Решение №46647/22 б/а от 6 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-12985/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

01.09.2022                                                                                                              г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

"..."

членов Комиссии:

"..."

"..."

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей "...", "...",

рассмотрев жалобу "..." (далее также - Заявитель) на действия "..." (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по обследованию технического состояния наружных и внутренних инженерных сетей на объекте по адресу: г. Москва, ул. Преображенский Вал, вл. 17 (реестровый № 32211628745 , далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащем формировании закупочной документации, влекущем ограничение конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru) и на сайте Единой электронной торговой площадки - 18.08.2022.

Начальная (максимальная) цена установлена в размере 4 270 000,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок: 18 августа 2022 г.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 26 августа 2022 г. 08:00 (время московское).

Согласно доводам жалобы, Заявитель отмечает, что в соответствии с требованиями Технического задания и состава работ по нему, предметом закупки является: «Выполнение работ по обследованию технического состояния наружных и внутренних инженерных сетей на объекте по адресу: г. Москва, ул. Преображенский Вал, вл. 17».

Вместе с тем в соответствии с требованиями закупочной документации единственным нестоимостным критерием оценки участников закупки является: «Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, аналогичного предмету конкурса».

Согласно документации, какой опыт будет учитываться при подсчете данного критерия, установлено: «Аналогичными предмету конкурса считаются работы, связанные проектированием сетей инженерно-технического обеспечения».

Заявитель считает избыточным установленное требование в документации, согласно которому критерий оценки по опыту, где аналогичными предмету конкурса считаются работы, связанные проектированием сетей инженерно-технического обеспечения, что не соответствует предмету закупки и необоснованно ограничивает конкуренцию и не позволяется определить лучшего участника процедуры.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и материалы истребуемые антимонопольным органом.

Из пояснений Заказчика следует, что учитывая длительный срок эксплуатации сетей, а также расположение сетей в месте массового скопления людей – Преображенский рынок, у Заказчика возникла необходимость комплексного обследования сетей для принятия дальнейшего решения о порядке их эксплуатации (частичной замене, перекладке и др.).

При этом Заказчик ссылается на ГОСТ Р 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», поясняя, что обследование технического состояния – это комплекс мероприятий по оценке и определению состояния и работоспособности объекта, возможности эксплуатации и реконструкции, выявляющих также необходимость ремонта, восстановления, усиления. Если объект нуждается в ремонте или реконструкции, заключение технического обследования должно дать достаточно информации для проектирования этих работ.

В ГОСТ 31937-2011 указано, что при комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения (сетей) получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта (п. 5.1.1.).

Заказчик отмечает, что учитывая требования ГОСТов, а также принимая во внимание, что результаты работ по указанным изысканиям послужат основанием для восстановления проектной документации для действующих инженерных сетей и сооружений, организации работ по проектированию, связанных с реконструкцией и размещению новых инженерных коммуникаций и сооружений, техническим заданием на проведение конкурентных процедур определены основные виды работ (и требования к ним), относящиеся к разделам проекта с исходными данными (например, разработка принципиальных схем инженерных сетей, сводного плана сетей, спецификации оборудования, составление технического отчета и укрупненной сметы в ТСН-2001), и обеспечивающие потребность Заказчика в комплекте документации, по сути являющейся частью инженерных изысканий в соответствии с разделом II постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Изучив и проанализировав представленные документы и сведения, а также заслушав позицию сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными заказчиками правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положениями о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость указаны в «Порядке оценки и сопоставлению заявок на участие в конкурсе».

Так, согласно п. 2.1. одним из критериев является:

Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, аналогичного предмету конкурса (Бхi).

Коэффициент значимости (КЗ) = 1.

Максимальное количество баллов по показателю – 100 баллов.

Содержание: оценивается предложение участника закупки об объемах (суммарный объём выполненных работ, исчисляемый в рублях), исполненных участником договоров, аналогичных предмету закупки.

Аналогичными предмету конкурса считаются работы, связанные проектированием сетей инженерно-технического обеспечения.

В целях оценки заявок закупочной комиссией будут приниматься в расчет договоры, исполненные и действующие за период с 01.01.2020 до даты публикации извещения.

При оценке заявок закупочной комиссией будут учитываться сведения, подтвержденные полными копиями завершенных и действующих договоров с актами выполненных работ (оказанных услуг) за период с 01.01.2020 до даты публикации извещения.

Комиссия отмечает, как следует из содержания извещения о Закупке, предметом Закупки является выполнение работ по обследованию технического состояния наружных и внутренних инженерных сетей на объекте по адресу: г. Москва, ул. Преображенский Вал, вл. 17.

Согласно пункту 1.5 Технического задания объем работ включается в себя:

«Выполнить работы по визуально-инструментальному обследованию технического состояния внутриплощадочных и внутренних инженерных сетей (систем) объекта.

В состав обследования внутриплощадочных и внутренних инженерных сетей (систем) объекта (далее – Сети) входят:

1. Сети электроснабжения 0,4 кВ от вводно-распределительных щитов (ВРЩ) объекта до конечных потребителей;

2. Сети наружного освещения объекта;

3. Сети отопления от ЦТП до конечных потребителей объекта;

4. Сети горячего водоснаюжения от ЦТП до конечных потребителей объекта;

5. Сети холодного водоснабжения от существующих вводов до конечных потребителей объекта;

6. Сети хозяйственно-бытовой канализации от существующих точек присоединения до конечных потребителей объекта;

7. Сети ливневой канализации от точки присоединения до конечных потребителей объекта;

8. Сети связи объекта;

9. Локально-вычислительная сеть объекта;

10. Сети речевого оповещения;

11. Сети автоматической системы пожарной сигнализации (централизованная и локальные) объекта;

12. Сети охранного телевидения объекта;

13. Сети охранной сигнализации объекта.

Сети размещены:

г. Москва, ул. Преображенский Вал д. 17, стр. 1- 281,8 м2

г. Москва, ул. Преображенский Вал д. 17, стр. 2- 454,1 м2

г. Москва, ул. Преображенский Вал д. 17, стр. 3- 262,9 м2

г. Москва, ул. Преображенский Вал д. 17, стр. 4- 962,2 м2

г. Москва, ул. Преображенский Вал д. 17, стр. 7- 109,8 м2

г. Москва, ул. Преображенский Вал д. 17, стр. 8- 283,3 м2

г. Москва, ул. Преображенский Вал д. 17, стр. 11- 1062 м2

г. Москва, ул. Преображенский Вал д. 17, стр. 17- 95,6 м2

г. Москва, ул. Преображенский Вал д. 17, стр. 18- 255,7 м2

г. Москва, ул. Преображенский Вал д. 17, стр. 19- 272,2 м2

г. Москва, ул. Преображенский Вал д. 17, стр. 21- 161,8 м2

г. Москва, ул. Преображенский Вал д. 17, стр. 22- 128 м2

г. Москва, ул. Преображенский Вал д. 17, стр. 23- 252,4 м2

г. Москва, ул. Преображенский Вал д. 17, стр. 24- 43,5 м2

г. Москва, ул. Преображенский Вал д. 17, стр. 25- 30,5 м2

Внутриплощадочные сети, внутреннние сети (системы) и инженерное оборудование некапитальных объектов размещены на земельном участке г. Москва, ул. Преображенский Вал, вл.17

Основные виды работ:

  • Подготовительные работы, сбор исходных данных;

  • Проведение визуального и инструментального обследования внутриплощадочных и внутренних инженерных сетей, внутренних инженерных систем и инженерного оборудования объекта;

  • обследование технического состояния элементов сетей (систем) с установлением дефектов;

  • описание источников ресурсоснабжения по видам ресурсов;

  • определение типов, марок и характеристик отопительных приборов;

  • обследование трубопроводов, отопительные приборы, запорно-регулирующую арматуру с описанием материла и мерах по их защите;

  • определение технологических параметров систем (температура. давление);

  • определение типа трубопроводов системы;

  • замеры температуры наружного воздуха и воздуха в помещениях;

  • замер уклонов разводящих трубопроводов;

  • определение износа сетей (систем);

  • формирование материалов фотофиксации по каждому объекту обследования;

  • формирование технического отчета, разработка принципиальных схем по каждой из сетей (систем), составление спецификации сетей (систем) и оборудования объекта, включая их характеристики, формирование сводного плана сетей

  • оформление заключения по результатам обследования с рекомендациями.

формирование дефектной ведомости, укрупненная смета в ТСН».

Комиссия отмечает, ввиду того, что предмет закупки не включает в себя работы связанные проектированием сетей инженерно-технического обеспечения, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности требования к участникам Закупки о предоставлении указанного опыта.

В настоящем случае, Заказчиком не представлено доказательств, что в рамках договора согласно Техническому заданию необходимы работы связанные с проектированием сетей инженерно-технического обеспечения

При этом Комиссия принимает во вниманием, что Заказчиком не представлено доказательств невозможности получения результата работ заявленного качества при отсутствии в Документации требований к опыту, связанных с проектированием сетей инженерно-технического обеспечения.

Вместе с тем указанный опыт по проектированию не позволяет отобрать лучшего исполнителя работ по обследованию технического состояния наружных и внутренних инженерных сетей.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия приходит к выводу, что установление требования, в части предоставления опыта по работам связанных с проектированием сетей инженерно-технического обеспечения, является избыточным и не соотносится с предметом Закупки.

Комиссия считает недопустимыми подобные рычаги воздействия на ход проведения конкурентной процедуры, поскольку Документация не должна являться инструментом манипулирования Заказчика итогами процедуры. Более того, подобное использование Заказчиком предоставленных ему прав по самостоятельному формированию Документации является ничем иным как злоупотребление правом.

Комиссия также отмечает, что реализация предоставленного Заказчику права самостоятельно формировать свою потребность относительно объекта Закупки не должна противоречить целям и принципам законодательства о закупках, противоречить положениям отдельных норм Закона о закупках.

Действия Заказчика могут быть оценены не иначе как противоречащие нормам Закона о закупках, так как подобные действия носят антиконкурентный характер, поскольку именно из-за действий Заказчика существенно затрудняется исполнение целей, установленных Законом о закупках.

Так, Документация предназначена для отбора лиц, которые могут удовлетворить потребность Заказчика на объявленных условиях, при этом не предоставляя Заказчику право избирать контрагента по критериям надежности указанных субъектов и отдавать предпочтение в зависимости от уровня заинтересованности таких участников.

Соответственно, Комиссия усматривает нарушение Заказчиком положений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку Документация не соответствует положениям действующего законодательства, а требования, указанные Заказчиком в Документации, приводят к ограничению количества участников Закупки.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу "..." (ИНН: "...", ОГРН: "...") на действия "..." (ИНН: "...", ОГРН: "...") при проведении Закупки обоснованной.

  2. Признать в действиях "..." нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны