Постановление б/н привлечь АО "Мосэнергосбыт" к ответственности от 15 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении

077/04/14.31-1292/2020

 

Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2020

         Полный текст постановления изготовлен 15.07.2020

 

<...> рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/14.31-1292/2020, возбужденного в отношении АО «Мосэнергосбыт» (ИНН 7736520080, КПП 773601001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9), уведомленного надлежащим образом Протоколом от 11.02.2020 № 077/04/14.31-1292/2020 об административном правонарушении (исх. от 11.02.20­20 № 6617/20), в присутствии представителя АО «Мосэнергосбыт» по доверенности <...>

 

УСТАНОВИЛ:

 

Протоколом от 11.02.2020 № 077/04/14.31-1292/2020 об административном правонарушении (исх. от 11.02.20­20 № 6617/20) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Событие административного правонарушения и его квалификация.

Решением Московского УФАС России от 07.10.2019 по делу № 077/01/10-1490/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 07.10.2019 № НП/51735/19) установлен факт нарушения АО «Мосэнергосбыт» (ИНН 7736520080, КПП 773601001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации электрической энергии на территории города Москвы, в границах которой АО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии, путем совершения действий по направлению в адрес <...> счета на оплату стоимости безучетного потребления в отсутствие на то оснований, а также направления уведомления об ограничении электрической энергии в отношении объекта <...>, расположенного по адресу: г. Москва, <...> (далее - Объект), что привело к ущемлению интересов <...>

В адрес Московского УФАС России поступили заявления и материалы <...>. (вх. от 29.10.2018 № 54896/18) при рассмотрении которых Московским УФАС России в действиях ПАО «МОЭСК» были выявлены признаки нарушения Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения).

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия Московского УФАС России установила следующее.

В свою очередь, АО «Мосэнергосбыт» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утверждённого общим собранием акционеров АО «Мосэнергосбыт» (протокол от 09.04.2018
№ 28).

Согласно пункту 3.2. Устава АО «Мосэнергосбыт» занимается реализацией (продажей) электрической энергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) потребителям.

В соответствии с приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 14.11.2017 № 256-ТР «Об изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории города Москвы» АО «Мосэнергосбыт является гарантирующим поставщиком электрической энергии в пределах административных границ города Москвы, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности иных гарантирующих поставщиков.

Доля АО «Мосэнергосбыт» в пределах административных границ города Москвы, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности иных гарантирующих поставщиков, в которых АО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии, на рынке розничной реализации электрической энергии более пятидесяти процентов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, АО «Мосэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии в пределах административных границ города Москвы на территории, в границах которой АО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии.

Энергоснабжение объекта, расположенного по адресу: г. Москва, <...> (далее по тексту - Объект), осуществляется на основании договора энергоснабжения от 29.01.2014 № 99650565, заключенного между АО «Мосэнергосбыт» и <...> (далее - Договор).

На Объекте <...> учет потребленной электрической энергии производится на основании данных приборов учета №№ 26875285, 26875307.

В силу пункта 167 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с указанным пунктом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований Основных положений, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Согласно пункту 2 Основных положений «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и Основными положениями порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 172 Основных положений сетевая организация имеет право проводить проверки расчетных приборов учета энергопринимающих устройств, которые непосредственно или опосредовано присоединены к объектам электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 192 Основных положений факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе, при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

Согласно пункту 177 Основных положений в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет сетевой организации предложение об иных дате и (или) времени, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.

ПАО «МОЭСК» направило в адрес <...> уведомление от 06.07.2018 № ЭУ/169/1314 о проведении 02.08.2018 проверки узлов учета
на Объекте.

Основанием проведения ПАО «МОЭСК» плановой проверки узлов учета, расположенных на Объекте, является График проверки измерительных комплексов на август месяц 2018 года в соответствии с пунктами 173 и 174 Основных положений (далее по тексту - График).

В отсутствие представителя <...> ПАО «МОЭСК»
02 августа 2018 года была проведена инструментальная проверка находящихся на балансе
<...>приборов учета, по результатам которой был выявлен факт безучетного потребления электрической энергии.

Согласно указанному акту выявлено нарушение порядка учета электрической энергии, выразившееся в наличии подключенной до расчетного прибора учета № 26875307 трехфазной медной кабельной линии в границах балансовой принадлежности <...>

Согласно пункту 193 Основных положений при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.

ПАО «МОЭСК» в акте проверки узла учета от 02.08.2018 № б/н указало на необходимость явиться представителю <...> 21.08.2018 для составления акта о неучтенном потреблении в отделение ПАО «МОЭСК».

Также в адрес <...> было направлено письмо от 06.08.2018 № ЭУ/169/1588 о выявленном факте безучетного потребления электрической энергии на Объекте <...>. и о необходимости явки уполномоченного представителя для составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии в вышеуказанную дату.

ПАО «МОЭСК» был составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии от 24.08.2018 № 005428/СЗ-МУЭ в отношении прибора учета № 26875307. Указанный акт составлен в отсутствие представителя <...>, что было зафиксировано в присутствии двух незаинтересованных лиц.

Согласно пункту 195 Основных положений стоимость электрической энергии (в определенном в соответствии с пунктом 195 Основных положений объеме безучетного потребления) включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности).

Вместе с тем из представленных материалов установлено следующее.

Как было указано ранее, согласно акту о неучтенном потреблении электрической энергии от 24.08.2018 № 005428/СЗ-МУЭ факт безучетного потребления электрической энергии выразился в подключении до расчетного прибора учета № 26875307 трехфазной медной кабельной линии в границах балансовой принадлежности <...>

ПАО «МОЭСК» также указывает, что трехфазная медная кабельная линия в момент проверки находится под нагрузкой и выведена на распределительный щит <...>

При этом, Комиссией Московского УФАС России установлено, что схема подключения, указанная в акте проверки от 02.08.2018 № б/н, идентична схеме, отображенной в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений от 04.12.2013 № МКС/112.8/2444, составленной между ПАО «МОЭСК», <...> и ООО «Асириус».

Более того, в Договоре в Приложении № 2, в качестве субабонента указана организация ООО «Асириус», что отражено в однолинейной расчетной схеме, которая также соответствует схеме подключения, указанной в акте проверки от 02.08.2018 № б/н.

Согласно письменным пояснениями, представленным ПАО «МОЭСК» в адрес Московского УФАС России (вх. от 05.02.2019 № 6072/19), в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений от 04.12.2013 № МКС/112.8/2444 прямым потребителем электрической энергии, подключенным к сети ПАО «МОЭСК», является <...>, при этом Объект ООО «Асириус» является опосредованно подключенным к сети ПАО «МОЭСК».

Между АО «Мосэнергосбыт» и ООО «Асириус» до 22.07.2015 действовал договор энергоснабжения в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, <...>

Таким образом, с учетом описанных отношений между <...>., ООО «Асириус», ПАО «МОЭСК» и АО «Мосэнергосбыт» подключение, выявленное монополистами и квалифицированное, как нарушение системы учета, ранее было легитимизировано действиями сетевой организации и гарантирующего поставщика.

При этом и в возражениях на акт о неучтенном потреблении
<...>. указывает, что кабельная линия принадлежит ООО «Асириус», законность подключения Объекта ООО «Асириус» до расчетного прибора учета <...> <...>в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, составленном между ПАО «МОЭСК», <...>и ООО «Асириус»

Также, исходя из фото- и видеоматериалов, представленных
ПАО «МОЭСК» (вх. от 27.05.2019 № 28733/19), Комиссией Московского УФАС России не установлено, что на Объекте было произведено подключение, несоответствующее схеме энергоснабжения.

Согласно информации, представленной АО «Мосэнергосбыт» в адрес Московского УФАС России (вх. от 20.06.2019 № 33912/19), договор энергоснабжения от 29.01.2014 № 92434765, заключенный между гарантирующим поставщиком и ООО «Асириус» в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, <...> расторгнут 21 июля 2015 года, в связи с прекращением договора аренды.

Исходя из акта о прекращении подачи напряжения в связи с расторжением договора от 21.07.2015 № б/н, в отношении вышеуказанного помещения была прекращена подача напряжения. Вместе с тем в указанном акте не отражен способ, посредством которого была прекращена подача электрической энергии, а также отсутствует информация о демонтаже каких-либо кабельных линий.

Согласно пункту 6.2 договора энергоснабжения, заключенного между ООО «Асириус» и АО «Мосэнергосбыт», ограничение режима потребления электрической энергии вводится при прекращении исполнения обязательств сторон по договору.

В силу пункта 57 Основных положений, АО «Мосэнергосбыт» обязано проинформировать ПАО «МОЭСК» о прекращении своего права по распоряжению электрической энергией по договору энергоснабжения, в связи с его расторжением по инициативе ООО «Асириус».

Документы, подтверждающие направление АО «Мосэнергосбыт» в адрес ПАО «МОЭСК» информации о прекращении действия договора энергоснабжения, заключенного между ООО «Асириус» и гарантирующим поставщиком, в адрес Московского УФАС России не представлено.

В соответствии с подпунктом г) пункта 4 Правил полного или частичного ограничения электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила ограничения), ограничение режима потребления электрической энергии вводится по инициативе сетевой организации в связи с прекращением обязательств по поставке электрической энергии по договору энергоснабжения.

Как указано ранее, энергопринимающее оборудование ООО «Асириус» присоединено к электрическим сетям ПАО «МОЭСК» опосредовано, через электрические сети <...>, в связи с чем обязанность по введению ограничения режима потребления электрической энергии субисполнителем к сетям которого непосредственно присоединен ООО «Асириус» установлена пунктом 1(2) Правил ограничения.

Также, в возражениях <...>, представленных на заседании Комиссии Московского УФАС России по делу № 077/01/10-1490/2019, указано, что уведомлений в адрес <...> о расторжении договора энергоснабжения между АО «Мосэнергосбыт» и ООО «Асириус» со стороны гарантирующего поставщика не поступало, в связи с чем отключение субабонента (ООО «Асириус») не производилось.

Таким образом, <...> не обладала информацией о прекращении действия договора энергоснабжения, заключенного между ООО «Асириус» и АО «Мосэнергосбыт», а также информацией о прекращении подачи напряжения в нежилое помещение, расположенное на Объекте.

Комиссией Московского УФАС России не установлено, что имел место демонтаж кабельной линии, посредством которой было осуществлено технологическое присоединение ООО «Асириус» до прибора учета <...>

Более того, при оценке фото- и видеоматериалов проверки от 02.08.2018 Комиссией Московского УФАС России не установлено, что в осматриваемом в ходе указанной проверки помещении имеется какая-либо иная кабельная линия до прибора учета <...>, кроме кабельной линии, посредством которой было присоединено помещение ООО «Асириус».

В связи с непредставлением в адрес Московского УФАС России документов, подтверждающих безучетное потребление Объектом электрической энергии, Комиссией Московского УФАС России не представляется возможным установить в действиях <...> факт нарушения порядка учета потребленной Объектом электрической энергии.

В рамках рассмотрения дела № 077/01/10-1490/2019 в адрес сторон по настоящему делу Комиссией Московского УФАС России был сделан запрос информации о необходимости предоставления сведений о собственнике подвального помещения, расположенного по адресу: г. Москва, <...>

Согласно письменным пояснениям, представленным сторонами по делу
№ 077/01/10-1490/2019, информацией о собственнике вышеуказанного помещения стороны не обладают.

Действий со стороны ПАО «МОЭСК» и АО «Мосэнергосбыт», направленных на определение собственника кабельной линии, подключенной до прибора учета <...>, при проведении проверки от 02.08.2018 № б/н не совершалось.

Комиссия Московского УФАС России пришла к выводу о том, что в данном случае могли быть совершены действия, направленные на оценку наличия факта бездоговорного потребления ООО «Асириус», при этом ПАО «МОЭСК» безосновательно выставлено безучетное потребление электрической энергии <...>

Комиссией Московского УФАС России установлено, что факт безучетного потребления электрической энергии по акту о неучтенном потреблении электрической энергии от 24.08.2018 № 005428/СЗ-МУЭ ПАО «МОЭСК» не доказан.

Исходя из изложенного ПАО «МОЭСК» не совершило достаточных действий, направленных на установление факта безучетного потребления
<...>

В соответствии с пунктом 21 Регламента взаимодействия
ПАО «МОЭСК» и АО «Мосэнергосбыт» в процессе составления и оборота актов о безучетном потреблении и расчета объемов потребленной/переданной электрической энергии Приложением № 7 к договору № 17-3916 оказания услуг по передаче электрической энергии от 04.09.2017, заключенному между
ПАО «МОЭСК» и АО «Мосэнергосбыт» (далее - Договор № 17-3916), суммарное количество объемов электрической энергии, определенное по актам о безучетном потреблении электрической энергии, составленным в расчетном периоде, подлежит включению в объем оказанных услуг за расчетный период услуг по передаче электрической энергии и вычитается из объема электроэнергии, приобретаемой ПАО «МОЭСК» в расчетном периоде, в котором составлены акты о безучетном потреблении электрической энергии.

Объем безучетного потребления электрической энергии будет учтен ПАО «МОЭСК» в полезном отпуске электрической энергии и на этот объем уменьшены потери сетевой организации.

Таким образом, действия ПАО «МОЭСК» по составлению акта о безучетном потреблении электрической энергии Объектом от 24.08.2018 № 005428/СЗ-МУЭ в отсутствие на то оснований, привели к ущемлению интересов <...>

Согласно пункту 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление.

АО «Мосэнергосбыт» выставило <...> счет № Э-65-37604
от 31.08.2018 на оплату потребленной электрической энергии Объектом
с включением объема по акту безучетного потребления от 24.08.2018
№ 005428/СЗ-МУЭ в размере 741 709
(семьсот сорок одна тысяча семьсот девять) рублей 20 копеек.

Как следует из положения статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик электрической энергии коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Согласно пункту 2.1.1. Договора АО «Мосэнергосбыт» обязуется урегулировать отношения, связанные с приобретением и передачей электрической энергии (мощности) в точки поставки в интересах <...>

Согласно пункту 16 «Порядка взаимодействия при выявлении фактов безучетного потребления электроэнергии ПАО «МОЭСК»» Приложения № 7 к Договору № 17-3916, оформленные надлежащим образом ПАО «МОЭСК» в отсутствии АО «Мосэнергосбыт» акты о безучетном потреблении электроэнергии по мере их составления, подекадно (11, 21 и первого рабочего дня месяца, следующего за расчетным) передаются АО «Мосэнергосбыт» представителями ПАО «МОЭСК» по акту приема-передачи.

Акты о безучетном потреблении электрической энергии, оформленные ненадлежащим образом, подлежат возврату ПАО «МОЭСК» с указанием конкретных причин возврата.

Как следует из положения статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик электрической энергии коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

АО «Мосэнергосбыт», будучи гарантирующим поставщиком, при наличии договорных отношений с <...>, при наличии сведений о договоре энергоснабжения, заключенного ранее с ООО «Асириус», и идентичности схем энергоснабжения, указанных в данных договорах энергоснабжения (<...> и ООО «Асириус»), и схемы, выявленной ПАО «МОЭСК» в ходе проверки 02.08.2018, направило в адрес <...> счет на оплату с включенным объемом безучетного потребления.

Более того, не подтверждая демонтаж кабельной линии, подключенной до прибора учета <...>, не установив собственника подвального помещения, расположенного на Объекте (ранее арендованного
ООО «Асириус»), по сути возложило на
<...> обязанность оплаты потребленной электрической энергии собственником подвального помещения без доказанности нарушения учета со стороны <...>

Таким образом, Комиссия Московского УФАС России, оценивая добросовестность действий гарантирующего поставщика, приходит к выводу, что АО «Мосэнергосбыт» не предприняло всех зависящих от организации мер с целью недопущения ущемления интересов <...>

Кроме того, со стороны АО «Мосэнергосбыт» в адрес
<...> было направлено уведомление от 14.09.2018 № СК/34-131 об ограничении режима потребления электрической энергии в отношении Объекта.

АО «Мосэнергосбыт», использовав свое монопольное положение
на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии, поставив
под риск деятельность
<...> вследствие угрозы введения ограничения режима потребления электрической энергии, исполняющего свои обязательства по оплате текущих платежей по Договору, направило уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении Объекта, тем самым понуждало <...> к оплате счета от 31.08.2018 № Э-65-37604
на оплату безучетного потребления электрической энергии
во избежание ограничения энергоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании изложенного антимонопольным органом сделан вывод о нарушении АО «Мосэнергосбыт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «МОЭСК»), путем составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 24.08.2018 № 005428/СЗ-МУЭ в отношении Объекта, в отсутствие на то оснований, а также в действиях АО «Мосэнергосбыт», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации электрической энергии на территории города Москвы, в границах которой АО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии, путем совершения действий по направлению в адрес <...> счета на оплату стоимости безучетного потребления в отсутствие на то оснований, а также направления уведомления об ограничении электрической энергии в отношении Объекта, что привело к ущемлению интересов <...>

По итогам рассмотрения дела № 077/01/10-1490/2019 антимонопольным органом приняты Решение № 077/01/10-1490/2019 от 07.10.2019 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 07.10.2019 № НП/51735/19) и Предписание от 07.10.2019 № 077/01/10-1490/2019 (исх. от 07.10.2019 № НП/51736/19). Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-299054/19, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, акты антимонопольного органа признаны законными.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Место совершения административного правонарушения — г. Москва.

Временем выявления административного правонарушения является дата принятия Комиссией Московского УФАС России Решения от 07.10.2019 по делу № 077/01/10-1490/2019 о нарушении антимонопольного законодательства — 7 октября 2019 года.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина АО «Мосэнергосбыт» (ИНН 7736520080, КПП 773601001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9) заключаются в нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «МОЭСК»), путем составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 24.08.2018 № 005428/СЗ-МУЭ в отношении Объекта, в отсутствие на то оснований, а также в действиях АО «Мосэнергосбыт», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации электрической энергии на территории города Москвы, в границах которой АО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии, путем совершения действий по направлению в адрес <...> счета на оплату стоимости безучетного потребления в отсутствие на то оснований, а также направления уведомления об ограничении электрической энергии в отношении Объекта, что привело к ущемлению интересов <...>

Ответственность за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность за совершенное административное правонарушение, не установлено.

Согласно сведениям, представленным АО «Мосэнергосбыт» в адрес Московского УФАС России (вх. от 03.07.2020 № 467258-ЭП/20), общество исполнило Предписание от 07.10.2020 № 077/01/10-1490/2019 (исх. от 07.10.2019 № НП/51736/19).

Таким образом, при назначении административного наказания было установлено смягчающее обстоятельство, а именно в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьями 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Учитывая наличие смягчающего обстоятельства в виде исполнения предписания об устранении допущенного нарушения, выданного Московским УФАС России, до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, сумма штрафа подлежит уменьшению на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

На основании изложенного сумма штрафа в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ составляет 562 500 (пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31-14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Руководствуясь частью 3 статьи 4.1, статьей 14.31, статьями 23.48, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать АО «Мосэнергосбыт» (ИНН 7736520080, КПП 773601001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить административное наказание в соответствии с данной нормой в размере 562 500 (пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам:

 

Получатель:

ИНН 7706096339 КПП 770101001

УФК по г. Москве (для Московского УФАС России, л/с 04731324890)

Банк получателя:

ГУ Банка России по ЦФО

р/с 40101810045250010041

БИК 044525000

ОКТМО 45375000

Назначение платежа:

КБК 161 1 16 01141 01 0031 140

Административный штраф, зачисляемый в

Федеральный бюджет по Постановлению № 077/04/14.31-1292/2020

 

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа
в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу
об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу
об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Приложение: образец платежного поручения на 1 л. в 1 экз.

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны