Решение (комиссия) б/н б/а от 3 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7960/2023 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

28.06.2023                                                                                                                г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «Домстрой» (далее – Заявитель) на действия Управы района Некрасовка города Москвы (далее — Организатор торгов) при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом ( многоквартирными домами), расположенным(и) по адресу: г. Москва, ул. Вертолетчиков, д. 2 корп. 1 (извещения № 21000027260000000028, лот № 1, далее – Торги), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ

«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает отклонение своей заявки на участие в Торгах.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия ( бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом  от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -  ЖК РФ) орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее - Постановление Правительства № 75).

Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Постановлением Правительства № 75 установлен порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее — Правила).

В силу подпунктов 1, 2 пункта 4 Правил конкурс проводится на основе принципов создания равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, создания добросовестной конкуренции.

Согласно пункта 3.3.1. Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе включает в себя:

1)  сведения и документы о претенденте :

  • наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес;
  • номер телефона;
  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц; - документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени

юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурсе;

  • реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (с обязательным указанием в реквизитах банковского счета: фирменного наименования получателя денежных средств, ИНН получаетя денежных средств, КПП получаетя денежных средств, номера банковского счета получателя денежных средств, фирменного наименования банка, обслуживающего получателя денежных средств, места нахождения Банка, номера корреспондентского счета Банка, банковского идентификационного кода);

2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов:

  • документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
  • копии документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 1.5.2. настоящего раздела, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;
  • копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период;
  1. реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги (с обязательным указанием в реквизитах банковского счета: фирменного наименования получателя денежных средств, ИНН получателя денежных средств, КПП получателя денежных средств, номера банковского счета получателя денежных средств, фирменного наименования банка, обслуживающего получателя денежных средств, места нахождения банка, номера корреспондентского счета банка, банковского идентификационного кода).
  2. согласие претендента на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом.

Требовать от претендента представления документов, не предусмотренных данным пунктом, не допускается.

В соответствии с пунктом 1.7.1. Конкурсной документации основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются:

  1. непредставление определенных пунктом 3.3. настоящего раздела документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
  2. несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 1.5.2. настоящего раздела;
  3. несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 3.1., 3.3. настоящего раздела.

В силу пункта 1.7.2. Конкурсной документации в случае установления фактов несоответствия участника конкурса требованиям к претендентам, установленным пунктом 1.5. настоящего раздела, конкурсная комиссия отстраняет участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

Пункт 15 Правил устанавливает следующие требования к претендентам:

  1. соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;
  2. в отношении претендента не проводится процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица не проводится процедура ликвидации;
  3. деятельность претендента не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
  4. отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Претендент считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе не вступило в силу;
  5. отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При этом под кредиторской задолженностью в целях применения настоящего подпункта понимается совокупность обязательств претендента ( краткосрочных и долгосрочных), предполагающих существующие в текущее время (неисполненные) ее обязательства в пользу другого лица (кредитора), включая обязательства по кредитам и займам, которые приводят к уменьшению балансовой стоимости активов претендента;
  6. внесение претендентом на счет, указанный в конкурсной документации, средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом претендент считается соответствующим данному требованию, если непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе средства поступили на счет, указанный в конкурсной документации;
  7. отсутствие у претендента задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода, подтвержденное актами сверки либо решением суда, вступившим в законную силу;
  8. отсутствие у претендента задолженности по уплате административных штрафов за совершение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пункту 18 Правил основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются:

  1. непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
  2. несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;
  3. несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 19 Правил в случае установления фактов несоответствия участника конкурса требованиям к претендентам, установленным пунктом 15 настоящих Правил, конкурсная комиссия отстраняет участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

В силу пункта 20 Правил отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил, не допускается.

Согласно протоколу рассмотрения заявок №2100002726000000002800102 от 30.05.2023  заявку Заявителя отклонили по следующим основаниям :

  1. Несоответствие ООО «Домстрой» требованиям, установленным пунктом  15 Правил, ввиду того, что денежные средства в качестве обеспечения заявки были перечислены не от Заявителя, а от иной организации (ООО «Афина»).
  2. Заявителем в составе заявки представлены недостоверные сведения, а именно : в составе заявки Заявитель представил копию утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период, которая содержит недостоверные сведения в части строк «Денежные средства и денежные эквиваленты» (код строки 1250), «Баланс» ( код строки 1600, 1700), «Капиталы и резервы» (код строки 1300). По указанным строкам в представленной Заявителем бухгалтерской отчетности указана сумма 10 тысяч рублей, когда как согласно бухгалтерской отчетности размещенной на ресурсе БФО указанные строки имеют «прочерк».

Относительно первого основания отклонения заявки Заявителя, Комиссия отмечает следующее.

Пункт 13 Правил предусматривает, что в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе претендент вносит средства на указанный в конкурсной документации счет.

Подпунктом 6 пункта 15 Правил установлено требование к претенденту о внесении претендентом на счет, указанный в конкурсной документации, средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом претендент считается соответствующим данному требованию, если непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе средства поступили на счет, указанный в конкурсной документации.

Пунктом 18 Правил установлены основания для отказа допуска к участию в конкурсе, к которым относятся: непредставление определенных пунктом 53 названных Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений; несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 названных Правил; несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 названных Правил. Указанный перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

На основании пункта 68 Правил конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, а также на соответствие претендентов требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил.

Организатор торгов пояснил, что Заявитель в подтверждение внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки представил платежное поручение от 24.05.2023 № 33, согласно которому ООО «АФИНА» перечисляет денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурса за ООО «Домстрой».

Согласно позиции Организатора торгов, перечисление денежных средств третьим лицом за участника не допускается.

При этом, в составе заявки Заявителя отсутствовали документы подтверждающие его права на денежные средства, перечисленные третьим лицом в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Комиссия оценивает позицию Организатора критически ввиду того, что в совокупности пунктов 13, 52, 53 Правил отсутствует обязанность претендента подтверждать полномочия плательщика.

Требование об подтверждении полномочия плательщика противоречит условию подпункта 6 пункта 15 Правил. Сам факт поступления денежных средств по приложенному к представленной в порядке пунктов 52, 53 Правил заявке документу, является достаточным для признания претендента соответствующим требованию подпункта 6 пункта 15 Правил.

Таким образом, при решении вопроса о допуске к участию в конкурсе правовое значение имеет факт поступления денежных средств на счет заказчика по приложенному претендентом платежному документу об оплате, а не личность лица, осуществившего платеж, поскольку совокупные положения пунктов 13, 52, 53 Правил не содержат требований о личном перечислении денежных средств в качестве обеспечительного взноса для участия в конкурсе, а также необходимости представлении в составе заявки документов, подтверждающих полномочия на перечисление таких средств от лица претендента.

При этом в соответствии с требованиями пункта 17 Правил конкурсная комиссия

не вправе возлагать на претендента обязанность подтверждать соответствие требованиям, указанным подпунктом 5 пункта 15 названных Правил.

Кроме того, Комиссией установлено, что в представленном в составе заявки Заявителя платежном поручении от 24.05.2023 № 33 указано, что назначение платежа является «Обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе. Номер извещения № 21000027260000000028. Лот №1  за ООО «Домстрой» ИНН: 9729322940», в связи с чем, у Организатора торгов имелось информация, что ООО «АФИНА» перечисляет денежные средства в качестве обеспечения заявки за Заявителя.

Таким образом, у Организатора торгов отсутствовали основания для непринятия указанного платежного поручения в качестве подтверждения обеспечения заявки на участие в конкурсе.

На основании изложенного, Комиссия признает жалобу Заявителя в части отклонения заявки по указанному основанию обоснованной и устанавливает в действиях Организатора торгов нарушение подпунктов 1,2 пункта 4 Правил, пункта 68 Правил.

Относительно основания отклонения заявки Заявителя ввиду представления недостоверных сведений, Комиссия отмечает следующее.

Заявителем в составе заявки представлена упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2022 год с печатью генерального директора ООО «Домстрой».

В представленной бухгалтерской отчетности по показателям «Денежные средства и денежные эквиваленты» (код строки 1250), «Баланс» (код строки 1600, 1700) , «Капиталы и резервы» (код строки 1300) указана сумма 10 тысяч рублей.

В свою очередь, согласно упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Домстрой», представленной на сайте государственного информационного ресурса Бухгалтерской финансовой отчетности, по показателям «Денежные средства и денежные эквиваленты» (код строки 1250), «Баланс» (код строки 1600, 1700) , «Капиталы и резервы» (код строки 1300) указан «прочерк».

Таким образом, бухгалтерская отчетность в составе заявки и бухгалтерская отчетность на сайте государственного информационного ресурса БФО имеют расхождения.

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что в результате несогласованности действий бухгалтеров в адрес Федеральной налоговой службы была направлена бухгалтерская отчетность, которая не отражает деятельность компании.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

В настоящем случае у Организатора торгов имелись основания для отклонения заявки Заявителя ввиду представления недостоверных сведений, так как бухгалтерская отчетность, представленная в составе заявки не соответствует бухгалтерской отчетности на сайте государственного информационного ресурса БФО.

Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1.7.1. Конкурсной документации и подпункта 1 пункта 18 Правил заявка Заявителя подлежала отклонению.

На основании изложенного, жалоба Заявителя в части оспаривания отклонения заявки ввиду представления недостоверных сведений признается необоснованной.

Комиссия, принимая во внимание, что заявка Заявителя не соответствует требованиям Конкурсной документации, а также, что по результатам Торгов заключен договор в установленные законом сроки, не выдает Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов частично обоснованной.
  2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение подпунктов 1, 2 пункта 4, пункта 68 Правил.
  3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны