Решение №45743/23 б\а от 27 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-14258/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
24.10.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя <...>

рассмотрев жалобу ООО «ТДЮС» (далее — Заявитель) на действия АО «КАВКАЗ.РФ» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по расширению функциональных возможностей системы унифицированных коммуникаций Protei.UC – функционала многоточечной видеоконференцсвязи (реестровый № 32312808414) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель выражает несогласие с положениями Закупочной документации в части установления требований к поставке конкретного оборудования.

Заявитель отмечает, что к поставке требуется программно-аппаратный сервер видеоконференцсвязи (далее – Сервер ВКС), подключающийся через Protei.UC.

Заявитель указывает, что установление в документации производителя «Protei.UC» снижает количество возможных участников и создает препятствие для участия в Закупке других производителей и правообладателей серверного и терминального оборудования видеоконференцсвязи, например, TrueConf.

Также Заявитель не согласен с тем, что в документации нет сведений об имеющемся оборудовании у Заказчика, что не позволяет потенциальному участнику сделать вывод о совметимости/несовместимости альтернативного товара с уже имеющимся оборудованием Заказчика.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссией установлено, что 28.09.2023 Заказчик на сайте АО «ЭТС», а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении Закупки.

Начальная цена договора - 25 600 000,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок: 28.09.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 16.10.2023 в 16:00.

Дата подведения итогов: 20.10.2023.

Так, согласно пункту 1.1 Технического задания предмет договора: расширение функциональных возможностей системы унифицированных коммуникаций Protei.UC - функционала многоточечной видеоконференцсвязи.

В Приложении № 3 к документации установлено, что к поставке требуется:

 

 

Требования к товару, предъявляемые заказчиком

1

2

3

4

п/п

Наименование товара

Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики оборудования

Значение характеристики

 

Программно-аппаратный сервер видеоконференцсвязи (далее – Сервер ВКС)

Сервер ВКС должен обеспечивать возможность подключения абонентов Системы унифицированных коммуникаций Protei.UC Корпоративный мессенджер Юником-чат, имеющейся у Заказчика

Соответствие

При подключении через Protei.UC Сервер ВКС должен обеспечивать возможность авторизации пользователей в системе

Соответствие

При подключении через Protei.UC Сервер ВКС должен обеспечивать возможность абоненту самостоятельно переключаться между типами раскладки: «автоматическая» и «докладчик крупным планом»

Соответствие

При подключении через Protei.UC Сервер ВКС должен обеспечивать возможность абоненту самостоятельно включать/выключать собственные микрофон и камеру

Соответствие

 

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что расширение функциональных возможностей требуется Заказчику для создания единого информационного пространства с унифицированным интерфейсом и стандартизированными механизмами взаимодействия между компонентами системы унифицированных коммуникаций Protei.UC.

Закупка товара с указанным товарным знаком осуществляется в целях обеспечения работы ранее приобретенных и находящихся в эксплуатации товаров (услуг), увеличения их количества, что подтверждается указанными ниже документами.

Заказчик указал, что по договору на оказание услуг по передаче неисключительных прав пользования и пуско-наладке программного обеспечения телекоммуникационной платформы унифицированных коммуникаций от 22.05.2023 № Д-ДИТ-23-013-0120, заключенным с ООО «ПРОТЕЙ Ай-Ти - Инжиниринг», Заказчиком приобретено программное обеспечение системы унифицированных коммуникаций Protei.UC.

Одновременно с этим в рамках договора на оказание услуг по расширению функциональных возможностей телекоммуникационной платформы унифицированных коммуникаций «Protei.UC» от 07.08.2023 № Д-ДИТ-23-028-9761, заключенного с ООО «ПРОТЕЙ Ай-Ти — Инжиниринг», произведена приемка 1 этапа работ по расширению функциональных возможностей телекоммуникационной платформы унифицированных коммуникаций «Protei.UC», в ходе которой на баланс Заказчика было поставлено телекоммуникационное оборудование автоматическая телефонная станция – одна штука, а также расширение лицензии на право пользования программным обеспечением системы унифицированных коммуникаций Protei.UC 100 профилей.

В подтверждение доводов Заказчиком в материалы дела представлены договоры от 22.05.2023 № Д-ДИТ-23-013-0120 и от 07.08.2023 № Д-ДИТ-23-028-9761, акт приема-передачи оказанных услуг от 02.08.2023, акт приема-передачи прав от 08.06.2023.

Таким образом, в данном случае, Комиссией было установлено, что требования к поставке товара конкретного производителя связаны с установленным у Заказчика оборудованием.

В свою очередь Комиссия отмечает, что согласно пункту 3 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Принцип равноправия в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках). Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений приведенных норм Закона о закупках отсутствуют.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Верховным Судом Российской Федерации указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В рассматриваемом случае закупка товара конкретного производителя обусловлена потребностью Заказчика.

В данном случае Заявителем не приведено доказательств, подтверждающих, что оспариваемое требование включено в закупочную документацию в интересах определенного хозяйствующего субъекта и не соответствует целям и потребностям Заказчика.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений приведенных норм Закона о закупках отсутствуют.

Относительно довода Заявителя об отсутствии в документации сведений об имеющемся оборудовании у Заказчика Комиссия отмечает, что согласно пункту 1.3 Технического задания в целях расширения функциональных возможностей системы унифицированных коммуникаций Protei.UC (Программного обеспечения системы унифицированных коммуникаций Protei.UC Корпоративный мессенджер Юником-чат (без дополнительных модулей связи в виде телефонии и ВКС), имеющегося у Заказчика), Исполнитель обеспечивает поставку серверного и терминального оборудования видеоконференцсвязи.

В целях обеспечения системы унифицированных коммуникаций Protei.UC функцией многоточечной видеоконференцсвязи Исполнитель поставляет сервер видеоконференцсвязи и оказывает услуги по интеграции данных технических решений.

В силу пункта 3 Технического задания при поставке оборудования должны быть оказаны услуги по базовому конфигурированию Сервера ВКС и Терминалов ВКС тип 1 и тип 2, в том числе:

- настройка сетевых интерфейсов для работы в локальной сети заказчика;

- регистрация терминалов ВКС на АТС Заказчика по протоколу SIP;

- настройка sip-trunk между Сервером ВКС и АТС Заказчика. Корректировка на Сервере ВКС диапазона номеров конференц-комнат исходя из плана нумерации выделенной Заказчиком;

- работы по интеграции Сервера ВКС с действующей у Заказчика Системой унифицированных коммуникаций Protei.UC Корпоративный мессенджер Юником-чат в целях обеспечения ее функционалом корпоративной видеоконференцсвязи в соответствии с документацией разработчика, опубликованной на сайте: https://lab.protei.ru/uc , в том числе:

- организация многоточечных конференций в абонентском приложении Protei.UC. Принудительное подключение к конференцкомнате абонентов Protei.UC. Подключение к конференции абонентов Protei.UC по постоянной и временной гиперссылке;

- подключение к конференцкомнате, созданной на Сервере-ВКС абонентов Protei.UC из интерфейса оператора Сервера-ВКС.

В соответствии с пунктом 6.1.2 проекта договора Исполнитель обязуется в порядке и в сроки, установленные в настоящем Договоре предоставить Заказчику в течение 3 (трех) рабочих дней со дня заключения настоящего Договора документальное подтверждение наличия у Исполнителя всех необходимых авторских, смежных или иных прав и полномочий необходимых для оказания услуг по расширению количества пользовательских профилей, имеющегося у Заказчика программного обеспечения, система унифицированных коммуникаций Protei.UC. Данное программное обеспечение предоставлено Заказчику на праве простой (неисключительной) лицензии в соответствии с условиями лицензионного соглашения к договору от 22.05.2023 № Д-ДИТ-23-013-0120.

В силу изложенного, в документации указаны сведения об имеющемся оборудовании у Заказчика.

Таким образом, доводы жалобы Заявителя не нашли своего фактического подтверждения.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ТДЮС» (ИНН: 9701057474; ОГРН: 5167746406405) на действия АО «КАВКАЗ.РФ» (ИНН: 2632100740; ОГРН: 1102632003320) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 17.10.2023 № НП/44074/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны