Решение №22113/24 б\а от 4 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6326/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
31.05.2024 г. Москва
 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видеконференцсвязи представителя <...>

рассмотрев жалобы <...> (далее — Заявитель) на действия ООО «ОРГТОРГ» (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по реализации имущества должника (сообщения № 13952396, лот № 1, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

В силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.03.2023 № СП/14532/23 порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, установленный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции. Данная позиция соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в судебных актах по делу № АКПИ20-632.

Таким образом, требование части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции об обязательности проведения анализа состояния конкуренции при рассмотрении каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства не подлежит применению при рассмотрении жалоб на нарушение процедуры торгов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом установленный в статье 18.1 Закона о защите конкуренции особый порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров позволяет обеспечить защиту прав и законных интересов участников торгов (участников гражданского оборота).

Важно отметить, что торги представляют собой способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди претендентов как предложивший лучшие условия и в силу этого выигравший торги. Следовательно, проведение торгов вне зависимости от правовых оснований, в соответствии с которыми они проводятся, неразрывно связано с конкуренцией, так как подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, направленную на обеспечение наиболее выгодных условий для организатора торгов.

Нарушение процедуры проведения торгов может оказывать влияние на результаты торгов и приводить к ущемлению прав и законных интересов не только участников, подавших заявки на участие в торгах, но и потенциальных участников, которые могли бы принять в них участие.

При этом потенциальными участниками торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, может являться любой хозяйствующий субъект, заинтересованный в приобретении реализуемого на торгах имущества должника.

Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены). Аналогичная позиция указана в пункте 4 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101.

Соответственно, публичное извещение о проведении торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, обеспечивает возможность подачи заявки на участие в торгах для любого физического и юридического лица.

Необеспечение равных условий для участников при проведении конкурентных процедур, равно как и любое другое нарушение процедуры проведения торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, безусловно свидетельствует об ограничении (возможности ограничения) конкуренции.

Предоставленное участникам или потенциальным участникам торгов право обжалования действий их организаторов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающей ускоренный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, направлено на обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, заинтересованных в обжалуемых торгах.

С учетом изложенного, рассмотрение жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, безусловно связано с защитой публичного интереса, направленного на недопущение ограничения, устранения конкуренции, обеспечение конкуренции на торгах, проводимых в рамках процедуры банкротства.

Кроме того, в соответствии с письмом ФАС России от 13.11.2023 № ГМ/94718/23 в соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиями антимонопольного органа относится рассмотрение жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества. Порядок рассмотрения указанных жалоб регламентирован статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, антимонопольные органы уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры торгов, если обязательность их проведения прямо предусмотрена законодательством.

В силу пункта 4 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном данным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.

Согласно пункту 18 статьи 110 Закона о банкротстве в случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае незаключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов внешний управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного Законом о банкротстве для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора купли-продажи предприятия с единственным участником торгов, для заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи предприятия. Повторные торги проводятся в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Также в соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3–19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

Таким образом, Законом о банкротстве установлены случаи, при которых проведение торгов является обязательным.

Следовательно, если основанием для проведения торгов послужило прямое указание Закона о банкротстве на обязательность их проведения, то антимонопольные органы уполномочены рассматривать поступающие на процедуру их проведения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом необходимо учитывать, что частью 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлен перечень оснований для возврата жалобы заявителю. В соответствии пунктом 3 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции к числу таких оснований относится наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии).

Кроме того, в силу части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3–5 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в вышеприведенных письмах ФАС России, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее — Приказ №495) утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.08.2020 по делу №А40-97353/2020 ООО «ЭЙ ДЖИ М» (ИНН: <...>) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества юридического лица.

Организатором торгов 22.03.2024 на сайте ЕФРСБ размещено сообщение № 13952396 о проведении торгов по реализации имущества Должника (далее - Сообщение).

Предмет Торгов: лот 1: Право требования (дебиторская задолженность) к: 1.1. ООО «МТК «ВЕЛЕС» в размере 27 161 722,56 руб.; 1.2. ООО «Аванта» в размере 980 800,00 руб.; 1.3. ООО «Аргон» в размере 7 200 000,00 руб.; 1.4. ООО «Рассвет» в размере 5 030 356,00 руб.; 1.5. ООО «Стройтехникс» 5 000 000,00 руб.; 1.6. ООО «Центр бронирования Челябинск» в размере 5 000 000,00 руб.; 1.7. ООО «Техно-инвест» в размере 6 440 334,57 руб.; 1.8. ООО «Практика» в размере 5 020 600,00 руб.; 1.9. ООО «Ремстройсервис» в размере 15 000 000,00 руб.; 1.10. ООО «Универсал» в размере 30 000 000,00 руб.; 1.11. ООО «Гайворон» в размере 27 999 999,93 руб.; 1.12. ООО «Океан» в размере 11 483 508,21 руб.; 1.13. ООО «Веконд» в размере 15 000 000,00 руб.; 1.14. ООО «АМР» в размере 60 000 000,00 руб.; 1.15. ООО «Лангос» в размере 2 700 000,00 руб.; 1.16. Frucht&MehrGnibH» (ФРГ) в размере 165 375,66 Евро; 1.17. Касумову Э.А. и Махмудову У. (солидарные должники) в размере 11 065 000,00 руб.; 1.18. ООО «Нелли» в размере 58 139 534,00 руб.

Начальная цена: 7 846 200,00 руб.

Дата и время начала подачи заявок: 25.03.2024 в 10:00.

Дата и время окончания подачи заявок : 07.05.2024 в 19:00.

Организатором торгов 14.05.2024 на сайте ЕФРСБ размещено сообщение № 14381816 о результатах торгов, согласно которому победителем по лоту № 1 был признан <...>

Согласно протоколу об определении участников торгов от 08.05.2024 № 41141-ОТПП/1 заявка Заявителя была отклонена, поскольку поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Заявитель с отклонением своей заявки не согласился и отметил, что внес денежные средства в качестве задатка 03.05.2024, что подтверждается платежным поручением от 03.05.2024 № 52957 с отметкой о списании денежных средств со счета Заявителя в 13:04.

Также Заявитель заявил ходатайство (вх. от 16.05.2024 № 30691-ЭП/24) об истребовании у АО «Джей энд Ти Банк» сведений о поступлении денежных средств от <...> на корреспондентский счет банка получателя № <...> по платежному поручению № 52957 от 03.05.2024г. с указанием даты и времени: числа, часа, минут и секунд зачисления.

Комиссия удовлетворила указанное ходатайство и направила в адрес АО «Джей энд Ти Банк» запрос информации (исх. от 21.05.2024 № НП/19968/24), сделав перенос рассмотрения Жалобы на 28.05.2024 (исх. от 22.05.2024 № НП/20018/24) и на 31.05.2024 (исх. от 28.05.2024 № ЕИ/21004/24). Вместе с тем ответ на указанный запрос в адрес Комиссии на дату рассмотрения Жалобы не поступил.

Комиссия отмечает, что согласно части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи.

Таким образом, максимальный срок для рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции составляет 14 рабочих дней.

Настоящая жалоба поступила в антимонопольный орган 13.05.2024, в связи с чем крайним сроком для ее рассмотрения является 31.05.2024.

Таким образом, Управление не находит правовых оснований для дальнейшего продления срока рассмотрения Жалобы, и рассмотрение Жалобы будет производиться с учетом конкретных, фактических обстоятельств и представленных сторонами документов.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.

Организатор торгов пояснил, что 03.05.2024 была подана заявка №41141-ОТПП-1-1 на участие от <...> с ценовым предложением <...> руб. Данная заявка не была признана соответствующей требованиям законодательства, так как на дату подведения итогов на периоде (ценовом интервале) с 10:00 30.04.2024 по 19:00 03.05.2024 на расчетном счету Организатора торгов отсутствовал задаток.

Организатор торгов указал, что информация о зачислении денежных средств на расчетный счет Организатора торгов обновляется ежедневно по рабочим дням, один раз в сутки в 10:00. Таким образом, информация о зачислении задатка на расчетный счет Организатора торгов от Заявителя отобразилась в банковской выписке на следующий рабочий день — 06.05.2024.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно сообщению № 13952396 задаток для участия в торгах устанавливается в размере 10% (без НДС) от начальной цены лота действующей на момент подачи заявки на участие в торгах, который должен быть зачислен в срок до окончания приема заявок на определенном периоде (ценовом интервале), в котором подается или планируется подача заявки претендентом. Задаток вносится в соответствии с договором о задатке, заключаемым (подписываемым) c Организатором торгов, по следующим реквизитам: Получатель - ООО «ОРГТОРГ»,<...> В назначении платежа указать: наименование продавца, наименование заявителя, № лота и код торгов, за участие в которых вносится задаток. Заявитель вправе также направить задаток, на указанный счет без представления подписанного договора о задатке. В этом случае перечисление задатка заявителем считается акцептом, размещенного на электронной площадке договора о задатке. При не поступлении задатка до окончания приема заявок на определенном периоде последующего снижения (ценовом интервале), в котором подана заявка Претендента, обязанность лиц, желающих принять участие в торгах, по внесению задатка считаются неисполненной. Данные участники не будут допущены до участия в торгах. Заявители обязаны самостоятельно отслеживать выходные и нерабочие праздничные дни (с учетом их переноса согласно решениям правительства), чтобы обеспечить своевременное зачисление задатка на указанный счет.

В соответствии с пунктом 6.1.3 Приказа № 495 при участии в торгах посредством публичного предложения заявитель обязан обеспечить поступление задатка на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, не позднее указанной в таком сообщении даты и времени окончания приема заявок на участие в торгах для соответствующего периода проведения торгов.

Также в силу части 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

На заседание Комиссии Заявитель представил платежное поручение от 03.05.2024 №52957 и справку АО «АЛЬФА-БАНК», подтверждающие перевод денежных средств в качестве задатка на участие в Торгах 03.05.2024 в 13:02.

В свою очередь, Организатор торгов представил выписку по счету <...> с 03.05.2024 по 06.05.2024 от АО «Джей энд Ти Банк», согласно которой задаток от Заявителя был зачислен на счет Организатора торгов 03.05.2024.

Доводы Организатора торгов об обновлении информации о зачислении денежных средств на расчетный счет в 10:00, в связи с чем он не видел поступление денежных средств от Заявителя 03.05.2024, Комиссия расценивает критически, поскольку на основании части 12 статьи 110 Закона о банкротстве основанием для отклонения заявки является непоступление задатка на дату составления протокола об определении участников торгов. Вместе с тем 08.05.2024 зачисление задатка было подтверждено, что не оспаривается Организатором торгов.

В свою очередь, Организатором торгов не доказано поступление денежных средств после 19:00 03.05.2024.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы, наличии в действиях Организатора торгов нарушений части 12 статьи 110 Закона о банкротстве и необходимости выдачи Организатору торгов обязательного для исполнения предписания.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.

2. Установить в действиях Организатора торгов нарушения части 12 статьи 110 Закона о банкротстве.

3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны