Решение б/н 077/07/00-17812/2020 от 29 октября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-17812/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.10.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:рассмотрев жалобу ООО «ИТР» (далее также — Заявитель) на действия ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России (далее также — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию противопожарных систем ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России (реестровый № 32009524256, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная несогласием с допуском участников Закупки, а также неправомерно определил победителя Закупки.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также — Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).
Заявитель в жалобе указал, что участники ООО «ЛИФТ СЕРВИС» и ООО «ЦКО» были неправомерно допущены к участию в Закупке, в связи с тем, что данными участниками не были представлены лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Заказчиком в Документации об аукционе установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданную в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2011 № 99-ФЗ и Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 по видам работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В заявках ООО «ЛИФТ СЕРВИС» и ООО «ЦКО» представлены документы, подтверждающие, что данные участники подали заявки как коллективные участники.
В составе заявок данных участников присутствуют лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Более того, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 16.05.2018 указал, что в случае подачи заявки коллективным участником требованиям, указанным в документации о закупке, должна отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, входящие в ее состав.
Таким образом, Заказчиком правомерно приняты лицензии представленные указанными участниками.
Исходя из презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений, каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленной информации в составе заявок у Заказчика не имелось.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия оценив пояснения сторон и представленные заявки, приходит к выводу о признании данного довода жалобы необоснованным, ввиду того, что Заказчиком были предприняты меры по соблюдению принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Также Комиссия отмечает, что антимонопольным органоном неоднократно указывалось на неправомерность отклонения заявок участников по формальным основаниям, так, действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех участников закупки, заказчик должен способствовать формированию равных условий. Отсечение же претендентов по формальным основаниям, не соответствует ни целям проведения Закупки, ни антимонопольным требованиям к закупке.
Заявитель в жалобе также указывает, что Заказчиком неправомерно был выбран победитель Закупки – ООО «Техносеть», при этом отметил, что данный участник не соответствует квалификационным требованиям Заказчика т.к. не имеет должного количества контрактов (договор) по предмету закупки с общей суммарной стоимостью более 5 702 626 рублей 00 копеек, исполненных без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустойки (штрафа, пени).
В пункте 2.1 Закупочной документации указано, что участник должен иметь наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на оказание услуг, являющихся предметом закупки, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом суммарная стоимость ранее исполненных контрактов (договоров) составляет не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), на право заключить который проводится аукцион;
Кроме того, согласно положениям документации к заявке прилагаются документы, подтверждающие соответствие участника закупки единым квалификационным требованиям:
- копия ранее исполненного контракта (договора) со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, сведения о котором к представлению содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», исполненных без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустойки (штрафа, пени).
Заказчик с доводами жалобы не согласился и пояснил, что ООО «ТЕХНОСЕТЬ» предоставил во второй части заявки информацию о Контрагенте, для которого ООО «ТЕХНОСЕТЬ» является субподрядчиком, сумма исполненных без штрафов и пени обязательств в качестве субподрядчика по договору составляет 15859200 рублей.
Кроме того, Комиссия считает возможным отметить, что отклонение заявки участника процедуры в связи с непредставлением им подтверждения наличия необходимого опыта не соответствует пункту 1 части 2 статьи 3 Закона о закупках в связи с тем, что, по мнению ФАС России, установление данного требования в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников, поскольку остальные участники, не подтвердившие опыт, объективно лишены возможности принять участие в данном случае в Закупке.
Комиссия отмечает, что заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действия заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия признает данный довод жалобы не обоснованным.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «ИТР» (ИНН 7720318209, ОГРН 1157746930087) на действия ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России (ИНН 7736182930, ОГРН 1037739394285) при проведении Закупки необоснованной.
-
Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России
от 23.10.2020 № ЕО/59260/20.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.