Решение б/н б/а от 20 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17447/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

15.10.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

заместителя председателя Комиссии:

 

при участии представителей ООО «Ровбилдер», АО «Мосводоканал» посредством видеоконференцсвязи,

рассмотрев жалобу ООО «Ровбилдер» (далее также — Заявитель, Общество) на действия АО «Мосводоканал» (далее также — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку аппарата подводного для нужд АО «Мосводоканал» в 2020 году (реестровый №  32009548903, далее — Закупка, Аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная несогласием с положениями Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках).

Из доводов жалобы следует, что требования Аукционной документации сформированы таким образом, что влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, поскольку фактически под установленные в Техническом задании характеристики подходит товар одного производителя.

Заказчиком в Спецификации к поставляемому товару предъявлены требования, а именно:

«Аппарат подводный | Тип - телеуправляемый. Предельная глубина погружения, м - >=200. Длина кабель-троса, м - >=100. Ширина дисплея, дюйм - >=7. Наличие видеорегистратора - да. Наличие захвата-манипулятора - да. Угол вращения захвата-манипулятора, град - 360. Количество двигателей, шт - 2. Количество вертикальных двигателей, шт - 0. Защита подводного модуля - литой алюминий с анодированным покрытием, прозрачные участки из акрилового стекла. Масса системы, кг - >=8, <=9. Комплектация - базовый подводный модуль (ширина <=325мм, высота<=258мм, длина <=279мм), кабель-трос нейтральной плавучести 100м, усиленная катушка с подшипниками и электрическим контактным кольцом для легкого управления кабель-тросом, интегрированный контроллер экрана (наложение текста на видео), ударопрочный бокс, двурычажный съемный захват-манипулятор с возможностью вращения на 360град., интеллектуальные зарядные устройства, набор веса плавучести, руководство оператора, комплект запасных частей (стандартный сервисный комплект), время работы от аккумулятора>=6 часов, формат видео 4К UHD, видеорегистратор (автономный), освещение >=1000 люмен, аппарат находится в герметичном боксе без отверстий и сильно выступающих частей на фронтальной, верхней, нижней и боковых гранях, два двигателя находятся по бокам аппарата и ориентированы назад».

Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, а также заслушав возражения Заказчика, соглашается с позицией Заявителя.

При это фактически Заказчик на заседании Комиссии не смог доказать обратного и также согласился с доводами жалобы.

Таким образом, из документации по спорной закупке, а именно технического задания, следует, что заказчиком предъявлены требования к объекту закупки, которые может удовлетворить только товар одного иностранного производителя.

При этом согласно пункту 8 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018, установление заказчиком невыполнимых требований для участников закупки ограничивает конкуренцию и противоречит положениям Закона о закупках.

В подобных случаях характеристики товара определяются с учетом необходимости расширения круга лиц путем стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.

Комиссия, рассматривая указанные действия Заказчика при проведении Закупки, установила, что способ изложения требований Закупочной документации сужает круг возможных участников конкурентной процедуры.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия считает недопустимыми подобные рычаги воздействия на ход проведения конкурентной процедуры, поскольку Документация не должна являться инструментом манипулирования Заказчика итогами процедуры. Более того, подобное использование Заказчиком предоставленных ему прав по самостоятельному формированию Документации является ничем иным как злоупотребление правом.

Комиссия также отмечает, что реализация предоставленного Заказчику права самостоятельно формировать свою потребность относительно объекта Закупки не должна противоречить целям и принципам законодательства о закупках, противоречить положениям отдельных норм Закона о закупках.

Таким образом, действия Заказчика могут быть оценены не иначе как противоречащие нормам Закона о закупках, так как подобные действия носят антиконкурентный характер, поскольку именно из-за действий Заказчика существенно затрудняется исполнение целей, установленных Законом о закупках.

Так, Документация предназначена для отбора лиц, которые могут удовлетворить потребность Заказчика на объявленных условиях, при этом не предоставляя Заказчику право избирать контрагента по критериям надежности указанных субъектов и отдавать предпочтение в зависимости от уровня заинтересованности таких участников.

Соответственно, Комиссия усматривает нарушение Заказчиком положений п. 2 ч. 1, п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, поскольку Документация не соответствует положениям действующего законодательства, а требования, указанные Заказчиком в Документации, привели к ограничению количества участников Закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия признает данную жалобу Заявителя обоснованной и приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику обязательного к исполнению предписания о внесении изменений в Закупочную документацию с целью приведения её в надлежащее состояние путем устранения противоречивых положений и установления требований в строгом соответствии с действительными потребностями Заказчика и нормами действующего законодательства.

Комиссия, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Ровбилдер» (ИНН: 9717055578) на действия АО «Мосводоканал» (ИНН: 7701984274) при проведении Аукциона обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 2 ч. 1, п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.


 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-17447/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

15.10.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

заместителя председателя Комиссии:

 

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 15.10.2020 по делу № 077/07/00-17474/2020,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

АО «Мосводоканал» (далееЗаказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку аппарата подводного для нужд АО «Мосводоканал» в 2020 году (реестровый №  32009548903, далее — Закупка), а именно:

    1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.

    2. Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки
      с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.

    3. Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии 15.10.2020 по делу № 077/07/00-17474/2020.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее половины срока подачи заявок на участие в Закупке, установленного Положением о закупке и Законом о закупках, с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки.

    6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 25.11.2020.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 27.11.2020 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны