Решение б/н б/а от 24 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6952/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
19.05.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

при участии представителей ООО «Северо-западный НИПИ экологии и природопользования», ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО»,

рассмотрев жалобу ООО «Северо-западный НИПИ экологии и природопользования» (далее — Заявитель) на действия ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение комплексного экологического мониторинга объектов ЦХП и нефтепровода ЦПС-ПСП «Мусюршор» в 2022-2024 гг. (реестровый № 32211117911, далее — Закупка), перенаправленная письмом Московского областного УФАС России от 29.04.2022 №МШ/8222/22. (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, Заявитель обжалует неправомерное отклонение заявки на участие в Закупке.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 18.04.2022 № 32211117911-04 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации на основании следующего:

«Критерий 3 «Проведение испытаний проб»: 0 баллов - область аккредитации не полностью охватывает выполнение исследований проб воды, воздуха, почв, радиологии и снега на показатели, указанные в Приложении 1 к ТЗ Нет аккредитации по выполнению исследований радиологии (п. 1, 2 Приложения 10 к ТЗ); Критерий 5 «Опыт работы»: 2 балла - предоставлены 2 договора и 2 отзыва (п. 4 Приложения 10 к ТЗ) и Методика оценки: "Частично соот. (наличие справки, 2 договоров и 2 отзывов) – 2 балла.».

Согласно позиции Заявителя, отклонение его заявки является неправомерным ввиду того, что при отсутствии в составе заявки каких-либо сведений или документов Заказчик должен был направить в адрес участника дополнительный запрос с целью получения недостающих документов и сведений.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Исходя из положений части 10 статьи 4 Закона о закупках, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

При проведении настоящей Закупки Заказчик руководствовался Законом о закупках, а также Положением «О закупках товаров, работ и услуг в ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» с соответствующими приложениями, утвержденным Общим собранием участников Общества (Протокол собрания №139 от 29.06.2021, далее – «Положение о закупках»).

Согласно п.3.10. Положения о закупках соответствие требованиям подтверждается документами, входящими в заявку Участника закупки, представляемыми в соответствии с порядком и формой, указанными в документации о закупке (копии учредительных и регистрационных документов, лицензий, справки сторонних организаций, бухгалтерские балансы, рекомендательные письма и другие материалы). Требования, предъявляемые к Участникам закупки, к закупаемым товарам, работам и услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Обществом, применяются в равной степени ко всем Участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Порядок проведения закупочной процедуры в форме запроса предложений регламентирован разделом 5.4. Положения о закупках.

Согласно п.5.4.3.2. Положения о закупках порядок представления документации о закупке указывается в извещении о проведении закупке. Заказчик не вправе устанавливать плату за предоставление документации о закупке. Любой Участник закупки вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений документации о закупке. В течение 3 рабочих дней со дня поступления указанного запроса, Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации о закупке, если указанный запрос поступил не позднее, чем за 3 календарных дня до дня окончания подачи заявок на участие в закупке.

В случае непредставления установленных документацией о закупке документов, либо наличия в таких документах неполных и недостоверных на дату представления заявки сведений, либо несоответствия заявки на участие в закупке или Участника закупки требованиям документации о закупке, Заказчик вправе не допустить к участию в закупке лицо, подавшее заявку на участие в закупке. На основании результатов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в закупке Тендерным Комитетом принимается решение о выборе победителя.

Сопоставление и оценка заявок на участие в закупке проводится в соответствии с порядком, установленным в документации о закупке.

При оценке заявок Участников закупки могут учитываться следующие критерии:

опыт работы Участника закупки по оказанию аналогичных работ схожего объема и характера;

квалификация Участника закупки, а также его субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), в том числе:

а) обеспеченность материально-техническими ресурсами;

б) обеспеченность кадровыми ресурсами;

в) опыт;

г) наличие системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля).

 

 

 

Критерий

Требование

Вид документа

Максимальное кол-во баллов

Оценка

1

Соответствие техзаданию

Участник закупки/Подрядчик должен предоставить тех.предложение соответствующее разделам п. 2 раздела "Задачи", раздел "Ожидаемые результаты работ", Приложение 1, 2 Техзадания.

Техпредложение на оказание услуг по комплексному экологическому мониторингу

4

"Полностью соот.– 4 бал.
Не соот. или отсутствует информация – 0 бал.
"

2

Наличие обученного персонала

Наличие в штате участника закупки/подрядчика 3-х ИТР, имеющих специальное высшее образование, и 3-х работников, обученных на отбор проб компонентов окружающей среды. Стаж работы по предмету закупки не менее 3-х лет (п. 1, 2 Приложения 10 к ТЗ)

Поименная справка о количестве и стаже персонала с приложением копий дипломов о высшем образовании и свидетельства/сертификаты/удостоверния по повышению квалификации по отбору проб (образцов)

4

"Полностью соот. – 4 бал.
Частично соот. (наличие в штате 3 ИТР с высшем обр. и 2 обученных работников на отбор проб или 2 ИТР с высшем обр. и 3 обученных работников на отбор проб Отсутствует информация со стажем работы не менее 3-х лет) – 2 бал.
Не соот. ( наличие менее 2 ИТР и 2 рабочих ) или отсутствует информация – 0 бал.

"

3

Проведение испытаний проб

Наличие собственной аккредитованной испытательной лаборатории или действующего договора с аккредитованной лабораторией (п. 3 Приложения 10 к ТЗ)

Аттестат и область аккредитации собственной лаборатории и копию действующего договора с аккредитованной лабораторией с приложением области аккредитации по выполнению исследований проб воды, воздуха, почв, радиологии и снега с аккредитованной лабораторией на показатели, указанные в Приложение 1 к ТЗ

5

"Предтавленная информация полностью соот.– 5 бал.
Не соот. или отсутствует информация – 0 бал.
"

4

Сроки выполнения работ

Предложение участника закупки/подрядчика должно соответствовать Приложению 11 к ТЗ

Предложение со сроком выполнения работ в соответствии с ТЗ

3

"Полностью соот.– 3 бал.
Не соот. или отсутствует информация – 0 бал.
"

5

Опыт работы

Участник закупки/подрядчик должен иметь опыт не менее 3-х лет, исполненные 3 договора за последние 3 года по аналогичным работах в условиях Крайнего Севера (п. 4 Приложения 10 к ТЗ)

Положительные 3 отзыва, справка о выполненных 3 договорах по аналогичным работам с приложением копий договоров

4

"Полностью соот. – 4 бал.
Частично соот. (наличие справки, 2 договоров и 2 отзывов) – 2 бал.
Не соот. (справка, 1 договор, 1 отзыв) или отсутствует информация (не предоставлена справка или договор или отзыв) - 0 бал.
"

 

 

 

 

20

 

Документацией закупки установлено, что минимальное количество баллов для прохождения — 15.

Согласно Методике оценки и сопоставления заявок на участие в данной закупке по критерию «Проведение испытаний проб» участники закупки должны были представить аттестат и область аккредитации собственной лаборатории и копию действующего договора с аккредитованной лабораторий с приложением области аккредитации по выполнению исследований проб воды, воздуха, почв, радиологии и снега с аккредитованной лабораторией на показатели, указанные в Приложении №1 к ТЗ. В случае предоставления указанной информации в полном объеме участнику закупки присваивается 5 баллов. В случае несоответствия информации и отсутствия информации участнику закупки присваивается 0 баллов.

При рассмотрении заявки Заявителя Заказчиком установлено несоответствие требованиям документации:

1. по критерию оценки № 2 (наличие обученного персонала): предоставлена справка (форма 4) – в штате 4 сотрудника (Трегубов, Налбандян, Хохлов, Козырева), из них со стажем работы более трех лет 3 сотрудника (Трегубов, Налбандян, Хохлов). Предоставлены дипломы на трех сотрудников (Трегубов, Налбандян, Хохлов) и квалификационные удостоверения на двух специалистов на отбор проб (Налбандян, Трегубов).

2. по критерию оценки №3 (проведение испытаний проб): представлен аттестат с неполной областью аккредитации (отсутствует радиология) собственной лаборатории и не представлены копии действующих договоров с аккредитованной лабораторией, с приложением области аккредитации на выполнение исследований на показатели радиологии, указанные в Приложении 1 к техническому заданию и Инструкции для участников закупки (раздел Дополнительные требования к участнику закупки ).

3. по критерию оценки № 5 (опыт работы): предоставлена справка о 4 договорах, но не представлены копии договоров и письма о положительных отзывах.

В адрес участника направлен запрос от 17.03.2022 №ВЗП-220201/80 (52812) о необходимости предоставления недостающих документов для подтверждения соответствия критериям 2, 5:

1. копии дипломов о высшем образовании сотрудников участника закупки, находящихся в штате и отраженных в справке (форма 4);

2. свидетельства/сертификаты/удостоверения по повышению квалификации сотрудников, обученных отбору проб (образцов);

3. копии договоров, исполненных за последние 3 года по аналогичным работам.

4. отзывы о выполненных ранее договорах, аналогичных предмету закупки.

По запросу участник закупки предоставил:

1. по критерию оценки №2: сведения (форма № 4) и копии дипломов на 3 специалистов с опытом работы более 3х лет, копии свидетельств на 3х специалистов, обученных на отбор проб

2. по критерию №5: 4 договора, в том числе на выполнение аналогичных работ в условиях Крайнего Севера - 2 договора. Предоставлены 2 отзыва.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что по критерию №3 дополнительные документы не запрашивались, в связи с тем, что участником представлен аттестат с областью аккредитации собственной лаборатории.

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что при подачи заявки посредством функционала электронной торговой площадки, в результате технического сбоя не удалось прикрепить все требуемые документы.

Заявитель направил в адрес Заказчика письмо от 07.04.2022 № 28/04 согласно которому из-за технического сбоя не удалось загрузить документы по субподрядным лабораториям ООО «Лаборатория», ООО «Лаборатория «Центра социальных технологий», также в данном письме Заявитель указал, что данные лаборатории соответствуют всем требованиям закупочной документации, а также представил Заказчику все требуемые документы.

В соответствии с п.7.2. Положения о закупках заявка на участие в закупке Участника закупки должна включать в себя все документы, перечисленные в документации о закупке как обязательные к представлению. Заявка на участие в закупке и входящие в ее состав документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями документации о закупке. Все документы, представленные в составе заявки на участие в закупке Участников закупки, являются ее неотъемлемой частью. Участник закупки вправе приложить другие документы с изменениями и дополнениями по своему усмотрению, но не позднее срока приема заявок на участие в закупке, указанного в документации о закупке.

Таким образом Комиссия отмечает, что данные документы не могли быть рассмотрены, так как 25.02.2022 истек срок окончания приема заявок, указанный в извещении о проведении закупки. Все документы должны были быть предоставлены участниками закупки в полном объеме до завершения этапа приема заявок на электронной торговой площадке.

Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 4.3 Инструкции для участников закупки в случае привлечения Участником закупки для выполнения работ/оказания услуг субподрядных организаций, Участнику закупки необходимо предоставить перечень этих организаций с приложением полного комплекта документов, требуемых к предоставлению для Участника закупки в соответствии с документацией о закупке.

Согласно п.3.14. Положения о закупках в случае, если предметом закупки является проведение работ (оказание услуг) и Участник закупки привлекает к исполнению субподрядные организации, он должен предоставить список с наименованиями таких субподрядных организаций и перечнем выполняемых ими работ (оказываемых услуг). Субподрядные организации предоставляют полный пакет документов согласно Инструкции по закупке. Также в этом случае Общество вправе потребовать, чтобы Участник закупки обеспечил выполнение своими силами не менее 60% общего объема работ (услуг).

Комиссией установлено, что в Форме 8 «Список субподрядных организаций/ соисполнителей», предоставленной в составе заявки Заявителя на участие в закупке, ни ООО «Лаборатория», ни ООО «Лаборатория «Центра социальных технологий» заявлены не были. Действующие договоры с данными лабораториями также не были приложены.

Таким образом, у Заказчика отсутствовала информация, что Заявитель использовал договоры субподряда.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссия отмечает, что документацией Заказчика не установлена обязанность направления дополнительных запросов информации участникам Закупки.

На основании изложенного Комиссия не устанавливает нарушений со стороны Заказчика, так как при отклонении заявки Заявителя Заказчик действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена участником конкурентной процедуры в установленном законом порядке.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Северо-западный НИПИ экологии и природопользования» (ИНН: 7814659902, ОГРН: 1167847315943) на действия ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» (ИНН: 7701791321, ОГРН: 1087746814000) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 06.05.2022 № НП/24815/22, от 13.05.2022 № НП/25617/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны