Решение б/н б/а от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-19303/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


27.12.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

при участии представителей ООО «Консул», ГБУ «Жилищник района Очаково-Матвеевское»,

рассмотрев жалобу ООО «Консул» (далее — Заявитель) на действия ГБУ«Жилищник района Фили-Давыдково» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по восполнению материалами базы для бесперебойной работы учреждения (реестровый № 32211869738, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с отклонением своей заявки на участие в Закупке.

Заявка Заявителя отклонена ввиду несоответствия технических характеристик предлагаемых к поставке товаров требованиям Закупочной документации.

Также Заявитель указывает на неправомерный допуск других участников Закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседании Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Исходя из положений части 10 статьи 4 Закона о закупках, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме установлены Приложением № 2 к Техническому заданию:

14.

Болты для монтажа стальных конструкций (в комплекте с гайками и шайбами)

Номинальный диаметр резьбы

6, не менее 8

мм

Длина болта

Не менее 50, не более 150

мм

Марка материала

Коррозионно-стойкая сталь; сталь

 

Класс точности болтов

А; В

 

Размер под ключ

Не менее 9,64

 

Класс прочности

А2-70, А4-70; 8.8; 10.9

 

Номинальный диаметр резьбы

6, не менее 8

мм

Шаг резьбы

Крупный; мелкий

 

Размер под ключ

От 9,78

мм

Класс прочности

5; 6; 8; 10

 

Материал

Сталь; коррозионно-стойкая сталь

 

Диаметр резьбы крепежной

детали

6, не менее 8

мм

Толщина шайб

не менее 1,6

мм

Класс точности шайб

А или С

 

Исполнение шайб

1; 2

 

Материал шайб

сталь или алюминиевый сплав

или бронза

 

Внутренний диаметр шайбы

Не более 9

мм

Фаска шайбы по наружному

диаметру

Не более 45

градус

 

4.

Краска АК-511

Класс материала по массовой доле нелетучих веществ

НВ2 или НВ1

 

Время высыхания материала

Не более 30

мин

Класс разметочного

материала по коэффициенту

яркости

От В0* до В7*

 

Класс материала по времени

высыхания класса

ВВ2 или ВВ1

 

Цвет

Белый, желтый, красный

 

 

В соответствии с инструкцией по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) (далее — Инструкция) все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д: пункт 14 Технического задания «Болты для монтажа стальных конструкций (в комплекте с гайками и шайбами)» (далее — товар) должен соответствовать ГОСТ Р ИСО 4014-2013, ГОСТ ИСО 4032-2014, ГОСТ 11371-78, пункт 4 должен соответствовать ГОСТ Р 52575-2021.

Подпунктом 3 пункта 27 Информационной карты Закупки установлено, что участник аукциона, подавший заявку, не допускается закупочной комиссией к участию в закупке в случае отсутствия в составе заявки предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) в случае, если предоставление таких предложений является обязательным в соответствии с извещением/документацией о закупке, либо согласия участника процедуры закупки на исполнение договора на условиях, указанных в извещении и/или документации о закупке, отсутствия в составе заявки предложения участника процедуры закупки о цене договора.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок 32211869738-01 от 13.12.2022 заявка Заявителя (идентификационный номер заявки 383494) была не допущена к участию в Закупке на основании несоответствия информации, предусмотренной статьей 13 Положения о закупке и требованиям аукционной документации в части подпунктов 3, 4, 5 пункта 27 Информационной карты, а именно Заявителем в первой части заявки на участие в электронном аукционе предоставлены показатели, не соответствующие требованиям, установленным аукционной документацией, а именно:

- п. 4. «Краска АК-511» Участник закупки указал значение параметра «Класс разметочного материала по коэффициенту яркости» В7, однако в соответствии с ГОСТ Р 52575-2021 (таб.3) для желтого цвета соответствует класс В4 или В3, а для красного цвета класс В0;

- п. 14. «Болты для монтажа стальных конструкций (в комплекте с гайками и шайбами)» Участник закупки указал значение параметра «Класс прочности» 8.8, что противоречит ГОСТ Р ИСО 4014-2013 (таб. 3) для коррозионно-стойкой стали соответствует класс прочности А2-70, А4-70;

- п. 14. «Болты для монтажа стальных конструкций (в комплекте с гайками и шайбами)» Участник закупки указал значение параметра «Класс точности болтов» А, В, что не соответствует инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов). «В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «точка с запятой», союза «или», - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.»

Заявитель, по пункту 14 Технического задания «Болты для монтажа стальных конструкций (в комплекте с гайками и шайбами)» в составе своей заявки представил следующие значения:

«Болты для монтажа стальных конструкций (в комплекте с гайками и шайбами)»

Длина болта

60, 140

мм

Марка материала

коррозионно-стойкая сталь

 

Класс точности болтов

А, В

 

Класс прочности

8.8

 

 

Относительно основания отклонения заявки Заявителя по основанию указаний по пункту 4 Технического задания «Класс прочности» 8.8 Комиссия отмечает следующее.

Согласно требованиям Технического задания, материалом гайки может быть как сталь, так и коррозионно-стойкая сталь.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 4014-2013 для стальных болтов диаметром 8, 10 мм соответствует класс прочности 8.8, 10.9. В свою очередь, для болтов, изготовленных из коррозионно-стойкой стали соответствует класс прочности А2-70, А4-70:

 

Материал

Сталь

Коррозионно-стойкая сталь

Цветной металл

Общие требования

Обозначение стандарта

ИСО 8992

Резьба

Допуски

6g

Обозначение стандарта

ИСО 724, ИСО 965-1

Механические свойства

Класс прочности <a>

d < 3 мм: по согласованию

3 мм <= d <= 39 мм:

5.6, 8.8, 9.8, 10.9

d > 39 мм: по согласованию

d <= 24 мм: A2-70, A4-70

24 мм < d <= 39 мм: A2-50, A4-50

d > 39 мм: по согласованию

Материал по ИСО 8839

 

В соответствии с ГОСТ ИСО 4032-2014 для стальных гаек диаметром 8, 10 мм соответствует класс прочности 6, 8, 10. В свою очередь, для гаек, изготовленных из коррозийно-стойкой стали соответствует класс прочности А2-70, А4-70:

 

Материал

Сталь

Коррозионно-стойкая сталь

Цветной металл

Общие требования

Обозначение стандарта

ISO 8992

Резьба

Допуски

6H

Обозначение стандарта

ISO 724, ISO 965-1

Механические свойства

Класс прочности

D < М5: по согласованию

М5 <= D <= М39: 6, 8, 10

D > 39 мм: по согласованию

D <= М24: A2-70, A4-70

М24 < D <= М39: A2-50, A4-50

D > М39: по согласованию

Материал

по ISO 8839

Обозначение стандарта

М5 <= D <= М39: ISO 898-2

D < М5 и D > М39: по согласованию (см. ISO 898-2, приложение A)

D <= М39: ISO 3506-2

D > М39: по согласованию

 

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что гайки/болты из коррозионно-стойкой стали не могут иметь класс прочности 8.8.

Таким образом, указанное Заявителем значение «Класс прочности» 8.8. для продукции из коррозионно-стойкой стали не соответствует ни одному ГОСТу и не соответствует Закупочной документации.

Относительно основания отклонения заявки Заявителя ввиду несоответствия значению «Класс точности болтов» Комиссия отмечает следующее.

Заявитель в своей заявке указал класс точности болтов: A;B.

При этом, согласно Инструкции, в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «точка с запятой», союза «или», - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.

Таким образом, Заявителю надлежало указать в заявке значение «Класс точности болтов» A или B.

В своей жалобе Заявитель указывает, что установленные требования вводят участников в заблуждение, так как в соответствии с ГОСТ Р ИСО 4014-2013 болты класса точности А не могут быть длинной 150 мм, а длина болтов класса точности В не должна быть более 10 номинальных диаметров.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что в соответствии с ГОСТ Р ИСО 4014-2013 указано: «Настоящий стандарт устанавливает характеристики болтов с шестигранной головкой с резьбой от М1,6 до М64 включительно, класса точности А для резьбы от М1,6 до М24 и номинальных длин до 10d или 150 мм включительно, и класса точности В для резьбы свыше М24 или номинальных длин свыше 10d или 150 мм».

Таким образом, вопреки позиции Заявителя, болты класса точности А и В могут иметь длину до 150 мм.

Относительно основания отклонения заявки Заявителя ввиду несоответствия значения «Класс разметочного материала по коэффициенту яркости» Комиссия отмечает следующее.

Заявитель в составе своей заявки представил следующее:

Краска АК-511

Класс разметочного

материала по коэффициенту

яркости

В7

Цвет

Белый, желтый, красный

 

Инструкцией установлено, что все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: п. 4. Краска АК-511 (далее – товар) ГОСТ Р 52575-2021.

В соответствии с ГОСТ Р 52575-2021 для белого цвета класс материала В7 или В6, для желтого цвета В4 или В3, для красного цвета В0.

Согласно Инструкции, участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг.

Таким образом, Инструкция содержит прямое указание к заполнению значений для каждого типа товара, в связи с чем, Заявителю надлежало указывать класс разметочного материала по коэффициенту яркости для каждого цвета краски в соответствии с ГОСТ Р 52575-2021.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям Закупочной документации и на основании подпунктом 3, 4, 5 пункта 27 Информационной карты Закупки подлежала отклонению.

На основании изложенного Комиссия не усматривает нарушения антимонопольного законодательства со стороны Заказчика, так как при отклонении заявки Заявителя Заказчик действовал в соответствии с требованиями собственной документации, требования которой применялись в равной степени ко всем участникам Закупки.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Указанное, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

В настоящем случае установлено, что на участие в Закупке подано 5 заявок, 3 из которых допущены к дальнейшему, по обжалуемым основаниям отклонен только Заявитель, что свидетельствует о том, что документация участникам ясна, не содержала в себе двоякого толкования и не вводила в заблуждение. Напротив, допуск заявки такого участника, при наличии 3 заявок, оформленных в полном соответствии с требованиями документации являлось бы предоставлением преимущества такому лицу перед другими участниками, что недопустимо в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Также Заявитель в своей жалобе указывает на неправомерный допуск других участников Закупки, так как они по параметру «Толщина шайбы» указали два значения.

Техническим заданием установлены следующие значения:

Диаметр резьбы крепежной

детали

6, не менее 8

Толщина шайб

не менее 1,6

В соответствии с ГОСТ 11371-78 толщина шайбы зависит от диаметра резьбы крепежной детали.

Так, согласно Инструкции участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг.

Таким образом, участникам необходимо указать толщину шайбы для диаметра 6мм, и для диаметра не менее 8 мм.

Комиссия отмечает, что вопреки позиции Заявителя, допущенные к дальнейшему участию в Закупке участники указали параметр «Толщина шайбы» в соответствии с требованиями Закупочной документации, а именно: указали значения для каждого диаметра шайбы.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Консул» (ИНН: 7709979357, ОГРН: 5167746306536) на действия ГБУ «Жилищник района Очаково-Матвеевское» (ИНН: 7731288482, ОГРН: 1157746682610) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 20.12.2022 № НП/64805/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны