Решение б/н б/а от 28 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2099/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.02.2024                                                                                                      г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...............>,

членов Комиссии:

<...............>,

<...............>,

рассмотрев жалобу <...............> (далее — Заявитель) на действия <...............> (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий конгресс-парка «Волынское» (реестровый № 32413236254) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом Московского областного УФАС России от 14.02.2024 № ШМ/2134/24.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Согласно доводам жалобы Заявитель указывает на следующие нарушения Заказчика, допущенные при формировании Закупочной документации:

1. В Закупочной документации отсутствует конкретная ссылка на пункт Технического задания, содержащий требования к характеристикам товаров, которые необходимо представить в форме заявки на участие. Техническое задание также не содержит характеристики товара. (далее первый довод).

2. Заказчиком в пункте 11 Приложения № 2 к информационной карте не раскрыт перечень документов, подтверждающий соответствие требованиям согласно Приложению № 1 к информационной карте. (далее — второй довод).

3. Положение о закупке Заказчика не содержит порядка оценки заявок в части установления критериев, показателей и их значимости, что не соответствует требованиям ч. 2 ст. 3 Закона о закупках. (далее — третий довод).

4. Заявитель не согласен с установленным порядком оценки по критерию «Квалификация участника Закупки», а именно по показателям 2.7 – 2.9 Заказчиком неправомерно установлена оценка наличия у участников действующих сертификатов соответствия:

- системы менеджмента качества стандарту ISO 9001:2015;

- системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья стандарту OHSAS 18001:2007;

- соответствия ISO 14001:2004 (ГОСТ Р ИСО 14001-2007), удостоверяющего систему экологического менеджмента.

Как указывает Заявитель, указанный ГОСТ связан с применением систем менеджмента, в то время как Заказчиком проводится конкурс на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий, а в рамках выполнения работ не оказываются непосредственно услуги по менеджменту.

Аналогичная ситуация с установленными Заказчиком показателями оценки 2.4 – 2.6, в части:

Наличия работников, занятых в управлении системой менеджмента качества;

Наличия работников, занятых в управлении системой менеджмента безопасности труда и охраны здоровья;

Наличия работников, занятых в управлении системой экологического менеджмента. (далее четвертый довод).

Также Заявитель указывает, что по показателю оценки 2.2 Заказчиком оценивается предложение о качестве товаров, работ, услуг, которое должно соответствовать Техническому заданию, что, по мнению Заявителя, не объективно. (далее — четвертый довод).

5. Заявитель не согласен с порядком оценки по показателю оценки 2.3, согласно которому к оценке принимаются исключительно работники, состоявшие в штате. По мнению Заявителя, данный порядок оценки ограничивает в получении баллов участникам, не имеющим сотрудников в штате и привлекающим к работе лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера или субподрядчиков. (далее — пятый довод).

6. Заказчиком неправомерно установлены требования о представлении участниками в составе второй части заявки документов, не предусмотренных ст. 3.4 Закона о закупках, а именно:

«Сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», содержащие информацию об участнике закупки, или декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства». (далее — шестой довод).

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В настоящем случае при формировании Закупочной документации Заказчик руководствовался Положением о закупке для нужд <...............>, утвержденным наблюдательным советом <...............> (протокол от 30.09.2022 № 78) (далее — Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 31.04.2024 Заказчик на сайте электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер», а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий конгресс-парка «Волынское» (реестровый № 32413236254) (далее – конкурс, процедура).

Начальная (максимальная) цена договора: 8 872 720,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 31.01.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 08.02.2024 в 09:00

Дата подведения итогов: 12.02.2024.

В отношении первого довода жалобы Комиссия отмечает следующее.

Так, пунктом 8 Информационной карты установлено, что требования к продукции, в том числе к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационными характеристиками (при необходимости) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены в Техническом задании и Проекте договора.

Пунктом 4.2 Закупочной документации установлена форма предложения о функциональных, характеристиках или качественных характеристиках товара, работы, услуги, согласно которой качественные характеристики (потребительские) свойства товаров, предлагаемых участником процедуры закупки при оказании услуг по своим конкретным показателям должны соответствовать значениям, установленным в Техническом задании.

Таким образом, исходя из вышеизложенных требований Закупочной документации, требования к продукции указаны в Техническом задании и проекте договора.

Вместе с тем Комиссией установлено, что в разделом IX Технического здания установлен перечень используемых материалов и оборудования (изделий, конструкций), а также технические характеристики.

Так, например:

«Кран спускной. Внутренняя резьба/разъемный соединитель 3/4», управление - алюминиевый рычаг, материал корпуса - латунь кованная, пескоструенный, никелерованный, материал шара - латунь, полированный, хромированный, рабочая температура -20С + 150С, уплотнение шара 2 седла из фторопласта-4 (PTFE), шпиндель – латунь, CW614N - взрывобезопасное исполнение, уплотнение шпинделя 1 из фторопласта-4 (PTFE) + 1 кольцо из БНК (NBR).

Трубы бесшовные стальные горячедеформированные должны быть выполнены по ГОСТ 8732-78. Материал - углеродистая легированная сталь. Толщина стенок не тоньше 4,5 мм. Диаметр условного прохода 40 мм.

Труба полиэтиленовая. Напорные водопроводные трубы, должны быть изготовленные из полиэтилена низкого давления высокой плотности ПЭ 100. Подходят для систем холодного водоснабжения. Цвет полиэтиленовых труб должен быть черный с синей полосой. Трубы изготавливаются в бухтах 100 м и в штангах 12-13 м. Материал: полиэтиленовые. Применение: для холодного водоснабжения. Максимальная температура теплоносителя: не более 40°С. Рабочее давление: должно быть 16 бар. Диаметр 63 мм.».

Таким образом, в Техническом задании представлены технические характеристики товара, используемого при выполнении работ.

В данном случае довод Заявителя об отсутствии в Техническом задании требований к товару не находит своего фактического подтверждения.

Относительно довода Заявителя об отсутствии в Закупочной документации ссылок на конкретные пункты Технического задания, содержащие технические характеристики товара Комиссия отмечает, что в Закупочной документации Заказчиком указана ссылка на Техническое задание, при этом указание в Закупочной документации конкретных пунктов Технического задания, содержащих требования к товару не является обязательным и не предусмотрено Законом о закупках и Положением о закупках.

Кроме того, Комиссия также обращает внимание на то, что в данном случае предметом закупки является оказание услуг, а не поставка товара, при этом требуемое Заказчиком оборудование будет использовано при выполнении работ.

В силу пункта 5 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В свою очередь, Заявителем не представлено доказательств ограничения конкуренции, равно как не представлено доказательств невозможности подачи заявки на участие в закупке учитывая вышеизложенные положения Закупочной документации.

Кроме того, следует отметить, что Заявитель в жалобе не указывает какая именно норма права была нарушена со стороны Заказчика.

На основании изложенного, доводы Заявителя в указанной части не находят своего подтверждения и признаются Комиссией необоснованными.

В отношении второго довода жалобы Комиссия отмечает следующее.

Так, пунктом 11 Приложения № 2 к Информационно карте установлено, что вторая часть заявка на участие в закупке должна содержать документ подтверждающий соответствие требованиям согласно Приложению № 1 к информационной карте.

Приложением № 1 к Информационной карте установлены требования к участкам закупки:

 

п/п

Требования к участникам закупки

1.

Соответствие участников конкурса в электронной форме требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом запроса котировок (при наличии таких требований заказчик в части III «Техническое задание» настоящей документации предусматривает исчерпывающий перечень документов подтверждающих соответствие участника конкурса данным требованиям).

2.

Непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.

3.

Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке.

4.

Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.

5.

Отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

6.

Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член Комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарногопредприятия либо иными органами управления юридических лиц – участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

7.

Отсутствие сведений об участнике запроса котировок в электронной форме в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

8.

Отсутствие сведений об участнике запроса котировок в электронной форме в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.

Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица.

9.

Участник закупки не является офшорной компанией.

10.

Участник закупки не является иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

 

Таким образом, в данном случае участнику в составе заявки необходимо представить документ, подтверждающий соответствие требованиям к участнику закупки, установленным в Приложении № 1 к информационной карте.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что документ о соответствии требований представляется в свободной форме.

На основании изложенного, учитывая, что в Закупочной документации не установлена форма документа, подтверждающего соответствие требованиям согласно Приложению № 1 к информационной карте, такой документ предоставляется в свободной форме.

При этом Заявителем не представлено доказательств, каким образом указанные требования ограничивают конкуренцию и препятствуют подаче заявки.

Комиссия также обращает внимание, что Заявитель вправе направить запрос разъяснений положений Закупочной документации в части предоставления требуемого документа, при этом Заявитель данным правом не воспользовался.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о признании довода Заявителя указанной части необоснованным.

В отношении третьего довода жалобы Комиссия отмечает следующее.

В рамках данного довода Заявителем фактически оспаривается Положение о закупке, в связи с отсутствием в нем сведений о порядке оценки заявок.

Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках, антимонопольный орган рассматривает жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Норма части 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, а приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) Заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения ст. 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы Закона о закупках.

В рассматриваемом случае доводы жалобы в указанной части не имеют отношения к случаям, перечисленным выше.

Таким образом, довод Заявителя в указанной части не подлежит оценке Комиссией.

Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Положения о закупке порядок оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений, запросе оферт, по критериям, указанным в настоящей статье, устанавливается в документации о закупке.

В отношении четвертого довода жалобы Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Положения о закупке для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в закупке, комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в документации о закупке.

При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений, запросе оферт, в том числе могут быть:

  1. квалификация участника процедуры закупки при закупке товаров, работ, услуг, в том числе:

а) обеспеченность материально-техническими ресурсами при закупке работ, услуг;

б) обеспеченность кадровыми ресурсами при закупке работ, услуг;

в) опыт участника процедуры закупки при закупке товаров, работ, услуг;

г) репутация участника процедуры закупки при закупке товаров, работ, услуг;

д) наличие, степень внедрения действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля);

е) дополнительные подкритерии, установленные при закупке работ, услуг

  1. срок представляемых гарантий качества товаров, работ, услуг;

  2. иные критерии, при условии установления порядка оценки.

Так, разделом 3.1 Закупочной документации установлены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства:

Критерии оценки:

1. Цена договора.

2. Квалификация Участника конкурса.

По критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса (Rbi)» установлены показатели.

Так, по показателям 2.2, 2.4-2.9 установлен следующий порядок оценки:

 

п/п

Показатель

Содержание показателя

Максимальное значение в баллах

2.2

Качество оказываемых услуг (выполняемых работ), предлагаемое Участником конкурса в электронной форме (B2)

Оценка по показателю «качество оказываемых услуг (выполняемых работ)» проводится на основе сведений, приведенных Участником конкурса в электронной форме в Предложении о качестве товаров, работ, услуг, предоставленного по форме 4.4.3 конкурса в электронной форме конкурсной документации).

Предметом оценки являются показатели:

- «Качественные параметры услуг (работ)» (В21);

- «Предоставление информации о соответствии оказываемых услуг (выполняемых работ) требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации» (В22);

- «Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при оказании услуг (выполнении работ)» (В23).

При оценке заявок (предложений) по критерию «Качество оказываемых услуг (выполняемых работ)» наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по показателям В21, В22 и В23.

Количество баллов, присваиваемых i-й заявке, определяется по формуле:

B2i = B21i + B22i + B23i, где:

B2i - количество баллов, присваиваемых i-й заявке по показателю «Качество оказываемых услуг (выполняемых работ)»;

B21i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю «Качественные параметры услуг (работ)»;

B22i - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю «Предоставление информации о соответствии оказываемых услуг (выполняемых работ) требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации».

B23i - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю «Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при оказании услуг (выполнении работ)».

1. Порядок оценки заявок по показателю «Качественные параметры услуг (работ)» (В21):

Лучшим предложением признается предложение участника с наименьшим средним арифметическим значением срока предельной продолжительности перерыва подачи коммунальных услуг и выполнения ремонта. Приемка оказанных услуг (выполненных работ) будет осуществляться, в том числе с учетом предложения участника закупки по данному показателю Участнику закупки, предложение которого не будет соответствовать требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации, указанным в Техническом задании, или среднее арифметическое значение срока предельной продолжительности перерыва подачи коммунальных услуг и выполнения ремонта будет превышать 38,42 часов (с учетом общепринятых правил математического округления) - присваивается 0 баллов. Отсутствие в заявке участника предложения по данному показателю не будет являться основанием для отказа участнику закупки в допуске к участию в конкурсе в электронной форме и будет оцениваться в 0 баллов.

Количество баллов, присваиваемых i-й заявке, определяется по формуле:

а) В случае, если К* > Ктт.пред.:

B21i = Ктт.пред. / К*, где:

B21i - количество баллов, присваиваемых i-й заявке по показателю «Качественные параметры услуг (работ)»;

К* - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Ктт.пред. - минимально необходимое среднее значение предельной продолжительности перерыва подачи коммунальных услуг и выполнения ремонта.

Ктт.пред. = 19,22 ч.

б) В случае, если К* ≤ Ктт.пред.:

B21i = 1.

Предложение по показателю «Качественные параметры услуг (работ)» должно быть представлено участниками закупки в соответствии с формой, установленной положениями Приложения № 1 к Предложению о качестве товаров, работ, услуг конкурсной документации и должно соответствовать требованиям Технического задания, а также нормативно-правовых актов Российской Федерации, указанных в Техническом задании.

2. Порядок оценки заявок по показателю «Предоставление информации о соответствии оказываемых услуг (выполняемых работ) требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации» (В22):

Лучшим предложением по данному показателю признается предложение участника, содержащее наиболее развернутое квалифицированное описание соответствия оказываемых услуг требованиям технических регламентов, а также соответствующее требованиям Технического задания.

Приемка оказанных услуг будет осуществляться, в том числе, с учетом предложения участника закупки по данному показателю. Отсутствие в заявке участника предложения по данному показателю не будет являться основанием для отказа участнику закупки в допуске к участию в конкурсе в электронной форме и будет оцениваться в 0 баллов.

Оценка по данному показателю осуществляется в соответствии со шкалой оценки:

12 баллов в случае предоставления участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе в электронной форме предложений по всем направлениям показателя из представленных ниже:

- квалифицированное описание соответствия технологии оказания услуг по технической эксплуатации, указанных в п. 1 раздела V Технического задания Части III «Техническая часть» конкурсной документации, требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации;

- квалифицированное описание соответствия технологии оказания услуг по технической эксплуатации, указанных в п. 2 раздела VТехнического задании Части III «Техническая часть» конкурсной документации, требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации;

- квалифицированное описание соответствия технологии оказания услуг по технической эксплуатации, указанных в п. 3 раздела V Технического задания Части III «Техническая часть» конкурсной документации, требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации;

- квалифицированное описание соответствия технологии оказания услуг по технической эксплуатации, указанных в п. 4 раздела V Технического задания Части III «Техническая часть» конкурсной документации, требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации;

- квалифицированное описание соответствия технологии оказания услуг по технической эксплуатации, указанных в п. 5 раздела V Технического задания Части III «Техническая часть» конкурсной документации, требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации;

- квалифицированное описание соответствия технологии оказания услуг по технической эксплуатации, указанных в п. 6 раздела V Технического заданиияЧасти III «Техническая часть» конкурсной документации, требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

10 баллов в случае предоставления участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе в электронной форме предложений по 5-ти направлениям показателя из 6-ти, представленных выше.

8 баллов в случае предоставления участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе в электронной форме предложений по 4-м направлениям показателя из 6-ти, представленных выше.

6 баллов в случае предоставления участником закупки в составе заявки на участие в м конкурсе в электронной форме предложений по 3-м направлениям показателя из 6-ти, представленных выше.

4 балла в случае предоставления участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе в электронной форме предложений по 2-м направлениям показателя из 6-ти, представленных выше.

2 балла в случае предоставления участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе в электронной форме предложений по одному направлению показателя из 6-ти, представленных выше.

Предложение по показателю «Предоставление информации о соответствии оказываемых услуг (выполняемых работ) требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации», представляется участниками закупки в свободной форме и должно соответствовать требованиям Технического задания. Описание направления показателя считается квалифицированным, если оно содержит ссылки на разделы, пункты и подпункты, а также реквизиты и полное наименование документа, соответствие технологии оказания услуг которому описывается участником в представленном предложении. В случае, если участником закупки в составе предложения по показателю «Предоставление информации о соответствии оказываемых услуг (выполняемых работ) требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации» будет представлена информация, противоречащая требованиям и положениям, установленным в Техническом задании, такое предложение будет считаться не представленным.

3. Порядок оценки заявок по показателю «Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при оказании услуг (выполнении работ)» (В23):

Отсутствие в заявке участника предложения по данному показателю не будет являться основанием для отказа участнику закупки в допуске к участию в конкурсе в электронной форме и будет оцениваться в

0 баллов. Приемка оказанных услуг будет осуществляться, в том числе, с учетом предложения участника закупки по данному показателю.

Предложение по показателю «Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при оказании услуг (выполнении работ)» разрабатывается участником закупки на основе требований раздела IX Технического задания и предоставляется по форме Приложения № 2 к Предложению о качестве товаров, работ, услуг Формы 1.4.5 конкурсной документации.

Баллы по показателю «Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при оказании услуг (выполнении работ)» выставляются следующим образом:

- участнику закупки, предоставившему конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, указанных в Техническом задании, и полностью соответствующих требованиям, установленным в разделе IX Технического задания - 10 баллов.

- участнику закупки, полностью и (или) частично (в данном случае, понимается, предоставление конкретных показателей не по всем позициям, указанным в разделе IX Технического задания) не предоставившему конкретные показатели товаров, используемых при оказании услуг, указанных в разделе IX Технического задания, или предоставившему конкретные показатели товаров, используемых при оказании услуг, указанных в разделе IX Технического задания, полностью и (или) частично (в данном случае понимается предоставление как минимум одного конкретного показателя, не соответствующего требованиям, указанным в разделе IX Технического задания) не соответствующих требованиям, установленным в разделе IX Технического задания - 0 баллов.

Баллы показателю «Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при оказании услуг (выполнении работ)» присваиваются каждым членом комиссии. Оценка производится как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке показателю «Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при оказании услуг (выполнении работ)».

23

2.4

Наличие работников, занятых в управлении системой менеджмента качества (В4)

Наличие работников, занятых в управлении системой менеджмента качества, подтверждается копиями сертификатов, удостоверений и иных документов, подтверждающих занятость сотрудников в управлении системой менеджмента качества:

- наличие – 1 балл;

- отсутствие – 0 баллов

1

2.5

Наличие работников, занятых в управлении системой менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (В5)

Наличие работников, занятых в управлении системой менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, подтверждается копиями сертификатов, удостоверений и иных документов, подтверждающих занятость сотрудников в управлении системой менеджмента безопасности труда и охраны здоровья:

- наличие – 1 балл;

- отсутствие – 0 баллов

1

2.6

Наличие работников, занятых в управлении системой экологического менеджмента (В6)

Наличие работников, занятых в управлении системой экологического менеджмента, подтверждается копиями сертификатов, удостоверений и иных документов, подтверждающих занятость сотрудников в управлении системой экологического менеджмента:

- наличие – 1 балл;

- отсутствие – 0 баллов

1

2.7

Наличие системы менеджмента качества (В7)

Наличие системы менеджмента качества подтверждается заверенной участником закупки копией действующего сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO 9001:2015, иным стандартам с отметкой о прохождении ежегодного инспекционного контроля:

- наличие – 5 баллов;

- отсутствие – 0 баллов

5

2.8

Наличие системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (В8)

Наличие системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья подтверждается заверенной участником закупки копией действующего сертификата соответствия системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья стандарту OHSAS 18001:2007, иным стандартам с отметкой о прохождении ежегодного инспекционного контроля:

- наличие – 5 баллов;

- отсутствие – 0 баллов

5

2.9

Наличие системы экологического менеджмента (В9)

Наличие системы экологического менеджмента подтверждается заверенной участником закупки копией действующего сертификата соответствия ISO 14001:2004 (ГОСТ Р ИСО 14001-2007), удостоверяющего систему экологического менеджмента, иным стандартам с отметкой о прохождении ежегодного инспекционного контроля:

- наличие – 5 баллов;

- отсутствие – 0 баллов

5

 

В части довода об оспаривании показателей 2.4 - 2.9 Комиссия отмечает следующее.

Заявитель в жалобе указывает, что требование о наличии у участников действующих сертификатов соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO 9001:2015; системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья стандарту OHSAS 18001:2007; соответствия ISO 14001:2004 (ГОСТ Р ИСО 14001-2007), удостоверяющего систему экологического менеджмента (показатели 2.7-2.9), а также наличие работников, занятых в управлении системой менеджмента (показатели 2.4-2.6) неправомерно, является избыточным и не соответствует предмету закупки.

В свою очередь на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что оспариваемые Заявителем показатели оценки установлены Заказчиком в целях оказания услуг надлежащего качества, в необходимом количестве за установленный период времени, затратив, при этом требуемые ресурсы.

Таким образом, Комиссия отмечает, что установленные Заказчиком показатели оценки (2.4-2.9) подтверждают наличие у участников компетенции и навыков, соответствующих специфическим потребностям и видам деятельности Заказчика.

Относительно показателя 2.2 Комиссия отмечает, что в данном случае оценивается предложение участника о качестве выполнения услуг, установленных Техническом задании, что, в свою очередь, обусловлено потребностью Заказчика в наиболее качественном исполнителе по договору на условиях Технического задания Заказчика.

Комиссия обращает внимание, что в раках оспаривания данного показателя оценки, Заявитель в жалобе не приводит доказательств ограничения конкуренции, равно как не предоставляет обоснований в чем именно заключается необъективная оценка по показателю.

Кроме того, Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем показатели оценки не являются условием допуска, а будут применены в рамках оценки заявок участников, следовательно, не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Соответственно, исходя из положений Закупочной документации, отсутствие данных документов у потенциального участника Закупки не препятствует возможности подачи заявки, а непредставление указанных документов, не является основанием для отклонения заявки такого участника.

При этом, вес показателей 2.4-2.9 в сумме составляет 18 баллов из 100, вес показателя 2.2 составляет 23 балла из 100, что также позволяет Заявителю набрать баллы по иным критериям и показателям оценки, установленным в Закупочной документации.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Таким образом, Заказчик вправе по своему усмотрению установить в качестве критерия оценки любой из критериев, предусмотренных в Положении о закупке.

Согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В настоящем случае, установленные Заказчиком критерии оценки в равной мере применяются ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 № 305-ЭС21-21513 по делу № А40-265434/2020.

В рассматриваемом случае Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что при формировании названных положений Закупочной документации Заказчиком созданы условия, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, либо что рассматриваемые условия были включены в документацию о закупке в интересах определенного хозяйствующего субъекта.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что показатели оценки 2.2, 2.4-2.9 установлены Заказчиком правомерно, не влияют на допуск участника к участию в закупке, а только подлежат оценке.

Комиссия отмечает, что Заказчик вправе установить порядок оценки, исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, условий безопасности, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа. В таких случаях, установленный Заказчиком порядок оценки не может расцениваться как ограничение прав одних и предоставление преимуществ другим субъектам.

Таким образом, Заказчик выявляет победителя, который соответствует названным целям, поэтому включение в документацию о закупке критериев и порядка их оценки, которые в итоге приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку все участники закупки поставлены в равные условия.

При этом, непредоставление каких-либо документов по критериям оценки не является основанием для отклонения заявки такого участника от участия в закупке, не ограничивает допуск непосредственно к участию в закупке и не лишает участников возможности победы в закупке.

Комиссия также отмечает, что толкование вышеописанных положений закупочной документации, основанное на субъективном представлении Заявителя о том, как следует обеспечить порядок оценки заявок участников Закупки, не свидетельствует о нарушении Заказчиком требований законодательства Российской Федерации.

Использование предусмотренных законом средств защиты только формальным способом, при отсутствии реального интереса в защите права, а также с целью причинить ущерб иным лицам, содержит в себе явные признаки злоупотребления правом. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении жалобы.

В материалы дела Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые требования влекут предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту.

Изучив указанные требования закупочной документации, Комиссией не установлено нарушений законодательства Российской Федерации в части установления порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком в документации требования не могут рассматриваться как нарушение законодательства Российской Федерации, а также ограничение круга потенциальных участников Закупки.

Таким образом, доводы жалобы в указанной части признаются Комиссией необоснованными.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части.

В отношении пятого довода жалобы Комиссия отмечает следующее.

Разделом 3.1 Закупочной документации установлен следующий порядок оценки по показателю оценки 2.3:

 

2.3.

Наличие трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ (В3)

Наличие трудовых ресурсов подтверждается по форме Справки о наличии трудовых ресурсов (п. 4.4.2) и подтверждается копией штатного расписания и копиями сертификатов (аттестатов, удостоверений, дипломов и т.п.) работников:

- наличие трудовых ресурсов не подтверждено (или подтверждено не в полном объеме) документально (не представлены копии штатного расписания, копии сертификатов (аттестатов, удостоверений, дипломов и т.п.) работников – 0 баллов;

- до 30 чел.– 0 баллов;

- от 30 до 60 чел.– 5 баллов;

- свыше 60 чел. – 10 баллов.

10

 

Из указанного порядка оценки, следует, что Заказчиком к оценке принимаются работники исключительно состоявшие в штате организации участника, что, по мнению Заявителя, неправомерно, поскольку с работниками могут быть заключены гражданского-правовые договоры.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

На основании части 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков в рамках исполнения договора.

При этом в Закупочной документации отсутствует запрет на привлечение субподрядчиков (соисполнителей).

Кроме того Комиссия отмечает, что наличие специалистов исключительно в штате у исполнителя по трудовому договору не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств в рамках договора, заключаемого по результатам Закупки, а также исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком по показателю оценки 2.3 требование о наличии в штате работников участника ограничивает конкуренцию и не позволяет получить баллы по указанному показателю участнику, не имеющему в штате сотрудников.

При этом Комиссия обращает внимание, что Заказчик на заседании Комиссии указал, что в связи с чем, что оспариваемая Закупка признана несостоявшейся при размещении повторной закупки показатель 2.3 будет уточнен путем исключения требования о предоставлении копии штатного расписания.

То есть, фактически Заказчиком не представлено подтверждающих доказательств относительно правомерности установления оспариваемого требования.

Комиссия обращает внимание, что установленный Заказчиком показатель оценки влияет на оценку участника.

Комиссия также отмечает, что в пункте 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

При этом наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к предмету закупки не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно.

Напротив, требования должны устанавливаться заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре, а равно соблюдении принципов, установленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Как было указано Комиссией ранее, в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам Закупки.

Вместе с тем действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали, поскольку объективно повлекли за собой их нарушение.

Между тем, указанные действия Заказчика влекут за собой не только нарушение принципов равноправия и справедливости (пункт 1 статьи 3 Закона о закупках), но и принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Законом о закупках установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг именно в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Как отмечено в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2015 по делу № А40-195614/14, действующим законодательством о закупках не запрещена конкретизация того или иного требования закона, однако любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документально подтвержденную необходимость.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по показателю оценки 2.3 «Наличие трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ (В3)» установлен Заказчиком неправомерно и не в соответствии с требованиям Закона о закупках.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в указанной части.

В отношении шестого довода жалобы Комиссия отмечает следующее.

Так, приложением № 2 к информационной карте установлены требования к участникам закупки.

В пункте 10 приложения № 2 к информационной карте установлено требование к участнику о необходимости представления во второй части заявки сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», содержащие информацию об участнике закупки, или декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках закреплено право Заказчика об установлении в документации о конкурентной закупке обязанности представления перечня информации и документов:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо;

2) фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является индивидуальный предприниматель;

3) идентификационный номер налогоплательщика участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);

4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;

5) копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки:

а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;

б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее в настоящей статье - руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо;

6) копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 настоящей части;

7) копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой;

8) информация и документы об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке:

а) реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств;

б) независимая гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участником такой закупки предоставляется независимая гарантия;

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 № 109-ФЗ)

9) декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) непроведение ликвидации участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника такой закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

б) неприостановление деятельности участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства не принято;

г) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

д) отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участника такой закупки - юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы);

ж) обладание участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты;

з) обладание участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства правами использования результата интеллектуальной деятельности в случае использования такого результата при исполнении договора;

10) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки;

11) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

12) наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона;

13) предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме.

Также в части 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках указано, что в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

В свою очередь, на основании части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи.

Таким образом, частью 19.1 статьи 3.4 Закона о защите конкуренции предусмотрен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые необходимо включить в Закупочную документацию.

Комиссия отмечает, что согласно пункту 10 Приложения № 2 к информационной карте Заказчик в нарушение части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках установил требование о необходимости представления в составе заявки сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Вместе с тем частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках не установлена возможность требования о предоставлении в составе заявки указанных сведений от участников.

На основании подпункта 1 пункта 2.5.7 Закупочной документации при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник процедуры закупки не допускается комиссией к участию в конкурсе в случае непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки.

Таким образом, за непредставление указанных пунктом 10 Приложения № 2 к информационной карте сведений заявка участника подлежит отклонению, что не допустимо в силу частей 19.1-19.3 статьи 3.4 Закона о закупках.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3, части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы в указанной части.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...............> на действия <...............> при проведении Закупки частично обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4, части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны