Решение №18609/23 б/а от 12 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-5199/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.05.2023                                                                                                                   г. Москва


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей «…..», «…..», «…..», «…..»,

рассмотрев жалобу «…..» (далее также – Заявитель) на действия «…..» (далее также – Организатор торгов) при проведении продажи имущества, находящегося в собственности города Москвы без объявления цены в электронной форме (извещения № 21000005000000007769, лот № 1, № 21000005000000007767, лот 1, № 21000005000000007766, лот 1, № 21000005000000007764, лот 1, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора при проведении Торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Торги проводились в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона о приватизации, постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» (далее - постановление Правительства РФ № 860), постановления Правительства Москвы от 28 июня 2016 г. № 371-ПП «Об утверждении Единых требований к проведению торгов по продаже имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, торгов на право заключения договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве» и распоряжений Департамента городского имущества города Москвы.

Таким образом, оспариваемые Торги являются обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона Торги.

Согласно разделу 1 Информационного сообщения Продавец 1 - Департамент городского имущества города Москвы, Продавец 2 - Департамент города Москвы по конкурентной политике.

Предмет торгов по извещению № 21000005000000007769, лот № 1: Продажа имущества, находящегося в собственности города Москвы, нежилое помещение по адресу: г. Москва, ул. Милашенкова, д. 7, корп. 1 площадью 15,0 кв. м Подвал № 0, м/м 42, кадастровый номер: 77:02:0020003:5432 без объявления цены.

Предмет торгов по извещению № 21000005000000007767, лот № 1: Продажа имущества, находящегося в собственности города Москвы, нежилые помещения по адресу: г. Москва, ул. Милашенкова, д. 7, корп. 1 площадью 14,7 кв. м, Подвал № 0, м/м 41, кадастровый номер: 77:02:0020003:5435 без объявления цены.

Предмет торгов по извещению № 21000005000000007766, лот № 1: Продажа имущества, находящегося в собственности города Москвы, нежилые помещения по адресу: г. Москва, ул. Милашенкова, д. 7, корп. 1 площадью 15,3 кв. м, Подвал № 0, м/м 23, кадастровый номер: 77:02:0020003:5438 без объявления цены.

Предмет торгов по извещению № 21000005000000007764, лот № 1: Продажа имущества, находящегося в собственности города Москвы, нежилые помещения по адресу: г. Москва, ул. Милашенкова, д. 7, корп. 1 площадью 15,0 кв. м (Подвал № 0, м/м 24), кадастровый номер: 77:02:0020003:5440 без объявления цены.

Дата начала приема заявок – 01.02.2023.

Дата окончания приема заявок – 31.03.2023 в 15:00.

Дата подведения итогов продажи - 04.04.2023 в 10:00.

Согласно доводам жалобы, Заявитель указывает на неправомерное признание его уклонившимся от заключения договоров, а также указывает на невозможность подписания проектов договоров по результатам торгов в личном кабинете на Едином информационном инвестиционном портале города Москвы www.investmoscow.ru (далее также - Инвестиционный портал города Москвы).

Также 01.05.2023 в 23:32 (по московскому времени) Заявителем поданы дополнения к жалобе, согласно которым Заявитель указывает на неправомерность подписания проектов договоров на Инвестиционном портале города Москвы, а не на электронной торговой площадке АО «ЕЭТП».

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы истребуемые антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Оценивая довод Заявителя о неправомерном признании его уклонившимся от заключения договоров, а также о невозможности подписать проекты договоров по результатам торгов в личном кабинете на Инвестиционном портале города Москвы, Комиссия установила следующее.

В соответствии с протоколами об итогах торгов от 04.04.2023 покупателем имущества по процедурам с извещениями № 21000005000000007764,
№ 21000005000000007766, № 21000005000000007767, № 21000005000000007769 признан
Заявитель, предложивший наибольшую цену имущества
в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, а участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене продажи имущества признан участник ООО «РАТИНВЕСТ», предложивший наибольшую цену имущества в размере 345 111 (триста сорок пять тысяч сто одиннадцать) рублей 00 копеек.

Организатором торгов 12.04.2023 были опубликованы протоколы об отказе от заключения договоров по процедурам с извещениями
№ 21000005000000007769, № 21000005000000005167, № 21000005000000007766,
№ 21000005000000007764, согласно которым Заявитель признан уклонившимся от заключения договоров купли-продажи имущества.

Так, согласно пункту 121 постановления Правительства РФ № 860 договор
купли-продажи имущества заключается в течение 5 рабочих дней со дня подведения итогов продажи имущества без объявления цены.

Во исполнение вышеуказанного требования разделом 10 Информационного сообщения установлено, что договор купли-продажи имущества заключается в форме электронного документа между Продавцом 1 и победителем продажи (единственным участником продажи) в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подведения итогов продажи без объявления цены.

Таким образом, поскольку подведение итогов было 04.04.2023, срок для заключения договоров купли-продажи по результатам торгов был установлен с 05.04.2023 по 11.04.2023.

Порядок заключения договора установлен в приложении 7 к информационному сообщению «Информация (памятка) победителям продажи имущества, находящегося
в собственности города Москвы» (далее – Памятка).

Согласно разделу 3 Памятки не позднее 5 (пятого) рабочего дня с даты подведения итогов продажи покупателю необходимо обеспечить подписание усиленной квалифицированной электронной подписью проекта договора купли-продажи
в электронной форме, со своей стороны в личном кабинете на инвестиционном портале г. Москвы (www.investmoscow.ru).

Личный кабинет - персональный рабочий раздел на Едином информационном инвестиционном портале города Москвы www.investmoscow.ru. доступ к которому может иметь только зарегистрированное на сайте лицо путем ввода через интерфейс сайта идентифицирующих данных (имени пользователя и пароля).

В случае отсутствия у покупателя личного кабинета он создается автоматически после подведения итогов продажи на основании адреса электронной почты, указанной при аккредитации на электронной площадке, и ИНН покупателя. По факту создания личного кабинета Покупателю направляется уведомление на электронную почту.

О направлении Продавцом проекта договора купли-продажи в личный кабинет покупатель уведомляется путем отправки сообщения на электронную почту, указанную при аккредитации на электронной площадке.

Как пояснил на заседании Комиссии Организатор торгов, в аккредитационных сведениях Заявителя жалобы, содержащихся на электронной площадке www.roseltorg.ru указана электронная почта «…..». Личный кабинет покупателя на Инвестиционном портале города Москвы создан на адрес электронной почты «…..». Договоры купли-продажи имущества 06.04.2023 размещены в личном кабинете Заявителя на Инвестиционном портале города Москвы и 06.04.2023 Заявителю были направлены уведомления на адрес электронной почты «…..» о необходимости подписания договоров купли-продажи имущества не позднее 11.04.2023 в личном кабинете на Инвестиционном портале города Москвы. Поскольку подписание договоров купли-продажи имущества в установленный срок со стороны победителя торгов обеспечено не было, протоколами об отказе от заключения договоров от 12.04.2023 Заявитель признан уклонившимся от заключения договоров купли-продажи имущества.

Заявитель не согласился с указанной позицией Организатора торгов и в обоснование своей позиции указал, что при регистрации на электронной площадке www.roseltorg.ru была указана иная электронная почта, а именно «…..». Соответственно, Заявитель указал, что уведомления о необходимости подписания договоров купли-продажи имущества должны были быть направлены на адрес электронной почты «…..». По мнению Заявителя, Организатор торгов не принял во внимание регистрационные данные Заявителя в личном кабинете на электронной торговой площадке и создал личный кабинет Заявителю на Инвестиционном портале города Москвы по иному адресу электронной почты «…..», доступа к которому у Заявителя не имелось и что повлекло невозможность подписания договоров купли-продажи имущества в установленный срок.

В целях проверки доводов Сторон, установления действительного адреса электронной почты Заявителя, а также процесса интеграции аккредитационных данных участников торгов (победителя по результатам конкретных торгов) с электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» на Инвестиционный портал города Москвы, Комиссией принято решение о направлении запросов в адрес электронной площадки АО «ЕЭТП» и в адрес ГБУ «ГАУИ».

В ответ на запрос информации Московского УФАС России (исх. от 03.05.2023 № НП/322/23) АО «ЕЭТП» представило информацию относительно данных электронной почты, указанной Заявителем при аккредитации на электронной торговой площадке.

Из полученного ответа АО «ЕЭТП» следует, что Заявитель аккредитован на электронной площадке с 18.09.2020, электронная почта, указанная Заявителем при аккредитации - «…..». При этом 23.06.2022 на электронную площадку поступили данные об изменении адреса электронной почты Заявителя в аккредитационных сведениях на «…..», иных изменений в адрес электронной торговой площадки не поступало.

Также из полученного ответа АО «ЕЭТП» относительно интеграции аккредитационных данных участников торгов (победителей торгов) с электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» на Инвестиционный портал города Москвы следует, что после определения победителя по результатам конкретных торгов реализована техническая возможность получения сведений о победителе Инвестиционным порталом г. Москвы с электронной площадки в виде электронного документа – XML-файла, по запросу HTTP GET.

Также Комиссией получен ответ от ГБУ «ГАУИ» на запрос информации Московского УФАС России (исх. от 03.05.2023 № НП/323) из которого следует:

- 05.04.2023 Заявителю были направлены уведомления о признании победителем продаж на адрес электронной почты «…..»;

- 06.04.2023 размещены договоры купли-продажи имущества в личном кабинете Заявителя на Инвестиционном портале города Москвы (адрес электронной почты: «…..»);

- 06.04.2023 Заявителю на адрес электронной почты «…..» направлены уведомления о необходимости подписания договоров купли-продажи имущества не позднее 11.04.2023 в личном кабинете на Инвестиционном портале города Москвы, а также информация о том, что по истечении указанного срока подписание данных договоров будет невозможно.

При этом как следует из представленных сведений ГБУ «ГАУИ» Заявителем 11.04.2023 осуществлен переход на подписание договоров купли-продажи имущества в личном кабинете на Инвестиционном портале города Москвы с адресом электронной почты «…..», однако подписание указанных договоров осуществлено не было.

С учетом изложенного, Комиссией Управления установлено, что личный кабинет Заявителя на Инвестиционном портале города Москвы создан на адрес электронной почты «…..», поскольку указанная электронная почта содержалась в аккредитационных сведениях Заявителя на электронной площадке www.roseltorg.ru.

Учитывая положения документации, уведомление о необходимости подписания проектов договоров купли-продажи по результатам торгов Заявителю было направлено также на указанную в аккредитационных данных АО «ЕЭТП» электронную почту «…..».

При этом Заявитель не осуществил подписание проектов договоров аренды по результатам торгов в срок до 11.04.2023 включительно в порядке, установленном Информационным сообщением.

Доводы Заявителя о том, что проекты договоров должны были быть направлены на подпись по адресу электронной почты «…..», не нашли своего фактического подтверждения и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами со стороны Организатора торгов, ГБУ «ГАУИ» и АО «ЕЭТП», в связи с чем отклоняются Комиссией Управления, как несостоятельные.

При этом Заявитель в жалобе также указывает, что 11.04.2023 им был осуществлен вход в личный кабинет на Инвестиционном портале города Москвы, однако отсутствовала возможность подписать договоры, поскольку не удалось для подписания договоров на компьютерном устройстве установить расширения и плагины.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что участник Торгов несет предпринимательские риски, которые он берет на себя при подаче соответствующей заявки на участие в Торгах.

Кроме того, Заявитель в службу технической поддержки Инвестиционного портала города Москвы по вопросу подписания проектов договоров купли-продажи имущества по результатам продаж в период с 05.04.2023 по 11.04.2023 не обращался, что подтверждается письмом от ГБУ «ГАУИ».

В свою очередь, как следует из представленного ответа ГБУ «ГАУИ» Заявитель 12.04.2023 в 09:16 с телефона, указанного в личном кабинете Инвестиционного портала города Москвы («…..»), обратился в службу технической поддержки Инвестиционного портала города Москвы с информацией об отсутствии возможности в личном кабинете подписать договоры купли-продажи имущества в связи с невозможностью установить сертификат ключа электронной цифровой подписи. При этом установленный срок подписания указанных договоров истек 12.04.2023 в 00:00 в соответствии с документациями о продажах.

Иных доказательств, свидетельствующих о невозможности подписания проектов договоров по вине Инвестиционного портала города Москвы, Заявителем не представлено.

Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, поскольку Заявителем не соблюден порядок заключения договоров купли-продажи имущества, Заявитель правомерно признан уклонившимся от заключения договоров купли-продажи имущества.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, что Организатором торгов не допущено нарушений действующего законодательства.

При этом Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (пункт 1 статьи 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Торгах, а равно принял на себя риски по наступлению неблагоприятных последствий в случае несоблюдения таких условий.

В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений действующего законодательства, помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

На основании изложенного Комиссия, изучив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части

2. Относительно довода Заявителя, заявленного в дополнениях к жалобе о неправомерности подписания проектов договоров на Инвестиционном портале города Москвы, а не на электронной торговой площадке АО «ЕЭТП», Комиссия отмечает следующее.

В ходе заседания Комиссии установлено, что Заявитель, приняв участие
в Торгах, направил дополнения к жалобе на действия Организатора торгов 01.05.2023 в 23:32 (по московскому времени).

Согласно извещениям № 21000005000000007769 (лот № 1), № 21000005000000005167 (лот № 1), № 21000005000000007766 (лот № 1), № 21000005000000007764 (лот № 1), дата окончания подачи заявок: 04.04.2023 в 10:00 (МСК).

Вместе с тем Комиссия отмечает, что учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, оспаривание положений извещения и порядка участия в процедуре которые, по мнению Заявителя, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 10:00 04.04.2023.

В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников торгов, которые подали заявки в соответствии с условиями Извещения о проведении торгов.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается осуществление гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений.

В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения извещения до момента подачи своей заявки на участие в этих торгах, а попытавшегося обойти эти требования после признания уклонившимся от заключения договора.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Кроме того, Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности обжалования положений извещения, касающихся подписания проектов договоров на Инвестиционном портале города Москвы до истечения срока, отведенного на подачу заявок.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что у Заявителя отсутствуют правовые основания для оспаривания положений извещения после истечения срока, отведенного на подачу заявок для принятия участия в процедуре.

В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения дополнений к жалобе Заявителя по существу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Комиссией принято решение об оставлении дополнений к жалобе без рассмотрения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора при проведении Торгов - необоснованной, дополнения к жалобе - оставить без рассмотрения.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 18.04.2023 № НП/16716/23, от 25.04.2023 № ЕИ/18054/23 и от 03.05.2023 № НП/324/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны