисленных в данном пункте:

  1. непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок; нарушение требований извещения о проведении запроса котировок к содержанию и оформлению заявки;

  2. несоответствие участника закупки, в том числе несоответствие лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, требованиям извещения о проведении запроса котировок;

3 несоответствие предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок;

  1. несоблюдение требований извещения о проведении запроса котировок к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки на участие в закупке;

  2. несоответствие цены заявки требованиям извещения о проведении запроса котировок, в том числе наличие предложения о цене договора (цене за единицу товара, работы, услуги, сумме цен единиц товара, работы, услуги), превышающей размер начальной (максимальной) цены договора (цены единицы товара, работы, услуги, суммы цен единиц товара, работы, услуги);

  3. наличие в составе заявки недостоверных сведений;

  4. отсутствие сведений (информации) об участнике закупки (субподрядчике, соисполнителе) на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и/или о применении участником закупки, субподрядчиком (соисполнителем), специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»

При этом с учетом положений п. 8.2 Извещения «Любые расхождения и (или) разночтения в представленных сведениях и (или) документах (в том числе, если в документах, входящих в состав заявки на участие в закупке, имеются расхождения между обозначением сумм прописью и цифрами), расцениваются комиссией по закупкам как непредставление таких сведений, документов.

В силу же условий п.8.3 Извещения наличие в заявке неточных значений о цене договора, о сроке выполнения работ (оказания услуг), о сроке предоставления и объеме гарантий качества расцениваются комиссией по закупкам как непредставление таких сведений.

Таким образом, Заказчик, осуществив оценку ценовых предложений в соответствии с требованиями Извещения и Положения о закупке, исключая неприменимые и недопустимые в рассматриваемой ситуации положения п. 14.6 Извещения и 13.9.6 Положения.

Учитывая изложенное, законность действий Заказчика презюмируется, оценка заявок участников соответствует нормам Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Доводы Заявителя жалобы являются несостоятельными, а с учетом допущенного Заявителем предоставления ненадлежащего ценового предложения, противоречат требованиям Положения о закупке Заказчика и нормам Закона о закупке.

Вместе с тем достаточных доказательств обратного представлено не было. Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя необоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЧОО Дельта+» (ИНН: 5031130506) на действия ФАУ «РОСДОРНИИ» (ИНН: 7743937082) при проведении процедуры необоснованной.

  2. Снять ограничения, наложенные письмом от 27.05.2021 № ЕО/30461/21.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны