Решение б/н Признать жалобу не обоснованной от 9 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-12831/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.10.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...>
при участии посредством видеоконференцсвязи ООО «УМС», ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России,
рассмотрев жалобу ООО «УМС» (далее — Заявитель, Общество) на действия ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении неконкурентной процедуры с элементами конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений для нужд ФДРЦ РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России в 2023-2024 г.г. (реестровый № 32312728871, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в нарушении порядка оценки заявки, установленного Закупочной документацией.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и истребованные антимонопольным органом документы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 24 242 222,16 руб. опубликовано в ЕИС.
Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - «11» сентября 2023 г. в 08:00 (МСК).
Дата рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке - «13» сентября 2023.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - «18» сентября 2023.
Дата подведения итогов закупки - «19» сентября 2023.
Из итогового протокола от 19.09.2023 следует, что Обществом (заявка № 2) получено 28,74 баллов и присвоено 2 место. При этом по критерию «Наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг» Обществу присвоено ноль баллов.
Согласно позиции Заявителя, в составе заявки были представлены все необходимые документы для получения баллов по спорному критерию, однако, Заказчиком сведения о представленных специалистах учтены не были.
Заказчик против доводов Заявителя возражал, указав, что документы в отношении заявленных специалистов в нарушение установленного порядка оценки и сопоставления заявок не были представлены в полном объеме, в связи с чем Заказчиком правомерно такие сотрудники не были учтены.
Изучив представленные документы, Комиссия уставила следующее.
В соответствии с пунктами 13,14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Во исполнение указанных положений Заказчиком был установлен соответствующий порядок, в том числе по критерию «Наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг»:
Значимость критерия 70%
Коэффициент значимости критерия (КЗ) = 0,7
Максимальное количество баллов по критерию – 70
Сумма величин значимости показателей критерия оценки составляет 100 баллов
В рамках критерия оценивается предложение участника по количеству сотрудников, состоящих в штате участника закупки и/или привлекаемых на основании договора гражданско-правового характера, обладающих необходимой для выполнения работ, оказания услуг квалификацией в соответствии с предметом договора.
Предоставленные сведения подтверждаются:
-
заполненная форма «Наличие у участника закупки трудовых ресурсов, необходимых для поставки выполнения работ, оказания услуг», установленная в Приложении №1 к критериям оценки заявок;
-
копии трудовых книжек и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса РФ в отношении сотрудников, с которыми у участника заключен трудовой договор и место работы является для них основным; копию трудового договора и сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса РФ в отношении сотрудников, с которыми у участника заключен трудовой договор совместителя; копии гражданско-правовых договоров в отношении сотрудников, с которыми у участника заключен гражданско-правовой договор. При этом документы должны быть представлены в форме читаемых, неповторяющихся копий, содержащих все страницы, входящие в соответствующие документы (для трудовых книжек допустимо не предоставлять копии страниц, не содержащих записи). В случае, если участник предоставляет копии трудовых книжек, то допустимо предоставлять указанные копии в количестве не более 2-х разворотов на одном листе.
-
копии согласий на обработку персональных данных, данных каждым работником, в отношении которых Участник предоставляет документы, содержащие персональные данные (в том числе сведения о Фамилии, Имени, Отчестве, дате рождения, должности и т.п. данные, которые относятся к персональным в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»)
-
копии соответствующих документов об образовании и/или о квалификации (дипломов, удостоверений, свидетельств, сертификатов, аттестатов), установленного образца, подтверждающих квалификацию специалистов;
К оценке будет принято только то количество специалистов, в отношении которых предоставлен полный комплект подтверждающих документов. При этом, учитывается фактическое количество специалистов, независящее от количества у каждого специалиста документов об образовании и/или о квалификации.
При оценке по данному критерию не будут учтены работники, в отношении которых не предоставлены какие-либо из вышеперечисленных документов, в том числе форма «Наличие у участника закупки трудовых ресурсов, необходимых для поставки выполнения работ, оказания услуг».
Представленные документы должны быть в виде неповторяющейся, полной, читаемой копии, на которой видны необходимые сведения, подписи и печати.
Непредоставление в составе заявки на участие в закупке таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке заявок будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупке.
Итоговое количество баллов по критерию «Наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг» определяется путем суммирования баллов, полученных участником закупки по показателям № 1, № 2, № 3 и произведения этой суммы на коэффициент значимость критерия (КЗ).
Показатель № 1. «Наличие у участника закупки специалистов инженерно-технического состава (ИТР)
Значимость показателя (ЗП) - 20%
Коэффициент значимости подкритерия (КЗП) = 0,2.
Максимальное количество баллов по показателю – 20
Для заказчика лучшим условием исполнения договора по критерию оценки (показателю) является наибольшее количество специалистов.
В рамках показателя оценивается количество специалистов инженерно-технического состава, которые будут привлекаться к исполнению договора, имеющих высшее образование по одной или нескольким специальностям (инженер по специальности промышленное и гражданское строительство, инженер по специальности городское строительство и хозяйство, инженер по специальности водоснабжение и канализация, инженер по специальности электроснабжение, инженер по специальности теплогазоснабжение и вентиляция, инженер по специальности строительство и эксплуатация зданий и сооружений, инженер-сметчик, инженер-электрик, инженер-энергетик, инженер по специальности электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений), с опытом работы в занимаемой должности не менее 3 лет, а также имеющих следующие удостоверения:
а) удостоверение о проверке знаний требований охраны труда (форма удостоверения - в соответствии с Приложением № 2 к Порядку обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденному постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 №1/29).
б) удостоверение проверки знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (в качестве управленческого персонала) (форма удостоверения - в соответствии с Приложением № 3 к Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденным приказ Минэнерго России от 24.03.2003 № 115);
в) аттестат по электробезопасности не ниже IV группы, в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", с первичной аттестацией в учебно-курсовых комбинатах имеющих соответствующие лицензии;
г) удостоверение по пожарно-техническому минимуму, установленного образца, предоставляется вместе с копией протокола заседания квалификационной комиссии по проверке знаний по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума.
Предельное необходимое заказчику максимальное значение – 4 специалиста.
Количество баллов, присуждаемых по данному подкритерию, определяется:
А) в случае если Пmax < Ппред, по формуле: ПБi = Пi / Пmax x ЗП
А) в случае если Пmax ≥ Ппред, по формуле: ПБi = Пi / Ппред x ЗП
ПБi - количество баллов по показателю;
Пi - предложение участника, которое оценивается;
Ппред – предельно необходимое заказчику значение характеристик;
Пmax – максимальное предложение из предложений покритерию (показателю), сделанных участниками закупки;
ЗП – значимость показателя.
Показатель № 2. «Наличие у участника квалифицированных профильных специалистов»
Значимость подкритерия (ЗП) - 50%
Коэффициент значимости подкритерия (КЗП) = 0,5.
Максимальное количество баллов по показателю – 50
Для заказчика лучшим условием исполнения договора по критерию оценки (показателю) является наибольшее количество специалистов.
В рамках показателя оценивается количество квалифицированных профильных специалистов, имеющих профильное образование не ниже средне-технического по одной или нескольким специальностям (электрик, слесарь-сантехник, слесарь ремонтник по обслуживанию холодильного оборудования), а также имеющих следующие удостоверения:
а) аттестат по электробезопасности не ниже IV группы, в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", с первичной аттестацией в учебно-курсовых комбинатах имеющих соответствующие лицензии (для электриков);
б) аттестат по электробезопасности не ниже II группы, в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", с первичной аттестацией в учебно-курсовых комбинатах имеющих соответствующие лицензии (для всех остальных специалистов);
в) удостоверение проверки знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (в качестве оперативно-ремонтного персонала) (форма удостоверения - в соответствии с Приложением № 3 к Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденным приказ Минэнерго России от 24.03.2003 № 115) (для слесарей-сантехников);
Предельно необходимое заказчику максимальное значение – 25 специалистов.
Количество баллов, присуждаемых по данному подкритерию, определяется:
А) в случае если Пmax < Ппред, по формуле: ПБi = Пi / Пmax x ЗП
А) в случае если Пmax ≥ Ппред, по формуле: ПБi = Пi / Ппред x ЗП
ПБi - количество баллов по показателю;
Пi - предложение участника, которое оценивается;
Ппред – предельно необходимое заказчику значение характеристик;
Пmax – максимальное предложение из предложений покритери ю (показателю), сделанных участниками закупки;
ЗП – значимость показателя.
Показатель № 3. «Наличие у участника закупки рядовых специалистов»
Значимость подкритерия (ЗП) - 30%
Коэффициент значимости подкритерия (КЗП) = 0,3.
Максимальное количество баллов по показателю – 30
Для заказчика лучшим условием исполнения договора по критерию оценки (показателю) является наибольшее количество специалистов.
В рамках показателя оценивается количество у участника закупки рядовых специалистов по следующим должностям (рабочие общестроительных работ, операторы диспетчерской службы), имеющих образование не ниже среднего, а также имеющих следующие удостоверения:
а) аттестат по электробезопасности не ниже II группы, в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", с первичной аттестацией в учебно-курсовых комбинатах имеющих соответствующие лицензии ( для рабочих общестроительных работ);
Б) аттестат по электробезопасности не ниже I группы, в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", с первичной аттестацией в учебно-курсовых комбинатах имеющих соответствующие лицензии (для операторов диспетчерской службы).
Предельно необходимое заказчику максимальное значение – 20 специалистов.
Количество баллов, присуждаемых по данному подкритерию, определяется:
А) в случае если Пmax < Ппред, по формуле: ПБi = Пi / Пmax x ЗП
А) в случае если Пmax ≥ Ппред, по формуле: ПБi = Пi / Ппред x ЗП
ПБi - количество баллов по показателю;
Пi - предложение участника, которое оценивается;
Ппред – предельно необходимое заказчику значение характеристик;
Пmax – максимальное предложение из предложений покритери ю (показателю), сделанных участниками закупки;
ЗП – значимость показателя.
Обществом в составе заявки представлены сведения в отношении сотрудников по показателю 1 в количестве 5 человек. При этом указанные сотрудники не были учтены Закупочной комиссией, поскольку в заявки отсутствуют документы о высшем техническом образовании, отсутствуют документы, подтверждающие опыт работы в занимаемой должности не менее 3 лет, отсутствует удостоверение о проверке знаний требований охраны труда, отсутствует удостоверение проверки знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, отсутствует удостоверение по пожарно-техническому минимуму в отношении таких сотрудников.
По показателю 2 Обществом были представлены сведения о 34 специалистах. Указанные сотрудники не были учены при оценке поскольку в отношении всех 34 сотрудников не были представлены документы об образовании.
При этом данные о сотруднике <...> не приняты к оценке также по причине непредоставления копии гражданско-правового договора.
В отношении сотрудников <...> также не было представлено удостоверение проверки знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
На заседании Комиссии 28.09.2023 представители Общества ходатайствовали о переносе заседания с целью ознакомления с возражениями Заказчика и предоставления мотивированной позиции.
Комиссия Управления указанное ходатайство удовлетворила, заседание было перенесено на 04.10.2023 в 12:00. Дополнительно Комиссия в устном порядке разъяснила перечень сведений, которые необходимо представить Заявителю к следующему заседанию
В уведомлении Управления о переносе заседания от 03.10.2023 № НП/41583/23 Заявителю было указано на представление письменной позиции на возражения Заказчика в случае несогласия с основаниями для непринятия специалистов к учету по оспариваемому критерию.
Вместе с тем Заявителем в адрес антимонопольного органа письменная позиция по указанному вопросу представлена не была, доказательств соответствия перечня документов установленному порядку оценки и сопоставления заявок в материалы дела также не было представлено.
В свою очередь, на заседании 04.10.2023 представители Заявителя устно указали на несогласие с трактовкой порядка оценки заявок по всем трем показателям критерия «Наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг» в части одного из документов, подлежащих представлению, а именно: копии соответствующих документов об образовании и/или о квалификации (дипломов, удостоверений, свидетельств, сертификатов, аттестатов), установленного образца, подтверждающих квалификацию специалистов.
По мнению Заявителя, указанные положения предоставляют участнику возможность выбора документа, который будет представлен в составе заявки.
Комиссия оценивает доводы Заявителя критически, поскольку на основании части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Вместе с тем Заявителем запросы о разъяснении Закупочной документации в части порядка оценки и сопоставления заявок не направлялись, в связи с чем презюмируется, что такие условия были ясны и понятны.
При этом из указанных положений Закупочной документации не следует, что участник вправе выбирать из ряда документов в форме дипломов, удостоверений, свидетельств, сертификатов, аттестатов, один из документов для его представления с целью оценки.
В силу статьи 8 ГК РФ Заявитель, подавая заявку на участие в Закупке, конклюдентно согласился с положениями Закупочной документации, в том числе в части требований к заявке, а равно принял на себя риски по неполучению баллов по отдельному критерию в случае несоблюдения таких требований.
Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, изучив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «УМС» (ИНН 6658506608) на действия ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (ИНН 7728095113) при проведении Закупки необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 21.09.2023 № НП/40027/23, от 03.10.2023 № НП/41583/23.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.