Решение (комиссия) б/н б/а от 14 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10634/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
12.08.2024                                                                                                                г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «Бизнес-Партнер» (далее — Заявитель) на действия ФГУП«ФЭО» (далее — Заказчик) при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на договора оказание услуг по аренде грузовой специальной автомобильной техники с экипажем для нужд филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО» (реестровые №№ 32413792767, 240000116300194, закупочная процедура опубликована на официальном сайте https://www.astgoz.ru/, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, направленная письмом ФАС России от 07.08.2024 №28/70437/24.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

1) Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в нарушение требований Закона о закупках внесены изменения в документацию о проведении Закупки (далее — Закупочная документация) за пределами срока подачи заявок на участие в Закупке.

Как пояснил Заявитель, Заказчиком внесены изменения в части сроков подачи заявок на участие в Закупке, а именно: срок окончания подачи заявок перенесен на 25.07.2024.

2) Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком не соблюден кворум при рассмотрении заявок участников Закупки.

3) Заявитель также выражает несогласие с направлением второму участнику Закупки дозапроса недостающих в составе заявки документов.

4) Согласно доводам жалобы Заказчиком не размещен протокол рассмотрения заявок участников от 19.07.2024 № 240000116300194-1 на сайте электронной площадки.

5) Также Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком не соблюден срок предоставления дополнительных сведений в ответ на направленный участнику дозапрос.

Как пояснил Заявитель, срок предоставления документов на дозапрос составляет 3 рабочих дня, при этом, Заказчиком предоставлено участнику 5 рабочих дней на предоставление документов, истребованных в направленном дозапросе.

6) Заявитель в своей жалоба выражает несогласие с отклонением своей заявки отучастия в Закупке ввиду отсутствия необходимого уровня обеспеченности финансовыми ресурсами.

Как пояснил Заявитель, он с указанным отклонением не согласен, так как представленная им в составе заявки бухгалтерская отчетность содержит арифметические ошибки, в связи с чем, отсутствует возможность точно рассчитать его уровень обеспеченности финансовыми ресурсами.

7) Также Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с требованием Закупочной документации о наличии у участников определенного уровня обеспеченности финансовыми ресурсами.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При проведении закупочных процедур Заказчик руководствуется требованиями Положения Единого отраслевого стандарта закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденного решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее — Положение о закупке).

Извещение о проведении Закупки опубликовано на сайте электронной торговой площадке ООО «АСТ ГОЗ».

Дата начала срока подачи заявок на участие в закупке: 09.07.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 10:00 (время московское) 17.07.2024.

Дата проведения отборочной стадии и подведения итогов запроса котировок: не позднее 06.08.2024.

Начальная (максимальная) цена договора: 60 720 000 (Шестьдесят миллионов семьсот двадцать тысяч) рублей 00 копеек, с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов.

1) Относительно довода жалобы Заявителя о неправомерном внесении изменений в Закупочную документацию после окончания срока подачи заявок, Комиссия отмечает следующее.

Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

В силу пункта 1 статьи 6.2.2 Положения о закупке предоставление закупочной документации (в том числе изменений документации) осуществляется путем ее размещения на официальных сайтах, а также:

  • в случае проведения закупки в электронной форме – через ЭТП;

  • в случае проведения закупки в неэлектронной (бумажной) форме – на основании заявления любого заинтересованного лица путем предоставления копии закупочной документации в письменной форме или в форме электронного документа (по выбору организатора закупки) не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня получения такого заявления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6.2.2 Положения о закупке решения о внесении изменений в извещение и/или документацию о закупке принимает заказчик.

Комиссией установлено, что Заказчиком протоколом рассмотрения заявок участников от 19.07.2024 № 240000116300194-1 направлен запрос документов в адрес участника Закупки ООО «ТОСНА».

В соответствии с пунктом 4 указанного протокола участнику ООО «ТОСНА» необходимо в срок до 08:00 25.07.2024 представить в адрес Заказчика запрашиваемые документы.

При этом, в указанном протоколе отсутствуют сведения, что срок окончания приема заявок переносится на 25.07.2024.

Таким образом, срок приема заявок остался неизменным, а именно до 17.07.2024.

Таким образом, Заказчиком не вносились изменения в Закупочную документацию после окончания срока подачи заявок и не изменялись даты подачи заявок на участие в Закупке.

При таких обстоятельствах указанный довод жалобы Заявителя не находит своего фактического подтверждения.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя в указанной части.

2) Относительно довода жалобы, что Заказчиком не соблюден кворум при рассмотрении заявок участников, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов по закрытому запросу котировок на право заключения договора на оказание услуг по аренде грузовой специальной автомобильной техники с экипажем для нужд филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО» от 26.07.2024 № 240000116300194-2 заседание закупочной комиссии проводилось в 10:00 (время московское) «26» июля 2024 года, по адресу: г. Москва, Пыжевский пер., д. 6.

На заседании присутствовали:

ФИО

Роль в закупочной комиссии

 

Заместитель председателя закупочной комиссии

 

Заместитель председателя закупочной комиссии

 

Член закупочной комиссии

 

Секретарь закупочной комиссии без права голос

Заседание проводилось в присутствии 4 из 7 членов закупочной комиссии.

Комиссией установлено, что приложением № 2 к приказу ФГУП «ФЭО» от 10.11.2022 № 214-1/814-П утвержден состав закупочной комиссии по отбору возможных поставщиков товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «ФЭО»:

 

Председатель закупочной комиссии:

 

 

Начальник управления организации закупок

Заместители председателя закупочной комиссии:

 

Начальник отдела закупок

 

Начальник отдела по планированию, отчетности и развитию системы категорийного управления

Члены закупочной комиссии:

 

Начальник управления сопровождения строительства

 

Главный специалист – эксперт отдела договорно – правовой работы

 

Главный специалист – эксперт отдела защиты активов

Секретарь закупочной комиссии (без права голоса):

Секретарем закупочной комиссии (без права голоса) является работник Управления организации закупок ФГУП «ФЭО», ответственный за проведение закупки*.

 

Приложением № 1 к приказу ФГУП «ФЭО» от 10.11.2022 № 214-1/814-П утверждено положение о закупочной комиссии по отбору возможных поставщиков товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «ФЭО» (далее — Положение о закупочной комиссии).

В соответствии с пунктом 7.3 Положения о закупочной комиссии заседание Закупочной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее пятидесяти процентов от общего числа ее членов.

Комиссия отмечает, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 26.07.2024 № 240000116300194-2 заседание проводилось в присутствии 4 из 7 членов закупочной комиссии, что свидетельствует о том, что Заказчиком соблюден кворум при заседании закупочной комиссии по рассмотрению заявок участников.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя в указанной части.

3) Относительно довода жалобы Заявителя о неправомерном направлении дозапроса в адрес участника Закупки, Комиссия отмечает следующее.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии по закрытому запросу котировок на право заключения договора на оказание услуг по аренде грузовой специальной автомобильной техники с экипажем для нужд филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО» от 19.07.2024 № 240000116300194-1 Заказчиком направлен запрос дополнительных документов адрес участника ООО «ТОСНА» в связи с непредставлением в составе заявки копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший период финансового года (6 месяцев текущего финансового года/9 месяцев текущего финансового года).

Комиссия отмечает, что подпунктом 1.7 пункта 2.1.1 части 1 тома 1 Закупочной документации установлено, что для подтверждения уровня обеспеченности финансовыми ресурсами: копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший финансовый год и за истекший период финансового года (6 месяцев текущего финансового года/9 месяцев текущего финансового года) и/или иные формы предоставления данных участниками закупки в соответствии с требованиями и порядком, предусмотренными разделом 3 документации.

Согласно пункту 7.6 части 2 тома 1 Закупочной документации в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке на отборочной стадии в случаях, указанных ниже, комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в закупке (в том числе по сведениям и документам, необходимым для рассмотрения на оценочной стадии), на основании которого организатор направляет уточняющие запросы:

7.6.1. При отсутствии, представлении не в полном объеме или в нечитаемом виде в составе заявки на участие в закупке следующих документов (если предоставление соответствующего документа предусмотрено документацией):

а) документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявки от имени участника закупки,

б) учредительные документы,

в) разрешающие документы (лицензии, допуски, членство в саморегулируемых организациях и т.д.),

г) документы, подтверждающие обладание участником закупки необходимыми для исполнения договора финансовыми ресурсами,

д) документы от изготовителя товара, подтверждающие согласие изготовителя на предложение в рамках закупки его товара участником,

е) документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей, указанную участником закупки в своей заявке,

ж) сведения, подтверждаемые участником закупки декларативно по форме в соответствии с требованиями документации,

з) «анкета производителя», «анкета предприятия-подрядчика / сервисного предприятия».

Комиссией установлено, что участником Закупки ООО «ТОСНА» в нарушение требований подпункта 1.7 пункта 2.1.1 части 1 тома 1 Закупочной документации не представлено в составе заявки копии бухгалтерской отчетности, в связи с чем, в соответствии с подпунктом г) пункта 7.6.1 части 2 тома 1 Закупочной документации Заказчику надлежало направить в адрес такого участника запрос представления необходимых документов.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что при направлении дозапроса участнику Закупки ООО «ТОСНА» Заказчик действовал в строгом соответствии с положениями Закупочной документации, которое не обжаловалось Заявителем в установленном законом порядке.

Кроме того, Комиссия отмечает, что пунктом 7.6 части 2 тома 1 Закупочной документации установлены исчерпывающие основания направления дозапросов в адрес участников Закупки.

Так, Заявителем представлены все необходимые документы в составе заявки, в связи с чем, в соответствии с пунктом 7.6 части 2 тома 1 Закупочной документации у Заказчика отсутствовали правовые основания для направления дозапроса в адрес Заявителя.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя в указанной части.

4) Относительно довода жалобы, что Заказчиком не размещен протокол рассмотрения заявок участников от 19.07.2024 № 240000116300194-1 на сайте оператора электронной площадки, Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 6.2.1 Положения о закупке размещение сведений и документов по закупке (закупочной документации, извещения о закупке и проекта договора в составе закупочной документации, изменений, вносимых в извещение и (или) документацию, разъяснений документации, протоколов, составляемых в ходе закупки (далее – сведения о закупке), а также иной информации, размещение которой предусмотрено Стандартом) осуществляется в порядке и сроки, установленные для конкретных способов закупки в ч. 1 ст. 4.2.1 и в приложении № 12, в соответствии с требованиями законодательства РФ, Стандарта и распорядительных документов Корпорации, в том числе в области защиты государственной тайны, коммерческой тайны и служебной информации ограниченного распространения, за исключением случаев, предусмотренных в части 4 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1.2 Приложение № 12 Положения о закупке информация и документы по закупке публикуются на официальном сайте и ЭТП. Официальным источником информации о ходе и результатах закупки (официальной публикацией) является официальный сайт, указанный в извещении о проведении закупки.

В силу пункта 1.5 Приложение № 12 Положения о закупке протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются на официальном сайте и ЭТП не позднее чем через 3 (три) дня со дня подписания таких протоколов, но в любом случае срок оформления, подписания и размещения таких протоколов должен составлять не более 3 (трех) рабочих дней после соответствующего заседания комиссии, если иное не предусмотрено настоящим приложением.

Комиссией установлено, что протокол рассмотрения заявок участников от 19.07.2024 № 240000116300194-1 опубликован на сайте оператора электронной площадки 19.07.2024 в 17:46.

Таким образом, довод жалобы Заявителя, что протокол рассмотрения заявок участников от 19.07.2024 № 240000116300194-1 не опубликован на сайте оператора электронной площадки не находит своего фактического подтверждения.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя в указанной части.

5) Относительно довода жалобы Заявителя, что Заказчиком не соблюден срок предоставления дополнительных сведений в ответ на направленный участнику дозапрос, Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 7.9 части 2 тома 1 Закупочной документации решение комиссии об уточнении заявок на участие в закупке отражается в протоколе заседания комиссии.

В соответствии с пунктом 7.10 части 2 тома 1 Закупочной документации запросы направляются участникам закупки после размещения на официальном сайте протокола, указанного в пункте 7.9 настоящего раздела. Направление организатором таких запросов и ответов участников на данные направленные запросы осуществляется с помощью программных и технических средств ЭТП.

В силу пункта 7.11 части 2 тома 1 Закупочной документации срок уточнения участниками своих заявок на участие в закупке устанавливается одинаковый для всех участников и составляет 3 (три) рабочих дня. При закупках, осуществляемых в целях реализации договоров, продукция по которым поставляется и/или используется на территории иностранного государства, а также при закупках, относящихся к категории «комплексный лот», в случае мотивированного обращения заказчика организатор продлевает срок уточнения участниками своих заявок на участие в закупке. Непредставление или представление не в полном объеме запрашиваемых документов и (или) разъяснений в рамках отборочной стадии рассмотрения заявок до окончания срока уточнения участниками своих заявок на участие в закупке служит основанием для отказа в допуске к участию в закупке по основаниям пункта 8.3 настоящего раздела.

Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 19.07.2024 № 240000116300194-1 участнику ООО «ТОСНА» необходимо в срок до 08:00 (время московское) «25» июля 2024 с помощью программных и технических средств ЭТП «АСТ ГОЗ» направить Заказчику запрашиваемые заполненные документы и сведения.

В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, Заказчиком предоставлено ООО «ТОСНА» 3 рабочих дня для предоставления запрашиваемых документов, что соответствует пункту 7.11 части 2 тома 1 Закупочной документации.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя в указанной части.

6) Относительно довода жалобы Заявителя о неправомерном отклонении его заявки от участия в Закупке, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов по закрытому запросу котировок от 26.07.2024 № 240000116300194-2 заявка Заявителя отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «уровень обеспеченности финансовыми ресурсами у участника закупки ниже 20 единиц, согласно Методике расчета обеспеченности финансовыми ресурсами участников процедуры закупки (Раздел 3 Части 1 Тома 1 закупочной документации), что не соответствует требованию, установленному в подпункте 1.7 пункта 1 подраздела 2.1 Раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации».

Комиссия отмечает, что подпунктом 1.7 пункта 2.1.1 части 1 тома 1 Закупочной документации установлено требование о наличии уровня обеспеченности финансовыми ресурсами у участника Закупки не ниже 30 единиц, согласно методике расчета.

В случае недостаточности требуемого уровня обеспеченности финансовыми ресурсами (в интервале от 20 включительно до 30 единиц) участник закупки предоставляет увеличенное обеспечение исполнения договора на условиях и в порядке, указанных в п. 20 извещения о проведении закупки в соответствии с Методикой расчета финансовой обеспеченности участника (Приложение 3 к Приложению 8 ЕОСЗ), в случае принятия решения о заключении с ним договора.

Для подтверждения уровня обеспеченности финансовыми ресурсами участники представляют: копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший финансовый год и за истекший период финансового года (6 месяцев текущего финансового года/9 месяцев текущего финансового года) и/или иные формы предоставления данных участниками закупки в соответствии с требованиями и порядком, предусмотренными разделом 3 документации.

Методика расчета обеспеченности финансовыми ресурсами участников процедуры закупки установлена разделом 3 тома 1 части 1 Закупочной документации (далее — Методика).

Методика основана на расчете показателей обеспеченности финансовыми ресурсами предприятия, характеризующих уровень риска деятельности предприятия с точки зрения сбалансированности или превышения доходов над расходами. Эти показатели, в том числе, позволяют заказчику оценить способность предприятия в сроки и в полном объеме исполнить свои обязательства по заключаемым с заказчиком договорам. Для общего расчета финансового состояния предприятия используются основные показатели его деятельности, содержащиеся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно: в Форме по ОКУД 0710001 «Бухгалтерский баланс» и в Форме по ОКУД 0710002 «Отчет о прибылях и убытках» («Отчет о финансовых результатах»).

Для общего расчета обеспеченности финансовыми ресурсами предприятия используются основные показатели его деятельности, такие как:

Коэффициент автономии собственных средств;

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности c суммой договора;

Коэффициент покрытия процентов.

Расчет показателей осуществляется за истекший финансовый год и за истекший период финансового года (6 месяцев текущего финансового года/ 9 месяцев текущего финансового года). Под финансовым годом понимается законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии со стандартами бухгалтерской (финансовой) отчетности составляется отчетность о результатах деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность за истекший период текущего финансового года, подготовленная в соответствии со стандартами РСБУ:

если срок окончания подачи заявок до 31 июля текущего года включительно – не предоставляется (за исключением случаев, когда организация участника закупки создана в указанный период: в данном случае такой участник предоставляет отчетность по истекшему периоду текущего финансового года);

если срок окончания подачи заявок в периоде с 31 июля до 31 октября текущего года включительно - предоставляется за 6 месяцев;

если срок окончания подачи заявок позднее 31 октября текущего года - предоставляется за 9 месяцев.

В настоящем случае датой окончания срока подачи заявок является 17.07.2024, в связи с чем, расчет обеспеченности финансовыми ресурсами осуществляется на основании бухгалтерской отчетности за истекший финансовый год.

Заявителем в составе заявки представлена бухгалтерская отчетность на 31 декабря 2023 год.

Согласно расчету обеспеченности финансовыми ресурсами, проведенного по установленной Методике уровень обеспеченности финансовыми ресурсами Заявителя составил 10 единиц, что меньше минимального значения в соответствии с подпунктом 1.7 пункта 2.1.1 части 1 тома 1 Закупочной документации - 20 единиц.

В соответствии с подпунктом б) пункта 8.3 части 2 тома 1 Закупочной документации по итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора. Основанием для отказа в допуске является несоответствие участника закупки требованиям документации.

Учитывая, что заявка Заявителя не соответствует требованиям подпункта 1.7 пункта 2.1.1 части 1 тома 1, Комиссия приходит к выводу, что такая заявка подлежала отклонению от участия в Закупке на основании подпункта б) пункта 8.3 части 2 тома 1 Закупочной документации.

При этом, в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках при рассмотрении заявок участников Заказчик опирается на документы и сведения, представленные участниками в составе заявки.

Участник самостоятельно несет ответственность за представление документов, которые содержат какие-либо ошибки.

Таким образом, наличие арифметических ошибок в бухгалтерской отчетности Заявителя не свидетельствует о неправомерности отклонения его заявки.

Также Комиссия отмечает, что Заявителем 01.08.2024 в адрес Заказчика направлен запрос разъяснений относительно отклонения своей заявки от участия в Закупке.

При этом, Заказчиком 06.08.2024 предоставлен ответ на поступивший запрос Заявителя с предоставлением подробного расчета обеспеченности финансовыми ресурсами.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного Комиссия признает жалобу Заявителя в указанной части необоснованной.

7) Относительно довода жалобы Заявителя об оспаривании требования Закупочной документации о наличии у участников определенного уровня обеспеченности финансовыми ресурсам, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

На основании письма ФАС России от 23.01.2018 № ИА/3655/18 жалоба на положения документации, поданная лицом, не подавшим заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в соответствующей процедуре подлежит оставлению без рассмотрения.

Также в письме ФАС России от 25.06.2019 МЕ/53183/19 указано, что жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Из приведенной позиции следует, что обжалование положений документации в независимости от того является ли лицо участником Закупки или нет, допускается исключительно в срок до окончания подачи заявок, установленный извещением.

Оспаривание Заявителем положений документации, по его мнению, ограничивающих конкуренцию, подлежало обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно — до 17.07.2024.

В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Закупочной документации.

При этом, Комиссия отмечает, что Заявитель принял участие в Закупке и направил жалобу на действия Заказчика в антимонопольный орган 05.08.2024, то есть за пределами срока подачи заявок.

Также Комиссия отмечает, что обжалование Заявителем положений документации после принятия участия в самой Закупке не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Закупки положений документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается осуществление гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Обжалование участником Закупки положений Закупочной документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что у Заявителя отсутствуют правовые основания для оспаривания положений Закупочной документации после истечения срока, отведенного на подачу заявок для принятия участия в процедуре, а равно у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы в указанной части по существу.

Указанная правовая позиция изложена в постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу №А40-178288/20, от 23.06.2023 по делу № А40-17873/23, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.02.2024 по делу № А40-84118/2023, решениях Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2023 по делу № А40-276661/22, от 10.10.2023 по делу № А40-167076/23.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

В связи с изложенным Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя в указанной части без рассмотрения в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, письмом ФАС России от 25.06.2019 МЕ/53183/19, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Оставить жалобу ООО «Бизнес-Партнер» (ИНН: 6314027406, ОГРН: 1066317035146) на действия ФГУП «ФЭО» (ИНН: 4714004270, ОГРН: 1024701761534) при проведении Закупки без рассмотрения в части обжалования положений Закупочной документации, в остальной части признать жалобу необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 08.08.2024 № ЕИ/32160/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны