Решение б/н б/а от 13 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-5711/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.05.2024                                                                                          г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<..............>,

членов Комиссии:

<..............>,

<..............>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей <..............>,

рассмотрев жалобу <..............>» (далее — Заявитель) на действия <..............> (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 670/ОАЭ-ТИ/24 на право заключения договора поставки вычислительной техники и оргтехники (реестровый № 32413416447, закупочная процедура опубликована на сайте: https://www.rts-tender.ru/poisk/id/l32413416447-1/) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 26.04.2024 № 28/36602/24.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Согласно доводам жалобы заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд <..............>, утвержденным советом директоров <..............> от 28.06.2018 в редакции от 28.06.2023 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией установлено, что 22.03.2024 Заказчик в соответствии с постановлением правительства Российской федерации от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» на официальном сайте Оператора ЭТП (https://www.rts-tender.ru/) на сайте https://www.rts-tender.ru/ разместил информацию о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: 46 553 158,80 рублей.

Дата подачи заявок: 22.03.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 08.04.2024 в 10:30 (МСК).

Дата подведения итогов: 23.04.2024.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 16.04.2024 № 670/ОАЭ-ТИ/24/1 заявка Заявителя (порядковый № 5) отклонена на основании пункта 3.6.6.4 документации о закупке в связи с несоответствием заявки требованию документации о закупке, а именно: в представленном в составе заявки приложении № 1 к техническому предложению по всем позициям не указана информация о производителе (адрес, контактный телефон, e-mail).

В соответствии с пунктом 3.1.2 Закупочной документации к участию в аукционе допускаются участники, соответствующие требованиям пункта 3.1.1 аукционной документации, требованиям и условиям аукционной документации, а также требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, установленным в аукционной документации, аукционные заявки которых соответствуют требованиям технического задания, аукционной документации, представившие надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные аукционной документацией.

В силу пункта 3.3.1 Закупочной документации участник должен соответствовать требованиям и условиям аукционной документации, требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги (пункт 1.7 аукционной документации). Заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания (приложение № 1.1 к аукционной документации). Для подтверждения соответствия требованиям аукционной документации в составе заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями аукционной документации.

Пунктом 3.17.1 Закупочной документации установлено, что в составе первой части аукционной заявки участник должен представить техническое предложение, подготовленное по форме технического предложения участника, представленной в приложении № 1.3 к аукционной документации. Документы, предоставляемые в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров, работ, услуг в случае, если предоставление таких документов предусмотрено приложением № 1.1 аукционной документации, предоставляются во второй части аукционной заявки. Техническое предложение предоставляется в электронной форме.

Согласно пункту 3.17.2 Закупочной документации техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, указанные в техническом задании аукционной документации. Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.

Так, Приложением № 1.2 установлена форма технического предложения участника.

В соответствии с инструкцией по заполнению формы технического предложения Техническое предложение состоит из 2 частей.

I часть является неизменяемой и обязательной для участников процедур закупок.

II часть заполняется участником с учетом требований технического задания и характеристик предлагаемых товаров.

Характеристики товаров должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование. Описание характеристик должно соответствовать требованиям технического задания, а также форме технического предложения. При поставке товаров в техническом предложении должны быть указаны наименования предлагаемого товара, марка (при наличии), модель, наименование производителя (если такое требование предусмотрено формой технического предложения) по каждой номенклатурной позиции.

Согласно пункту 6 (Характеристики предлагаемого оборудования) части II формы технического предложения участнику в составе заявки необходимо указать следующее:

 

6. Характеристики предлагаемого оборудования

Указать наименование оборудования, с указанием марки (при наличии), модели

Технические и функциональные характеристики оборудования

Участник должен перечислить характеристики в соответствии с требованиями раздела «Технические и функциональные характеристики оборудования» технического задания (приложение № 1.1 к аукционной документации) за исключением характеристик оборудования, перечисленных в приложении № 1 к техническому заданию, которые участником предоставляются отдельно в следующем порядке.

Участник в обязательном порядке должен представить таблицу по форме приложения № 1 к техническому предложению «Технические и функциональные характеристики оборудования» (далее – Таблица), в части 2 которой должен указать конкретные значения характеристик предлагаемого к поставке оборудования, модель, производителя оборудования и иные перечисленные в указанной Таблице сведения об оборудовании, за исключением сведений о партномере оборудования.

Сведения о партномере оборудования предоставляются в порядке и сроки, предусмотренные разделом «Условия поставки оборудования» технического задания (приложение № 1.1 к аукционной документации)

 

Приложением № 1 к техническому предложению представлены технические и функциональные характеристики оборудования. В части 2 таблицы указывается предлагаемое участником к поставке оборудование (заполняется участником), где участнику, в том числе необходимо указать «Производителя (наименование, адрес, контактный телефон, e-mail)».

Таким образом, исходя из вышеизложенных требований Закупочной документации участнику в составе заяви необходимо представить техническое предложение по форме технического предложения, установленной Закупочной документацией (Приложение № 1.3), в соответствии с которой участнику, в том числе необходимо представить таблицу по форме приложения № 1 к техническому предложению с указанием приведенных в таблице характеристик оборудования, включая также информацию о производителе - адрес, контактный телефон, e-mail.

На основании пункта 3.6.6.4 Закупочной документации участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случаях, установленных аукционной документацией, в том числе несоответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации, в том числе:

аукционная заявка не соответствует форме, установленной аукционной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям аукционной документации;

техническое предложение не соответствует требованиям аукционной документации.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлено техническое предложение, в соответствии с приложением № 1 к техническому предложению Заявителем предложен к поставке системный блок Ordo BT101, монитор EasyView HB2706, ИБП UPS ROCK-800.

В графе «Производитель (наименование, адрес, контактный телефон, e-mail)» Заявитель указал - HIPER.

При этом Заявителем не представлена информация об адресе, контактном телефоне, email указанного Заявителем производителя (HIPER).

Как пояснил Заказчик, указание информации об адресе, контактном телефоне, email перелагаемого участниками производителя позволяет полностью идентифицировать оборудование и сделать вывод о его соответствии требованиям технического задания, в том числе, по информации в открытых источниках сети «Интернет». Проверка производителя товара и его страны происхождения на стадии проведения процедуры закупки имеет существенное значение для определения Заказчиком и соответственно получения качественных товаров. Отсутствие соответствующей информации не позволяет однозначно идентифицировать производителя оборудования предлагаемого участником к поставке.

В свою очередь, Заявитель не отрицал отсутствие в составе заявки требуемой информации о производите оборудования, пояснив, что Заказчик при рассмотрении заявки, на основании пункта 3.6 Закупочной документации, мог беспрепятственно получить необходимую информацию о производителе (импортере) товара на общедоступном официальном сайте производителя (импортера) в сети «Интернет», либо осуществить дополнительный запрос необходимой информации у участника. По итогу, никаких из указанных действий Заказчиком предпринято не было.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что обязанность указания в составе заявки информации о производителе, а именно адрес, контактный телефон, e-mail прямо указана в Закупочной документации (Приложение № 1.3 к Закупочной документации).

При этом Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями.

Кроме того, Комиссией установлено, что одним из участников Закупки предложен к поставке товар аналогичного с Заявителем производителя <..............>, который в составе своей заявки указал требуемые сведения о производителе (адрес, контактный телефон, e-mail), что подтверждает отсутствие каких-либо препятствий для указания данных сведений.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае заявка Заявителя не соответствовала требованиям Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения такой заявки.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Указанное, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

В настоящем случае установлено, что на участие в Закупке подано 8 заявок, 5 из которых допущены к дальнейшему, что свидетельствует о том, что документация участникам ясна, не содержала в себе двоякого толкования и не вводила в заблуждение. Напротив, допуск заявки такого участника, при наличии 5 заявок, оформленных в полном соответствии с требованиями документации являлось бы предоставлением преимущества такому лицу перед другими участниками, что недопустимо в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 1.2 Проекта договора количество, наименование и комплектность Оборудования определяются в Спецификации (приложение № 1), а также в Развернутой спецификации, которая является ее неотъемлемой частью.

Так, Приложением № 1 к проекту договора представлена развернутая спецификация оборудования, которая заполняется на основании Технического предложения Поставщика, с которым заключается Договор:

 

п/п

Производитель (наименование, адрес, контактный телефон, e-mail)

Наименование оборудования (указать наименование модели)

Показатель, характеристики оборудования

Значение показателя (конкретные значения, соответствующие показателям, установленным документацией).

Ед. изм.

Кол-во

Страна происхождения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, техническое предложение участника с указанными в нем сведениями о производителе оборудования (наименование, адрес, контактный телефон, e-mail) является основанием для заполнения развернутой спецификации на оборудование, подлежащее поставке (п. 1.2 проекта договора, приложение № 1 к проекту договора). Развернутая спецификация является неотъемлемой частью спецификации.

Также предложение участника закупки, предоставленное им в составе заявки, должно быть продублировано в проект договора, и его отсутствие или отсутствие какой-либо части сведений/требований/условий исполнения договора в описании, будет являться основанием для не включения их в состав договора и основанием для отказа от их исполнения, или не учета при исполнении со стороны лица, выигравшего аукцион.

Относительно довода Заявителя о том, что Заказчик при рассмотрении заявки Заявителя должен был направить дозапрос информации в заявке, Комиссия отмечает, что в данном случае направление в адрес Заявителя запроса об уточнении информации, содержащейся заявке в части неуказания информации о производителе предлагаемого Заявителем к поставке оборудования (адрес, контактный телефон, e-mail), что не соответствует требованиям Закупочной документации, приведет к созданию преимущественного положения по отношению к другим участникам, поскольку фактически повлечет за собой изменение заявки.

Такая позиция антимонопольного органа соответствует позиции, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 20.02.2023 № 305-ЭС22-29198.

В связи с чем, у Заказчика не имелось оснований для направления дозапроса в адрес Заявителя для уточнения информации в заявке, поскольку в данном случае заявка Заявителя не соответствовала требованиям Закупочной документации и подлежала отклонению, а направление запроса повлекло бы за собой создание преимущественного положения по отношению к другим участникам, которые подали свои заявки в соответствии с требованиями Закупочной документации.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в силу статьи 8 ГК РФ Заявитель, подавая заявку на участие в Закупке, конклюдентно согласился с условиями проведения конкурентной процедуры, в том числе в части требований о порядке представления независимой гарантии, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких требований.

В этой связи у Комиссии также отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Закупочной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке и с условиями которой Заявитель согласился при подаче заявки на участие в процедуре.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <..............> на действия <..............> при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 27.04.2024 № НП/17178/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны