Решение б/н б/а от 16 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9046/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

11.07.2024 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов,

членов Комиссии:

<...> — заместителя начальника отдела отдела антимонопольного контроля торгов,

<...> — специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя<...> в лице <...>, представителя <...> в лице <...>, действующего на основании доверенности от <...>,

рассмотрев жалобу <...> (далее — Заявитель) на действия <...> (далее — Заказчик) при проведении отбора предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по организации питания работников <...> и <...> для нужд <...> (реестровый № <...>, закупочная процедура опубликована на официальном сайте https://223.rts-tender.ru/supplier/auction/Trade/View.aspx?Id=3071695&sso=1&code=- 5#1, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель Заказчик неправомерно не провел процедуру переторжки, а также нарушил порядок оценки при рассмотрении заявки Заявителя по критерию «Общая сумма всех исполненых договоров на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименныых услуг» и «Обеспеченность кадровыми ресурсами».

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Заказчиком 25.04.2024 на официальном сайте электронной торговой площадки <...>(<...>) разместил извещение о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора составляет: 61 916 400,00 руб.

Дата начала подачи заявок: 26.04.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 13.05.2024 11:00 (МСК).

Дата рассмотрения заявок: 25.06.2024.

Дата подведения итогов: 25.06.2024.

Комиссией установлено, что Заявитель подал заявку на участие в Закупке, которой был присвоен порядковый номер 3.

Рассмотрев довод Заявителя о неправомерном непроведении Заказчиком переторжки, Комиссия установила следующее.

Как следует из доводов жалобы, в силу положений документации Заказчик был обязан провести процедуру переторжки.

Вместе с тем Комиссия установила, что Заказчик в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...> (приложение № 2 к протоколу заседания совета директоро <...> от 07.08.2023 № 12-2023 (далее — Положение).

Порядок проведения процедуры переторжки определен в статье 6 Положения:

Так, согласно пункту 6.6.1 Положения при проведении закупок в электронной форме: конкурса, запроса предложений, запроса котировок, упрощенного запроса цен, отбора предложений, сокращенного отбора предложений, сокращенного ценового отбора может быть предусмотрено право участников процедуры закупки добровольно повысить рейтинг своих заявок путем снижения первоначально предложенной цены договора при условии сохранения остальных положений заявки без изменений (переторжка). Проведение переторжки возможно только в случае если возможность ее проведения была определена Заказчиком в извещении и(или) документации процедуры закупки.

Согласно пункту 4.7 Информационной карты Заказчиком предусмотрена возможность проведения процедуры переторжки.

При этом согласно указанным пукнктам проведение переторжки является правом Заказчика, а не его обязанностью, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что доводы Заявителя основаны на неверном толковании документации.

Заявителем не представлены доказательства, что непроведение переторжки повлекло нарушение процедуры проведения Закупки, а равно к нарушению прав Заявителя.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в указанной части.

Относительно довода Заявителя о нарушении Заказчиком порядка оценки по критерию «Общая сумма всех исполненых договоров на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименныых услуг» Комиссия установила следующее.

В соответствии с итоговым протоколом от 25.06.2024 заявки участников были оценены Заказчиком следующим образом:

 

Критерий оценки

Весовое значение, %

Присвоенное значение по критерию оценки

Заявка № 2

Заявка № 3

Цена единицы продукции

70

70,00

64,17

Общая сумма всех исполненных договоров на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг

20

20,00

0,00

Обеспеченность материально-техническими ресурсами

5

0,08

0,38

Обеспеченность кадровыми ресурсами

5

0,00

0,00

Согласно документации Заказчиком по указанному оценивается общая сумма всех исполненных договоров на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг – Босд:

 

 

 

БОсдi =

Осдi

* 100

Осдmax

 

 

 

где:

Осдi – сведения, указанные в заявке i-го участника закупки, об общей сумме всех исполненных договоров на оказание одноименных услуг.

Осдmax – максимальное среди заявок всех участников закупки значение общей суммы всех исполненных договоров на оказание одноименных услуг.

Оцениваются указанные в заявке участника закупки сведения об общей сумме всех договоров на оказание одноименных услуг, исполненных за последние 3 (три) года предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в отборе предложений, и заключенных с участником закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ и (или) Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и (или) Законом № 44-ФЗ.

Под исполненным договором понимается договор (контракт), по которому в составе заявки помимо копии такого договора (контракта) представлены копии документов (подписанные сторонами акты и/или иные отчетные документы), подтверждающие исполнение обязательств участника не менее чем на 85% от общего предусмотренного объема договорных обязательств в стоимостном выражении. При этом при расчете максимальной суммы исполненного договора (контракта) учитывается сумма документов, подтверждающих исполнение обязательств участника, в стоимостном выражении.

В случае наличия информации о нарушении обязательств по договору (контракту), одностороннем отказе заказчика от исполнения договора (контракта) такой договор (контракт) к оценке не принимается.

Информацию о договорах (контрактах) в соответствующих реестрах ЕИС участник должен предоставлять по форме, установленной документацией о закупке. В случае непредоставления такой информации, предоставления информации не по установленной документацией о закупке форме или предоставления недостоверной информации соответствующий договор (контракт) к оценке не принимается.

Под одноименными услугами Заказчиком понимаются услуги по оказанию услуг по организации питания работников.

Оценка заявки коллективного участника производится в следующем порядке: в соответствии с установленными критериями (подкритериями) оценки проводится общая оценка заявки коллективного участника, которая рассчитывается как сумма соответствующих показателей, представленных всеми лицами, входящими в состав коллективного участника.

Таким образом, к оценке принимаются договоры (контракты), заключенные участником исключительно в рамках процедур, предусмотренных Законом о закупках, Федеральным законом от 21.07.2005№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 05.04..2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом для подтверждения опыта участник должен предоставить в составе заявки копии такого договора (контракта) и копии документов (подписанные сторонами акты и/или иные отчетные документы), подтверждающие исполнение обязательств участника не менее чем на 85% от общего предусмотренного объема договорных обязательств в стоимостном выражени, а также форму, установленную документацией, содержащей сведения договора (контрактах), сведения о которых размещены в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).

Проанализировав заявку Заявителя, Комиссия установила, что Заявителем в подтверждение опыта представлена исключитель форма «Общая сумма всех исполненых договоров на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименныых услуг» без приложений копий договоров (контрактов), актов и иных документов, предусмотренных документацией.

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что, по его мнению, для зачисления баллов по уканному критерию Заявяителю было достаточно предоставить форму, в связи с чем иные документы им не были предоставлены в составе заявки.

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения порядка оценки в указанной части, поскольку ввиду непредоставления Заявителем всех необходимых документов у Заказчика отсутствовали основания для начисления баллов по указанному критерию (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

Более того учет Заказчиком сведений о имеющемся у Заявителя опыте исключительно на основании заполненной формы привело бы к предоставлению Заявителю необоснованного преимущества по отношению к другим участникам, что являлось бы нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в указанной части.

Относительно довода Заявителя о нарушении Заказчиком порядка оценки в части критерия «Обеспеченность кадровыми ресурсами».

Так, Заявитель указывает, что согласно итоговому протоколу от 25.06.2024 в пукнкте «б» итогов указано, что Заявителю по указанному критерию начисленны следующие баллы, которые не были учтены в итоговом зачете:

 

Ф.И.О.

члена комиссии

Весовое значение, %

Заявка № 2

Заявка № 3

<...>

5

0

100

<...>

0

100

<...>

0

100

<...>

0

100

<...>

0

100

<...>

0

100

<...>

0

100

 

Вместе с тем Комиссией установлено, что документацией предусмотрен следующий порядок оценки по указанному критерию:

 

Кадровые ресурсы, привлекаемые для исполнения договора

Баллы

1. Заведующий производством (шеф-повар)

Не привлечение к исполнению договора следующих специалистов или привлечение минимального количества специалистов, указанного в документации

0

К wmin

2

2. Повар не ниже 4 разряда

Не привлечение к исполнению договора следующих специалистов или привлечение минимального количества специалистов, указанного в документации

0

К wmin

2

3. Кухонный рабочий

Не привлечение к исполнению договора следующих специалистов или привлечение минимального количества специалистов, указанного в документации

0

К wmin

4

4. Водитель-курьер-грузчик.

Не привлечение к исполнению договора следующих специалистов или привлечение минимального количества специалистов, указанного в документации

0

К wmin

4

5. Буфетчик-раздатчик

Не привлечение к исполнению договора следующих специалистов или привлечение минимального количества специалистов, указанного в документации

0

К wmin

2

БКi

=∑(

К wi К wmin

* 100)/ w

К wmax К wmin

 

БК wmax

100

 

где:

К wi количество специалистов w-ой специальности i-го участника закупки, чел.

К wmin минимальное значение количества для w-ой специальности, установленное заказчиком в документации о закупке, чел.

К wmax максимальное значение количества специалистов w-ой специальности среди заявок всех участников закупки, чел.

w – количество специальностей: 5

В случае если К wi более чем К wmax, то К wi принимается равным К wmax.

Для подтверждения наличия у участника кадровых ресурсов, данный участник должен предоставить заверенную копию штатного расписания или выписку из штатного расписания, копии трудовых договоров и/или трудовых книжек и/или выписок из трудовых книжек и/или копии договоров гражданско-правового характера, заключенных участником с указанными сотрудниками на срок не менее выполнения договорных обязанностей по данной закупке.

Оценка заявки коллективного участника производится в следующем порядке: в соответствии с установленными критериями (подкритериями) оценки проводится общая оценка заявки коллективного участника, которая рассчитывается как сумма соответствующих показателей, представленных всеми лицами, входящими в состав коллективного участника.

Таким образом, документацией установлено, что в случае если участником предлагается по позиции показателя «Кадровые ресурсы, привлекаемые для исполнения договора» минимальное значение, то за такую позицию участник получает 0 баллов.

Изучив заявку Заявителя, Комиссией установлено, что Заявителем было предоставлено минимальное количество привлекамого персонала по каждой позиции, в связи с чем Заявителю по указанному критерию подлежало начислить 0 баллов.

При этом в итоговом протоколе от 25.06.2024 приведен расчет баллов по данному критерию со следующим содеражнием:

 

Кадровые ресурсы, привлекаемые для исполнения договора

Шкала баллов

Ф.И.О.

члена комиссии

Заявка

2

Заявка

3

  1. Заведующий производством (шеф-повар)

Не привлечение к исполнению договора следующих специалистов или привлечение минимального количества специалистов, указанного в документации - 0; Мwmax - 2

<...>

0

2

<...>

0

2

<...>

0

2

<...>

0

2

<...>

0

2

<...>

0

2

<...>

0

2

  1. Повар не ниже 4 разряда

Не привлечение к исполнению договора следующих специалистов или привлечение минимального количества специалистов, указанного в документации - 0; Мwmax - 2

<...>

0

2

<...>

0

2

<...>

0

2

<...>

0

2

<...>

0

2

<...>

0

2

<...>

0

2

  1. Кухонный рабочий

Не привлечение к исполнению договора следующих специалистов или привлечение минимального количества специалистов, указанного в документации - 0; Мwmax - 4

<...>

0

4

<...>

0

4

<...>

0

4

<...>

0

4

<...>

0

4

<...>

0

4

<...>

0

4

  1. Водитель-курьер-грузчик.

Не привлечение к исполнению договора следующих специалистов или привлечение минимального количества специалистов, указанного в документации - 0; Мwmax - 4

<...>

0

4

<...>

0

4

<...>

0

4

<...>

0

4

<...>

0

4

<...>

0

4

<...>

 

 

  1. Буфетчик-раздатчик

Не привлечение к исполнению договора следующих специалистов или привлечение минимального количества специалистов, указанного в документации - 0; Мwmax - 2

<...>

0

2

<...>

0

2

<...>

0

2

<...>

0

2

<...>

0

2

<...>

0

2

<...>

0

2

 

Таким образом, из приведенного в итоговом протоколе от 25.06.2024 расчете следует, что Заявитель получил по указанному критерию 0 баллов.

При этом указание в таблице «б» сведений о начислении Заявителю 100 баллов по указанному критерию, как указывает Заказчик, является технической ошибкой, не повлиявшей на итоговый расчет рейтинга заявок участников.

Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу об отсутствии допущенных Заказчиком нарушений порядка оценки заявок по указанному критерию.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в закупках, а равно принял на себя риски, связанные с несоблюдением указанных условий, в том числе в части оценки заявок.

В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об остутствии в действиях Заказчика при оценке заявки Заявителя нарушений порядка оценки заявок участников.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...> на действия <...> при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 04.07.2024 № НП/27080/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны