Решение №32083/23 б\а от 27 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-9669/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
24.07.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<...>
при участии посредством видеконференцсвязи ИП Захарчука А.А. (лично), представителя ГБУ «Жилищник района Солнцево»,
рассмотрев жалобу ИП Захарчука А.А. (далее — Заявитель) на действия ГБУ «Жилищник района Солнцево» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по формированию материально-технического запаса товаров и расходных материалов для нужд ГБУ «Жилищник района Солнцево» (реестровый № 32312545436, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Комиссией установлено, что 30.06.2023 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru), была размещена информация о проведении Закупки.
Максимальная цена договора: 14 950 000,00 руб.
Комиссией установлено, что Заявителем подана заявка № 1108126.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 11.07.2023 заявка №1108126 была отклонена, поскольку «в составе первой части заявки участника закупки отсутствуют конкретные показатели товара, а именно: в п. «Доводчики дверные» отсутствуют установленные Заказчиком характеристики «Ширина планки от 900 до 1100 мм. Масса доводчика не более 1.45 кг. Цвет серый, белый, коричневый». В п. «Радиатор биметаллический секционный» отсутствуют установленные Заказчиком характеристики «Высота более 550 мм. Максимальное рабочее давление теплоносителя не менее 1.6 Мпа». В п. «Полотенцесушители с креплениями» отсутствуют установленные Заказчиком характеристики «Высота не менее 320 мм. Диаметр условного прохода не менее 25 мм» и т.д.».
Заявитель с отклонением заявки по данному основанию не согласился и указывает на полное соответствие заявки требованиям документации.
Заявитель отмечает, что указанные товары отсутствуют в Приложении № 2 «Перечень материальных запасов», а также в расчете НМЦК, что свидетельствует об отсутствии необходимости в их поставке.
Заявителем также оспаривается отсутствие ответа на поданный запрос разъяснений положений документации.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
1. В силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
При этом согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации также должны содержаться требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Согласно пункту 20 Информационной карты первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать:
1. Согласие участника аукциона в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2. Наименование страны происхождения товара (в случае установления Заказчиком в извещении о проведении аукциона в электронной форме, аукционной документации приоритета товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства);
3. Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в электронной форме в случае отсутствия в аукционной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в аукционной документации.
Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме может содержать макет, эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается договор.
Приложением № 1 к Техническому заданию установлены «Сведения о качестве, технических характеристиках материального запаса, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) материального запаса, размере, упаковке, отгрузке материального запаса и иные сведения о материальном запасе, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме», состоящая из 241 позиции, в соответствии с которыми установлены следующие параметры:
200 |
Доводчики дверные |
|
совместимость с дверьми из материала |
пластиковые, деревянные, металлические |
|
|
ширина планки |
от 900 до 1100 |
мм |
||||
масса нагрузки (двери) |
от 80* |
кг |
||||
масса доводчика |
не более 1.45 |
кг |
||||
два независимых клапана для регулирования скорости закрывания в диапазонах |
[180°-15°], [15°-0°] |
градус |
||||
Минимальная температура эксплуатации |
до -20 |
ºС |
||||
цвет |
серый, белый, коричневый |
|
209 |
Радиатор биметаллический секционный |
|
Теплоотдача секции |
не менее 195 |
|
Вт |
Размер одной секции (ШхГ) |
Размер одной секции (ШхГ) не должны быть: |
|
||||
Ширина |
менее 80 |
мм |
||||
Глубина |
менее 100 |
мм |
||||
высота |
более 550 |
мм |
||||
Максимальное рабочее давление теплоносителя |
не менее 1.6 |
Мпа |
||||
Испытательное давление |
Не менее 2.4 |
Мпа |
||||
210 |
Полотенцесушители с креплениями |
|
Толщина стенки труб |
не менее 1.25 |
|
мм |
Материал |
углеродистая сталь; нержавеющая сталь |
|
||||
Высота |
не менее 320 |
мм |
||||
Длина |
не менее 500 |
мм |
||||
Диаметр условного прохода |
не менее 25 |
мм |
||||
Качество покрытия поверхностей |
не ниже 4 класса по ГОСТ 9.032 |
|
Согласно Приложению № 2 к Техническому заданию:
16 |
Доводчик дверной до 100кг |
|
шт |
1 |
17 |
Доводчик дверной до 110кг |
|
шт |
1 |
18 |
Доводчик дверной до 130кг |
|
шт |
1 |
19 |
Доводчик дверной до 150кг |
|
шт |
1 |
20 |
Доводчик дверной до 80кг |
|
шт |
1 |
21 |
Доводчик дверной морозостойкий до 120 кг |
|
шт |
1 |
1676 |
Радиатор биметаллический BM 500/78 S19 10 секций Qну=1200 Вт RAL 9016 (белый) |
|
шт |
1 |
1677 |
Радиатор биметаллический BM 500/78 S19 12 секций Qну=1440 Вт RAL 9016 (белый) |
|
шт |
1 |
1678 |
Радиатор биметаллический BM 500/78 S19 500 10 секции 480Вт |
|
шт |
1 |
1679 |
Радиатор биметаллический BM 500/78 S19 500 12 секции 480Вт |
|
шт |
1 |
1680 |
Радиатор биметаллический BM 500/78 S19 500 4 секции 480Вт |
|
шт |
1 |
1681 |
Радиатор биметаллический BM 500/78 S19 500 6 секции 480Вт |
|
шт |
1 |
1682 |
Радиатор биметаллический BM 500/78 S19 500 8 секции 480Вт |
|
шт |
1 |
1553 |
Полотенцесушитель 500х500мм 1"НР сталь нержавеющая |
|
шт |
1 |
Изучив материалы заявки Заявителя, Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки было представлено Техническое предложение по указанным позициям в следующем виде:
Доводчики дверные |
|
совместимость с дверьми из материала |
пластиковые, деревянные, металлические |
Поставка данного товара не предусмотрена Перечнем материальных запасов |
|
|
ширина планки |
от 900 до 1100 |
мм |
||||
масса нагрузки (двери) |
от 80* |
кг |
||||
масса доводчика |
не более 1.45 |
кг |
||||
два независимых клапана для регулирования скорости закрывания в диапазонах |
[180°-15°], [15°-0°] |
градус |
||||
Минимальная температура эксплуатации |
до -20 |
ºС |
||||
цвет |
серый, белый, коричневый |
|
Радиатор биметаллический секционный |
|
Теплоотдача секции |
не менее 195 |
Поставка данного товара не предусмотрена Перечнем материальных запасов |
Вт |
|
Размер одной секции (ШхГ) |
Размер одной секции (ШхГ) не должны быть: |
|
||||
Ширина |
менее 80 |
мм |
||||
Глубина |
менее 100 |
мм |
||||
высота |
более 550 |
мм |
||||
Максимальное рабочее давление теплоносителя |
не менее 1.6 |
Мпа |
||||
Испытательное давление |
Не менее 2.4 |
Мпа |
Полотенцесушители с креплениями |
|
Толщина стенки труб |
не менее 1.25 |
Поставка данного товара не предусмотрена Перечнем материальных запасов |
мм |
|
Материал |
углеродистая сталь; нержавеющая сталь |
|
||||
Высота |
не менее 320 |
мм |
||||
Длина |
не менее 500 |
мм |
||||
Диаметр условного прохода |
не менее 25 |
мм |
||||
Качество покрытия поверхностей |
не ниже 4 класса по ГОСТ 9.032 |
|
Таким образом, техническое предложение Заявителя, в отношении вышеуказанных позиций, подано с нарушением требований, установленных пунктом 20 Информационной карты.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что фактически заявка Заявителя не соответствует требованиям Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись правовые основания для отклонения заявки Заявителя.
Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Указанное, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - «шаг аукциона»).
Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с обязательным соблюдением условия обеспечения конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.
Таким образом, учитывая требования Закона о закупках, по результатам проведения конкурентной закупки Заказчик обязан заключить договор с участником Аукциона на условиях, изложенных в заявке победителя, а равно, предложение участника закупки, предоставленное им в составе заявки, должно быть продублировано в проект договора, и его отсутствие или отсутствие какой-либо части сведений/требований/условий исполнения договора в описании, будет являться основанием для не включения их в состав договора и основанием для отказа от их исполнения, или не учета при исполнении со стороны лица, выигравшего Аукцион.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требование о предоставлении технических характеристик в отношении предлагаемых к поставке товаров в составе первой части заявки предъявлено в равной мере ко всем участникам закупки, а равно у Заявителя не имелось оснований для его непредставления.
В рассматриваемом случае, Заявителем указанное требование Заказчика выполнено не было.
В соответствии с пунктом 6.3 Документации заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в случае непредоставления документов и информации, предусмотренных пунктом 20 Информационной карты, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, либо наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение Заказчика об отклонении заявки Заявителя по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 11.07.2023, правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закона о закупках и Документации.
2. Относительно довода жалобы о неправомерном отсутствии ответа на запрос разъяснения документации Комиссия отмечает следующее.
Согласно пункту 9 Информационной карты разъяснения положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о конкурентной закупке размещаются Заказчиком в ЕИС, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением, посредством ЭП не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты поступления такого запроса с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. Разъяснение положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
При этом Заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 07.07.2023 09:00.
При этом, на заседании Комиссии Заявитель пояснил, что запросы разъяснений им были поданы 04.07.2023 и 06.07.2023.
В настоящем случае Комиссия приходит к выводу, что запросы разъяснений были поданы Заявителем с нарушением срока, установленного пунктом 9 Информационной карты, в связи с чем в действиях Заказчика отсутствуют нарушения действующего законодательства.
Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
В свою очередь Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Захарчука А.А. (ОГРНИП: 315774600316729; ИНН: 691007604656) на действия ГБУ «Жилищник района Солнцево» (ИНН: 7729466410; ОГРН: 1157746607402) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 18.07.2023 № НП/30300/23.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.