Решение б/н б/а от 27 апреля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Торговый Дом ЗЕВС»
111141, г. Москва, ул. Плеханова, д. 7, пом. I, этаж: цоколь, комн. 40
АО «Интер РАО – Электрогенерация»
Б. Пироговская ул., д. 27, стр. 1,
г. Москва, 119435
АО «Интер РАО – Центр управления закупками»
Б. Пироговская ул., д. 27, стр. 3,
г. Москва, 119435
АО «ТЭК-Торг»
Тимура Фрунзе ул., 24,
г. Москва, 119021
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-6952/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.04.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
при участии представителей представителей посредством видеоконференцсвязи:
от ООО «ТорговыйДомЗЕВС»:
от АО «Интер РАО – Электрогенерация»:
рассмотрев жалобу ООО «ГазЭнергоПоставка» (далее также - Заявитель) на действия АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» (далее также - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку приборов электроизмерительных для нужд Ириклинской ГРЭС – филиала АО «Интер РАО – Электрогенерация» в 2020 году (реестровый № 32008844324) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в установлении неправомерных требований в Закупочной документации, что повлекло отклонение заявки Заявителя от участия в Закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Как следует из доводов жалобы, Заявитель указывает на неправомерность установленного в Закупочной документации требования о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке сертификатов на соответствие качества товара, поскольку, учитывая природу договора поставки, отсутствие у поставщика фактов поставки товара по предмету закупки, а также подтверждающих документов, указанных в Закупочной документации, не является подтверждением не возможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки. При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя неоднократно отмечал, что оспариванию в рамках дела подлежит также отклонение его заявки от участие в Закупке в связи с непредоставлением спорных документов.
На заседании Комиссии установлено следующее.
Согласно пункту 2.4. Технического задания участник закупки должен представить в составе предложения сертификаты (декларации) соответствия ТР ТС 004/2011 и/или ТР ТС 020/2011 на поз. 3-5,9,17,21,27,31-35, 38-41,44,51,67-68 и ТР ТС 010/2011 на поз. 45.
В соответствии с пунктом 3.4. Технического задания поставщик обязан передать заказчику вместе с товаром документацию, подтверждающую безопасность и качество поставляемого товара. Поставщик обязан передать заказчику с товаром необходимую техническую документацию, достаточную для монтажа, безопасной эксплуатации и ремонта поставляемого товара. Документация должна быть предоставлена на русском языке на бумажном носителе.
Техническая документация, прилагаемая к оборудованию, должна включать в себя, но не ограничиваться:
паспорт;
руководство (инструкция) по эксплуатации;
сертификаты соответствия или протоколы испытаний.
На заседании Комиссии представитель Заказчика указал, что, подавая заявку на участие в Закупке, Заявитель согласился с требованиями Закупочной документации, в связи с чем он лишен права обжаловать положения Закупочной документации после отклонения его заявки от участия в спорной закупочной процедуре.
Между тем, в настоящем случае, Комиссия не может согласится с позицией Заказчика, поскольку усматривает наличие разночтений в Закупочной документации. Так, по мнению Комиссии, наличие в Закупочной документации требования о предоставлении сертификатов соответствия, как на этапе подачи заявок, так и на этапе исполнения обязательств по договору может вводить в заблуждение потенциальных участников конкурентной процедуры, в свою очередь, Заказчику такие требования предоставляют возможность манипулировать поданными заявками на участие в Закупке, оставляя за Заказчиком возможность разрешения вопроса относительного того, на каком этапе процедуры ему необходимы спорные документы.
Кроме того, в силу части 2 статьи 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (декларацию соответствия, технический паспорт <...> сертификат качества и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Комиссия отмечает, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки. В связи с чем требования Заказчика о предоставлении в составе заявки документов, которые предоставляются в момент приобретения товара, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Предъявление к участнику закупки требований о представлении в составе своей заявки документов сопутствующих комплектации товара, равно как и отклонение такого участника ввиду непредоставления таких документов, напрямую противоречит требованиям Закона о закупках, не соответствует балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и противоречит законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (пункт 5 статьи 10 ГК РФ), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
Законодательство в сфере закупок возлагает на заказчиков обязанность по формированию надлежащей закупочной документации, не допускающей ни двояких толкований, ни введения в заблуждение участников закупки с целью дальнейшей манипуляции поданными ими заявками.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Одновременно, Комиссия считает необходимым принять во внимание тот факт, что от участия в Закупке по соответствующему основанию были отклонены все участники Закупки, при этом, учитывая неоднозначные требования Технического задания, на участие в Закупке было подано только две заявки.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО«Торговый дом ЗЕВС» (ОГРН: 1167746058534, ИНН: 7722351995) на действия АО «Интер РАО – Электрогенерация» (ОГРН: 1067746865493, ИНН: 7706627050) при проведении Закупки обоснованной.
2. Установить в действиях АО «Интер РАО – Электрогенерация» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать АО «Интер РАО – Электрогенерация» обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ООО «Торговый Дом ЗЕВС»
111141, г. Москва, ул. Плеханова, д. 7, пом. I, этаж: цоколь, комн. 40
АО «Интер РАО – Электрогенерация»
Б. Пироговская ул., д. 27, стр. 1,
г. Москва, 119435
АО «Интер РАО – Центр управления закупками»
Б. Пироговская ул., д. 27, стр. 3,
г. Москва, 119435
АО «ТЭК-Торг»
Тимура Фрунзе ул., 24,
г. Москва, 119021
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 077/07/00-6952/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.04.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании вынесенного решения от 21.04.2020 по делу № 077/07/00-6952/2020,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
АО «Интер РАО – Электрогенерация» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку приборов электроизмерительных для нужд Ириклинской ГРЭС – филиала АО «Интер РАО – Электрогенерация» в 2020 году (реестровый № 32008844324) (далее — Закупка):
1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе работы комиссии при проведении Закупки;
2. Заказчику назначить новые даты рассмотрения заявок, подведения итогов Закупки;
3. Заказчику пересмотреть заявки участников Запроса предложений с учетом принятого решения от 21.04.2020 по делу № 077/07/00-6952/2020;
4. Заказчику не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания, разместить в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания;
5. Заказчику завершить проведение Закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок, Положения о закупке, Закупочной документации;
6. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 10.06.2020;
7. Заказчику надлежит сообщить в адрес Московского УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 12.06.2020 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.