Постановление б/н Признать ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КП... от 15 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении 077/04/14.31-14484/2020

 

г. Москва

 

Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2020.

Полный текст постановления изготовлен 15.10.2020.

 

Я, <....>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/14.31-14484/2020, возбужденного в отношении ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2), уведомленного надлежащим образом Определением от 06.10.2020 (исх. от 06.10.2020 № ЕП/55389/20), в отсутствие законного представителя (защитника) ПАО «Россети Московский регион», подавшего ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (вх. 14.10.2020 от 76236-ЭП/20),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Протоколом от 18.09.2018 № 077/04/14.31-14484/2020 об административном правонарушении (исх. от 18.09.2020 № 51771/20) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Событие административного правонарушения и его квалификация.

Решением Московского УФАС России от 24.01.2020 по делу № 077/01/10-15840/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 24.01.2020 № НП/3248/20) (далее — Решение) установлен факт нарушения ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион»), путем составления актов о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВЛОУ-МУЭ-Ю, БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю (далее - Акты) в отношении объекта ООО «ИКМА», расположенного по адресу: г. Москва, Ижорская, ул. д. 3 (далее - Объект), в отсутствие на то оснований, что привело к ущемлению интересов ООО «ИКМА».

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 077/01/10-15840/2019 Комиссией Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) установлено следующее.

В адрес Московского УФАС России поступило заявление и материалы ООО «ИКМА» (вх. от 29.07.2019 № 42397/19), при рассмотрении которых Московским УФАС России в действиях ПАО «Россети Московский регион» были выявлены признаки нарушения порядка установления факта безучетного потребления электрической энергии при проведении проверки узла учета электрической энергии Объекта.

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 077/01/10-15840/2019 (далее - Комиссия) о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

ООО «ИКМА» является юридическим лицом, поставленным на налоговый учет с присвоением ИНН/КПП 7711037272/774301001.

ПАО «Россети Московский регион» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утверждённого общим собранием акционеров ПАО «Россети Московский регион» (протокол от 29.06.2015 № 17).

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО «Россети Московский регион» оказывает услуги по передаче и распределению электрической энергии и по присоединению к электрическим сетям.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ПАО «Россети Московский регион» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью).

В силу пункта 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с указанным пунктом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований Основных положений, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Энергоснабжение нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, Ижорская ул., д. 3 (далее - Объект), осуществляется на основании договора энергоснабжения от 25.05.2007 № 38003601, заключенного между АО «Мосэнергосбыт» и ООО «ИКМА» (далее - Договор).

На Объекте ООО «ИКМА» учет потребленной электрической энергии производится на основании, в том числе, данных приборов учета 116311 и № 117211.

Согласно пункту 2 Основных положений «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и Основными положениями порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 192 Основных положений факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе, при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

Согласно письменным пояснениям и документам, представленным ПАО «Россети Московский регион» в адрес Московского УФАС России, проверка приборов учета Объекта включена в план-график проверок измерительных комплексов на февраль 2018 года.

ПАО «Россети Московский регион» 08.02.2018 в присутствии представителя ООО «ИКМА» проведена проверка приборов учета Объекта, предусмотренная пунктом 173 Основных положений и утвержденного ПАО «Россети Московский регион» плана-графика проверок на февраль 2018 года.

По результатам указанной проверки ПАО «Россети Московский регион» был составлен акт проверки узла учета от 08.02.2018, согласно которому ПАО «Россети Московский регион» выявлено нарушение ООО «ИКМА» порядка учета электрической энергии, выразившегося в отсутствии контакта провода вторичной цепи напряжения фазы «В», провод фазы «В» не закреплен на зажиме клеммной колодки ПУ № 116311, имеет свободный ход, в отсутствии контакта провода вторичной цепи напряжения фазы «В», провод фазы «В» не закреплен на зажиме клеммной колодки ПУ № 117211, провод имеет свободный ход.

Согласно пункту 193 Основных положений при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

ПАО «Россети Московский регион» 19.02.2018 составлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии № 004502/Ю-МУЭ, № 004503/Ю-МУЭ в отношении приборов учета электрической энергии Объекта № 116311 и № 117211 в присутствии представителя ООО «ИКМА».

ПАО «Россети Московский регион» согласно актам о неучтенном потреблении электрической энергии Объектом от 19.02.2018 № 004502/Ю-МУЭ, № 004503/Ю-МУЭ определило периоды безучетного потребления электрической энергии Объектом с 05.07.2017 (день, следующий за датой предыдущей проверки приборов учета Объекта) по 08.02.2018, количество часов в период времени, в течении которого осуществлялось безучетное потребление - 5256, а объемы безучетного потребления электрической энергии — 2 980 152 кВт/ч по акту от 19.02.2018 № 004502/Ю-МУЭ и 4 588 488 кВт/ч по акту от 19.02.2018 № 004503/Ю-МУЭ.

АО «Мосэнергосбыт» направило в адрес ООО «ИКМА» счет от 28.02.2018 № Э-63-6923 на оплату объема безучетного потребления электрической энергии с учетом требований Основных положений по определению периода безучетного потребления электрической энергии на общую на сумму 34 058 995,73 рублей.

Кроме того, при рассмотрении Комиссией материалов дела установлено следующее.

Согласно акту проверки узла учета от 08.02.2018 целостность пломб приборов учета 116311, № 117211 не нарушена.

В соответствии с актом проверки узла учета от 08.02.2018 приборы учета электрической энергии 116311, № 117211 были опломбированы пломбой № МЭС 0374.

В соответствии с пунктом 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям раздела X Основных положений в части его метрологических характеристик.

По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска.

Таким образом, при осуществлении допуска приборов учета № 116311, № 117211 в эксплуатацию на них были установлены контрольные пломбы (№ МЭС 0374) в подтверждение допуска указанного прибора учета в эксплуатацию в качестве коммерческого и соответствия их требованиям раздела X Основных положений.

Также согласно акту проверки узла учета от 08.12.2018 межповерочный интервал приборов учета № 116311, № 117211 не истек.

Таким образом, ПАО «Россети Московский регион» не представило доказательств факта нарушения ОАО «ИКМА» порядка учета электрической энергии, выразившегося во вмешательстве в работу приборов учета (системы учета) № 116311, № 117211 (отсутствие контакта провода вторичной цепи напряжения фазы «В», провод фазы «В» не закреплен на зажиме клеммной колодки ПУ № 116311, имеет свободный ход, в отсутствии контакта провода вторичной цепи напряжения фазы «В», провод фазы «В» не закреплен на зажиме клеммной колодки ПУ № 117211, провод имеет свободный ход).

Исходя из изложенного, принимая во внимание то, что целостность контрольных пломб ОАО «ИКМА» нарушена не была, каких-либо факторов, свидетельствующих о вмешательстве потребителя в работу приборов учета, не выявлено, оснований для проведения технического обслуживания приборов учета электрической энергии № 116311, № 117211 также не установлено. Кроме того, возможность потребителя самостоятельно выявить неисправность приборов учета № 116311, № 117211, не срывая контрольных пломб, также из представленных материалов не следует.

Вместе с тем согласно пункту 179 Основных положений в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 Основных положений для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.

Таким образом, с учетом отсутствия оснований для выявления безучетного потребления электрической энергии, а также выявление неисправности приборов учета (отсутствие контакта провода вторичной цепи напряжения фазы «В», провод фазы «В» не закреплен на зажиме клеммной колодки ПУ № 116311, имеет свободный ход, в отсутствии контакта провода вторичной цепи напряжения фазы «В», провод фазы «В» не закреплен на зажиме клеммной колодки ПУ № 117211, провод имеет свободный ход), расчет за поставленную электрическую энергию на Объект должен был быть произведен в соответствии с пунктом 166 Основных положений.

Из указанного следует, что у ПАО «Россети Московский регион» отсутствовали основания для определения и расчета объема безучетного потребления электрической энергии в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям.

Таким образом, ПАО «Россети Московский регион» не представило достаточных доказательств факта нарушения ОАО «ИКМА» порядка учета электрической энергии, указанных в актах о неучтенном потреблении электрической энергии от 19.02.2018 № 004502/Ю-МУЭ, № 004503/Ю-МУЭ, а также в совершении иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности), что было установлено ПАО «Россети Московский регион» в результате проведения проверки узла учета от 08.12.2018, по результатам которой были выявлены факты безучетного потребления электрической энергии.

Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что факт безучетного потребления электрической энергии по актам о неучтенном потреблении электрической энергии от 19.02.2018 № 004502/Ю-МУЭ, № 004503/Ю-МУЭ ПАО «Россети Московский регион» не доказан.

В соответствии с пунктом 21 Регламента взаимодействия ПАО «Россети Московский регион» и АО «Мосэнергосбыт» в процессе составления и оборота актов о безучетном потреблении и расчета объемов потребленной/переданной электрической энергии Приложением № 7 к договору № 17-3916 оказания услуг по передаче электрической энергии от 04.09.2017, заключенному между ПАО «Россети Московский регион» и АО «Мосэнергосбыт» (далее - Договор № 17-3916), суммарное количество объемов электрической энергии, определенное по актам о безучетном потреблении электрической энергии, составленным в расчетном периоде, подлежит включению в объем оказанных услуг за расчетный период услуг по передаче электрической энергии и вычитается из объема электроэнергии, приобретаемой ПАО «Россети Московский регион» в расчетном периоде, в котором составлены акты о безучетном потреблении электрической энергии.

Безучетное потребление влечет значительную финансовую нагрузку для абонента, поскольку порядок расчета стоимости безучетного потребления, установленный пунктом 195 Основных положений и предусматривающий расчет объема исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств абонента и количества часов в расчетном периоде, не тождественен обычному порядку расчетов за потребленную электроэнергию, определенному по показаниям прибора учета, отражающим фактическое потребление электроэнергии.

Объем электрической энергии, определенный по актам о безучетном потреблении, подлежит включению в объем оказанных услуг по передаче электрической энергии и вычитается из объема электроэнергии, приобретаемой ПАО «Россети Московский регион» в расчетном периоде в целях компенсации потерь электрической энергии, которые приобретаются и оплачиваются сетевой организацией.

Исходя из изложенного, действия ПАО «Россети Московский регион» по безосновательному составлению актов о неучтенном потреблении электрической энергии направлены на получение коммерческой выгоды ввиду того, что на стоимость безучетного потребления, рассчитанную по таким актам, будут снижены обязательства ПАО «Россети Московский регион» при компенсациях потерь в его сетях.

Таким образом, действия ПАО «Россети Московский регион» по составлению актов о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю в нарушение пункта 192 Основных положений привели к ущемлению интересов ОАО «ИКМА».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании изложенного Комиссией сделан вывод о нарушении ПАО «Россети Московский регион» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион»), путем составления в отношении Объекта актов о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю в отсутствие на то оснований, что привело к ущемлению интересов ОАО «ИКМА».

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), — в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения — г. Москва.

Временем выявления административного правонарушения является дата принятия Комиссией Московского УФАС России Решения — 24 января 2020 года.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2) заключается в нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион»), путем составления в отношении Объекта актов о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю в отсутствие на то оснований, что привело к ущемлению интересов ОАО «ИКМА».

Ответственность за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Вместе с тем согласно письму ПАО «Россети Московский регион» (вх. от 25.02.2020 № 10318/20) общество исполнило Предписание от 24.01.2020 № 077/01/10-15840/2019 (исх. от 24.01.2020 № НП/3250/20).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность за совершенное административное правонарушение, не установлено.

В целях расчета административного штрафа Московским УФАС России Определением о возбуждении дела № 077/04/14.31-14484/2020 об административном правонарушении и проведении административного расследования от 08.09.2020 (исх. от 08.09.2020 № 49685/20) у ПАО «Россети Московский регион» были запрошены сведения о выручке филиала ПАО «Россети Московский регион» (структурного подразделения) на рынке по передаче электрической энергии по уровню напряжения точки(-ек) поставки ООО «ИКМА» за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, определенной в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со сведениями, представленными ПАО «Россети Московский регион» (вх. от 21.09.2020 № 68358-ЭП/20), для расчета административного штрафа используется выручка ПАО «Россети Московский регион» на рынке по передаче электрической энергии за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в размере 156 493 872 000 рублей (без НДС).

Согласно сведениям, представленными ПАО «Россети Московский регион», выручка 21 Ремонтно-эксплуатационного района УКС СО филиала ПАО «Россети Московский регион» «Московские кабельные сети», обеспечивающего энергоснабжение Объекта ООО «ИКМА», составляет 164 150 000 рублей (без НДС).

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьями 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Таким образом, размер административного штрафа, который подлежит наложению на юридическое лицо за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьей 14.31 КоАП, (ПШ) является суммой минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения:

 

ПШ = БШ,

 

где: БШ - базовый штраф, который определяется по формуле:

 

БШ = ( - ) : 2 + ,

где:

 

- максимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией соответствующей нормы: три сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

 

- минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией соответствующей нормы: три тысячных размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

 

ОС — обстоятельство, смягчающее административную ответственность, которое определяется по формуле:

 

ОС = (Шmax - Шmin ) : 8,

 

ОО — обстоятельство, отягчающее административную ответственность, которое определяется по формуле:

 

ОО = (Шmax - Шmin ) : 8,

 

N — количество обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность.

 

Применительно к данному делу № 077/04/14.31-14484/2020 об административном правонарушении штраф рассчитывается следующим образом:

 

Шmax = 164 150 000 х 3 : 100 = 4 924 500;

 

Шmin = 164 150 000 х 3 : 1000 = 492 450;

 

БШ = (4 924 500 – 492 450) : 2 + 492 450 = 2 708 475;

 

ОС = (4 924 500 – 492 450) : 8 = 554 006,25;

 

ОО = 0;

 

Таким образом,

 

ПШ = 2 708 475 – 554 006,25 + 0 = 2 154 468,75.

 

При определении размера штрафа антимонопольный орган рассмотрел рассмотрел рынок оказания услуг, на котором совершено правонарушение (по продуктовому и географическому признакам), руководствуясь Методикой определения продуктовых и географических границ товарных рынков, относящихся к отдельным сферам деятельности субъектов естественных монополий, утвержденной решением Президиума ФАС России от 01.02.2012 № 3 (далее – Методикой).

Методика разработана во исполнение Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», в связи с чем при определении географических границ рынка антимонопольный орган учел минимальную территорию обслуживания электрических сетей, относящейся к деятельности обособленного подразделения ПАО «Россети Московский регион».

Так, определяя географические границы товарного рынка в пределах территории организационного обособленного района обслуживания электрических сетей – 21 Ремонтно-эксплуатационного района УКС СО филиала ПАО «Россети Московский регион», Московское УФАС России учло локальность оказания услуг.

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ установлено, что в соответствии с Методикой в целях соразмерности и обеспечения целей административного наказания штраф, подлежащий взысканию с ПАО «Россети Московский регион», составляет 2 154 468 (два миллиона сто пятьдесят четыре тысячи четыреста шестьдесят восемь) рублей 75 копеек, что составляет 1,31 % суммы выручки ПАО «Россети Московский регион» от оказания услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей ПАО «Россети Московский регион» по уровню напряжения СН2 в границах 21 Ремонтно-эксплуатационного района УКС СО филиала ПАО «Россети Московский регион» «Московские кабельные сети», в которых Решением от 24.01.2020 по делу № 077/01/10-15840/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 24.01.2020 № НП/3248/20) установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, штраф, подлежащий применению в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, равен 2 154 468 (два миллиона сто пятьдесят четыре тысячи четыреста шестьдесят восемь) рублей 75 копеек

В письменных пояснениях (вх. от 21.09.2020 № 68359-ЭП/20) ПАО «Россети Московский регион» указывает, что для определения границ товарного рынка, в пределах которого совершено нарушение, нужно исходить из выручки оказанных услуг по передаче электрической энергии в пределах трансформаторной подстанции № 12195, от которой осуществлялось потребление электрической энергии Объектом ООО «ИКМА». Выручка от оказанных услуг по передаче электрической энергии в пределах указанной трансформаторной подстанции составила 242 640 рублей (без НДС).

Вместе с тем необходимо отметить следующее.

Статьей 4 Закона о защите конкуренции определено, что под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Продуктовые и географические границы рынка определены Московским УФАС России при рассмотрении дела № № 077/01/10-15840/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением от 24.01.2020 по делу № 077/01/10-15840/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 24.01.2020 № НП/3248/20) ПАО «Россети Московский регион» признано занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории города Москвы.

Таким образом, в данном случае определение географических границ указанного рынка не должно быть ограничено границами месторасположения энергопринимающих устройств и объекта электросетевого хозяйства, посредством которого осуществлено технологическое присоединение потребителя.

Сужение географических границ до границ месторасположения энергопринимающих устройств и объекта электросетевого хозяйства, посредством которого осуществлено технологическое присоединение потребителя, противоречит вышеизложенным положениям.

Как было указано ранее, должностным лицом в целях назначения соразмерного административного штрафа учтены положения Методики, а именно подпункта 2 раздела 9, которым установлено, что при определении географических границ рынка при расчете оборотного штрафа определяется минимальная территория из перечисленных в данном пункте: территория деятельности всей организации; территория деятельности в границах субъекта Российской Федерации, где совершено нарушение; территория ее филиала (в случае его наличия), где совершено нарушение.

В данном случае минимальными и подтвержденными географическими границами является территория деятельности 21 Ремонтно-эксплуатационного района УКС СО филиала ПАО «Россети Московский регион» «Московские кабельные сети».

Сужение географических границ до границ трансформаторной подстанции, посредством которой осуществлено технологическое присоединение объекта потребителя, противоречит положениям статьи 14.31 КоАП РФ и Методики, не обеспечивает реализацию административного наказания, не соответствует целям, превенции и характеру совершенного правонарушения, поскольку объективную сторону совершенного правонарушения составляет не нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям, при котором сетевая организация не исполняет свои обязательства по договору, а злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью ПАО «Россети Московский регион»), путем составления в отношении Объекта актов о неучтенном потреблении электрической энергии от 15.03.2016 № БУ/021/ВОРУ-МУЭ-Ю, № БУ/022/ВОРУ-МУЭ-Ю в отсутствие на то оснований, что привело к ущемлению интересов ОАО «ИКМА».

На основании изложенного ответственность за совершение действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, несет ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2).

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31-14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Руководствуясь частью 3 статьи 4.1, статьей 14.31, статьями 23.48, 29.9 КоАП РФ,

  1. ПОСТАНОВИЛ:

  2. Признать ПАО «Россети Московский регион» (ИНН 5036065113, КПП 772501001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д, д. 3, стр. 2) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить административное наказание в соответствии с данной нормой в размере 2 154 468 (два миллиона сто пятьдесят четыре тысячи четыреста шестьдесят восемь) рублей 75 копеек.

  3. В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

  4. Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

  5. В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

  6. Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам:

 

      1. Получатель:

  1. ИНН 7706096339 КПП 770101001

  2. УФК по г. Москве (для Московского УФАС

  3. России, л/с 04731324890)

  1. Банк получателя:

  1. ГУ Банка России по ЦФО

  2. р/с 40101810045250010041

  3. БИК 044525000

  4. ОКТМО 45375000

  1. Назначение платежа:

  1. КБК 161 1 16 01141 01 0031 140

  2. Административный штраф, зачисляемый в

  3. Федеральный бюджет по Постановлению

  4. 077/04/14.31-14484/2020

  1.  

  2. Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

  3. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

  4. Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

  5.  

  6. Приложение: образец платежного поручения на 1 л. в 1 экз.

Связанные организации

Связанные организации не указаны