Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Уютный дом-М» (далее – ... от 15 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10648/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

09.07.2020                                                                                   г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Уютный дом-М» (далее – заявитель, общество) на действия Управы района Выхино-Жулебино г. Москвы (далее – организатор торгов) при проведении конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирными домами (извещение № 130520/3910538/04, далее – Торги) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции)

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес управления поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов, мотивированная несогласием с объявлением отдельных процедур вместо одной, разделенной по лотам, несогласием с проведением Торгов с учетом выбора способа управления многоквартирным домом собственниками помещений, неправомерным допуском ГБУ «Жилищник района Выхино-Жулебино» к участию в Торгах, а также неправомерным отказом в допуске Заявителю.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее — Постановление Правительства № 75).

Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Постановлением Правительства РФ № 75 установлен порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее — Правила проведения конкурса).

Относительно довода жалобы о неправомерности объявления отдельных процедур Торгов Комиссия поясняет следующее.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства России от 30.06.2004 № 331 (далее — Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа,
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Вместе с тем в силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в порядке, установленном статьей 18.1 подлежат рассмотрению жалобы на действия (бездействия) организаторов торгов при проведении процедуры торгов и порядка заключения договора.

Таким образом, антимонопольный орган не наделен полномочиями по рассмотрению законности оснований объявления открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домом. Кроме того, по мнению Комиссии, разделение торговых процедур на лоты как раз и направлено на развитие конкуренции и конкурентной среды, обеспечивает состязательность участников процедуры.

Относительно довода жалобы проведения торгов с учетом выбора собственниками помещений способа управления многоквартирным домом Комиссия поясняет следующее.

Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Постановление Правительства № 75, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В соответствии с пунктом 39 Правил проведения конкурса в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом и реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

При этом, как указывает в своей жалобе Общество, собственниками помещений выбран способ управления многоквартирным домом, а также выбором ООО «УК «Уютный дом – М» в качестве управляющей организации.

В свою очередь, исходя из изложенного, вопросы правомерности выбора способа управления собранием собственников и, как следствие, правомерности в указанной части проведения конкурса не могут быть предметом рассмотрения в рамках возложенных на антимонопольный орган полномочий в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заявитель также указывает в своей жалобе, Организатор торгов неправомерно допустил к участию в Торгах ГБУ «Жилищник района Выхино-Жулебино», поскольку оно не отвечает требованиям подпункта 5 пункта 15 Правил проведения конкурса, а именно, ГБУ «Жилищник района Выхино-Жулебино» имеет кредиторскую задолженность в размере 86% от балансовой стоимости активов.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 15 Порядка проведения конкурса при проведении конкурса к участникам предъявляется требование об отсутствии у него кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере 70 процентов балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При этом под кредиторской задолженностью в целях применения настоящего пункта понимается совокупность обязательств претендента (краткосрочных и долгосрочных), предполагающих существующие в текущее время (неисполненные) ее обязательства в пользу другого лица (кредитора), включая обязательства по кредитам и займам, которые приводят к уменьшению балансовой стоимости активов претендента.

Аналогичное требование установлено Организатором торгов в подпункте 5 пункта 1.5.2 документации о Торгах.

В пункте 70 Правил № 75 предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 18 данных Правил.

Комиссия, рассмотрев представленные возражения Организатора торгов, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимосвязи, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.

Под бюджетным учреждением согласно части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) понимают некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно части 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

На основании части 11 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет осуществлено затрудненно.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом о бухгалтерском учете, если иное не установлено Законом о бухгалтерском учете.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете.

Порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений утвержден приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

В соответствии с данным приказом показатели расчетов по обязательствам учреждения в разрезе счетов бухгалтерского учета отражаются в разделе «Обязательства»

Так, согласно бухгалтерскому балансу ГБУ «Жилищник района Выхино-Жулебино» общая сумма обязательств, указанных в соответствующем разделе равна 3 437 576 963, 69 руб., из которых 2 170 164 757, 86 руб. относится к счету «Расчеты с учредителем».

Пунктом 283 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н предусмотрено, что счет «Расчеты с учредителем» предусмотрен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения, автономного учреждения.

В соответствии с пунктом 116 приказа Минфина России от 16.12.2010 № 174н в счете «Расчеты с учредителем» оформляются операции в сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

Таким образом, согласно предусмотренному порядку ведения бухгалтерского учета в данном счете отображается показатель стоимости имущества учреждения, по которым оно не отвечает по принятым обязательствам.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что при расчете процентного соотношения кредиторской задолженности к балансовой стоимости активов ГБУ «Жилищник района Выхино-Жулебино» счет «Расчеты с учредителем» не подлежит учету.

Таким образом, кредиторская задолженность ГБУ «Жилищник района Выхино-Жулебино» без учета счета «Расчеты с учредителем» составляет менее 70% балансовой стоимости активов, что соответствует требованиям подпункта 5 пункта 15 Правил проведения конкурса.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалоб Заявителя.

Относительно довода жалобы о неправомерности отклонения заявки Общества Комиссия установила следующее.

Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в Торгах, одним из оснований отказа в допуске заявителю явилось непредставление определенных пунктом 53 Правил проведения конкурса документов.

Согласно пункту 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя в том числе выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица.

Представленная ООО «УК «Уютный Дом-М» в составе заявки на участие в конкурсе выписка из Единого государственного реестра юридических лиц является копией полученной и распечатанной выписки из ЕГРЮЛ.

Согласно пункту 92 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2015 № 5н (далее – Административный регламент), возможно предоставление сведений из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на бумажном носителе и в виде электронного документа. Если выписка предоставляется на бумажном носителе, то она должна быть подписана должностным лицом налогового органа и скреплена гербовой̆ печатью налогового органа (пункты 70-77 Административного регламента), если же она оформлена в виде электронного документа, то должна содержать электронную подпись налогового органа (пункты 103-109 Административного регламента).

Таким образом, выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью, если она подписана квалифицированной электронной подписью налогового органа.

Как пояснил представитель Организатора торгов, Конкурсная комиссия не посчитала такую выписку равнозначной документу, подписанному на бумажном носителе, ввиду того, что она была представлена на бумажном носителе и Заявителю необходимо было представить её в таком случае электронной форме.

Вместе с тем в соответствии с подпунктом 1 пункта 53 Правил заявка на участие в Конкурсе включает в себя выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку на участие в конкурсе

Исходя из положений пунктов 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» выписка из ЕГРЮЛ в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке из ЕГРЮЛ на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа.

При этом Комиссия не ставит под сомнение подлинность сформированной выписки из ЕГРЮЛ, поскольку она была сформирована с использованием официальных ресурсов ФНС России и подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Более того, выписка из ЕГРЮЛ находится в открытом доступе, и Организатор торгов мог удостовериться в подлинности представленной выписки.

При таких обстоятельствах Комиссии приходит к выводу о несостоятельности основания для отклонения заявки Общества по отсутствию выписки из ЕГРЮЛ.

Вторым основанием отказа в допуске явилось непредставление ООО «УК «УЮТНЫЙ ДОМ-М» копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.

В составе заявки на участие в конкурсе Общества представлены копии утвержденного бухгалтерского баланса за 2018 год, в то время как на момент принятия решения и размещения информации о проведении конкурса отчетным годом является 2019 год.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

Исходя из положений части 5 статьи 18 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть представлена в налоговые органы не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Таким образом, последний день представления для бухгалтерской отчетности за 2019 год приходился на 31.03.2020.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее — Постановление) срок представления налогоплательщиками, налоговыми агентами налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость), налоговых расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март - май 2020 продлен на 3 (три) месяца.

Таким образом, срок сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год продлен до 30.06.2020.

При этом Заявки на участие в Торгах принимались до 19.06.2020.

Таким образом, Заявителем на участие в Торгах был представлен бухгалтерский баланс за 2018, ввиду того что на момент подачи заявки не было утвержден бухгалтерский баланс за 2019, а срок сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности не истек.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о неправомерности рассматриваемого основания отклонения.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции

 

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу ООО «УК Уютный дом-М» на действия Управы района Выхино-Жулебино г. Москвы при проведении Торгов обоснованной в части неправомерного отклонения заявки Общества, необоснованной в части неправомерности допуска ГБУ «Жилищник района Выхино-Жулебино», в остальной части оставить жалобу без рассмотрения.

    2. Установить в действиях Организатора торгов нарушения пункта 18 Правил.

    3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только в судебном порядке в течение трех месяцев.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-10648/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

09.07.2020                                                                                   г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 09.07.2020 по делу № 077/07/00-10648/2020,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Управе района Выхино-Жулебино г. Москвы (далее — Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным домом (извещение № 130520/3910538/04, далее – Торги), а именно:

1. Организатору торгов отменить протоколы, составленные в ходе проведения Торгов.

2. Организатору торгов по Торгам с извещением № 130520/3910538/04 пересмотреть заявки участников Торгов с учетом решения Комиссии от 09.07.2020 по делу № 077/07/00-10648/2020.

3. Организатору торгов разместить информацию об исполнении предписания на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

4. Организатору торгов надлежит исполнить настоящее предписание в срок
до 24.08.2020.

5. Организатору торгов об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 27.08.2020 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

 

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны