Решение б/н б/а от 3 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-18778/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


27.10.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ЮПИТЕР», ГБУ «ЭВАЖД»;

в отсутствие представителей АО «ЕЭТП», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 25.10.2021 № ЕО/65240/21,

рассмотрев жалобу ООО «ЮПИТЕР» (далее — Заявитель) на действия ГБУ «ЭВАЖД» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по дезинсекции помещений (подвалов и мусорокамер) в многоквартирных домах и помещений в административных зданиях, обслуживаемых ГБУ «ЭВАЖД» (реестровый № 32110661785, далее — Закупка) (далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает оценку заявок в ходе проведения закупочной процедуры.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

22.09.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110661785 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по дезинсекции помещений (подвалов и мусорокамер) в многоквартирных домах и помещений в административных зданиях, обслуживаемых ГБУ «ЭВАЖД».

В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком нарушен установленный порядок подсчета нестоимостной оценки заявок участников ООО «КОРАЛЛДЕЗСЕРВИС» и ООО «НИЛЬС-АЛЬЯНС» по критериям оценки «Наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом договора».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На заседании Комиссия Заявитель пояснил, что им произведен анализ контрактов/договоров, исполненных ООО «КОРАЛЛДЕЗСЕРВИС» и ООО «НИЛЬС-АЛЬЯНС» и размещенных в Единой информационной системе (далее - ЕИС).

Тем самым, Заявитель выявил, что ООО «КОРАЛЛДЕЗСЕРВИС» и ООО «НИЛЬС-АЛЬЯНС» не обладают необходимым количеством договоров и суммами контрактов по предмету оспариваемой Закупки.

Комиссия установила следующее.

В закупочной документации в целях оценки заявок Заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки.

1. Стоимостной критерий (Цена).

2. Нестоимостные критерии: наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом договора.

В соответствии с требованиями закупочной документации опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг) оценивается следующим образом.

Значимость критерия: 50 %.

Коэффициент значимости критерия составляет 0,50.

Содержание: Сведения об опыте участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера, а именно: сведения о суммарной стоимости (в рублях) исполненных контрактов (договоров) без штрафных санкций, в том числе в части нарушения сроков, качества выполненных работ (оказанных услуг) и иных условий контрактов (договоров) по вине участника закупки. Подтверждается копиями исполненных государственных и муниципальных контрактов (договоров) в рамках №44-ФЗ и №223-ФЗ, без штрафных санкций и копиями актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг). Сумма каждого контракта (договора), который будет приниматься к зачету должна быть не менее 30% от НМЦД данной закупки. Учитываются контракты (договора), заключённые не ранее, чем за 3 года до даты начала приёма заявок. Под работами (услугами) сопоставимого характера и объема понимается выполнение работ по дезинсекции помещений (подвалов и мусорокамер) в многоквартирных домах и помещений в административных зданиях. Копии исполненных контрактов должны быть представлены в полном объеме, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями. Копии контрактов, представленные не в полном объеме, к оценке приниматься не будут. Сведения об исполнении контрактов (договоров) аффилированными лицами участника закупки учитываться не будут.

Порядок оценки заявок.

Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, не имеющему опыта выполнения работ (оказания услуг) сопоставимого характера, в том числе за требуемый период, либо в составе заявки которого отсутствуют сведения об опыте, подтвержденном приложенными документами (копиями контрактов (договоров) и актами выполненных работ или оказанных услуг).

Максимальным признается предложение участника закупки, в заявке которого представлены сведения об успешно (без нарушений условий контрактов (договоров) по вине участника) выполненных работах (оказанных услугах) сопоставимого характера с наибольшей суммарной стоимостью, подтвержденные приложенными документами (копиями исполненных государственных и муниципальных контрактов в рамках №44-ФЗ и №223-ФЗ, актами сдачи-приемки выполненных работ или оказанных услуг), подтверждающими оказание услуг сопоставимого характера за указанный период.

Количество баллов, присуждаемых по критерию «Наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом договора» ( ), определяется по формуле:

 

НЦБi=(Ki/Kmax)х100,

где:

- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

- максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

Рейтинг заявки по критерию оценки равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).

В соответствии с Протоколом подведения итогов процедуры 32110661785 от 08.10.2021 оценки у вышеуказанным участников выглядят следующим образом.

  • ООО «КОРАЛЛДЕЗСЕРВИС»: в составе заявки участником приложены сведения с информацией о 130 исполненных контрактах (договорах).

Контракты (договоры) по пунктам 1, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 15-20, 22-25, 29-31, 34, 39, 42-44, 47, 51, 54, 57, 59-62, 64, 67, 68, 70, 72, 76, 78, 84, 90, 92, 94, 95, 97, 99-130 Заказчиком не были приняты к зачету по причине того, что их стоимость составляет менее 30 % от НМЦД данной закупки, то есть менее 456 277,11 рублей.

Контракты (договоры) по пунктам 96, 98 не приняты к зачету, поскольку заключены не в рамках Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Итого зачтен опыт по выполненным Контрактам (договорам) на сумму 58 575 094,09 рублей.

  • ООО «НИЛЬС-АЛЬЯНС»: в составе заявки участником приложены сведения с информацией о 5 исполненных контрактах (договорах).

Контракты (договоры) по пунктам 3, 5 Заказчиком не приняты к зачету по причине того, что их стоимость составляет менее 30 % от НМЦД данной закупки, то есть менее 456 277,11 рублей.

Итого зачтен опыт по выполненным Контрактам (договорам) на сумму 6 691 897,14 рублей.

Комиссия, проанализировав документы в составе заявок вышеуказанных участников, пришла к следующим выводам.

В отношении ООО «КОРАЛЛДЕЗСЕРВИС» Комиссия изучила все принятые Заказчиком договоры и установила, что ряд договоров принят в нарушение установленных требований закупочной документации.

Так, например, договор №1-МКД/21-223 от 06.10.2020 на оказание услуг по дезинсекции в многоквартирных домах района Бибирево Северо-Восточного административного округа города Москвы в 2021 г. в настоящее время находится на исполнении, в то время как в закупочной документации установлено, что сведения об опыте участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера подтверждается копиями исполненных государственных и муниципальных контрактов (договоров) в рамках №44-ФЗ и №223-ФЗ, без штрафных санкций и копиями актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг).

Договор № 58/МКД-17 от 19.06.2017 на оказание услуг по дезинсекции помещений многоквартирных жилых домов. Дата заключения — 19.06.2017, требованием закупочной документации установлено, что учитываются контракты (договора), заключённые не ранее, чем за 3 года до даты начала приёма заявок (по оспариваемой Закупке в соответствии с извещением дата начала приема заявок — 22.09.2021).

Договор № 0802/19 от 08.02.2019 на выполнение работ по профилактической (плановой) дератизации, дезинсекции и дезинфекции. Заказчиком по данному договору является АО АВИАКОМПАНИЯ «ИРАЭРО» (ИНН: 3808091156). Комиссия обращает внимание, что заказчик по данному договору не является субъектом Закона о закупках и Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — Закон о контрактной системе) и не осуществляет закупочную деятельность в рамках вышеуказанных законов. Следовательно, принятия такого договора к учету при оценке противоречит установленным требованиям закупочной документации. Дополнительно Комиссия отмечает, что предметом данного договора является комплекс работ, включающий в себя не только услуги, которые названы в качестве аналогичных в установленном Заказчиком порядке оценки заявок.

Вместе с тем, в представленной справке в ряде договоров отсутствовал реестровый номер закупочной процедуры, которые также не были представлены Заказчиком в заседании, в связи с чем проверить действительность заключения данных договоров с заказчиками, осуществляющими деятельность в порядке Закона о закупках или Закона о кконтрактной системе не представляется возможным.

На заседании Комиссией был объявлен перерыв с целью предоставления Заказчиком дополнительной информации по представленным ООО «КОРАЛЛДЕЗСЕРВИС» договорам.

После перерыва Заказчик по запрошенным договорам не сумел предоставить информацию об их исполнении в рамках Закона о закупках и Закона о контрактной системе.

В отношении ООО «НИЛЬС-АЛЬЯНС» Комиссия установила следующее.

Как указано ранее, на основании итогового протокола Заказчик принял к зачету 3 договора.

Комиссия проанализировала принятые договоры и установила, что информация по договору на оказание услуг по дератизации, дезинсекции и акарицидной обработке № 2017-16 от 24.01.2017 отсутствует на ЕИС, поскольку заказчик ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ НИЖНИЙ НОВГОРОД» (ИНН: 5260080007) не является субъектом Закона о закупках и Закона о контрактной системе и не осуществляет закупочную деятельность в рамках вышеуказанных законов, что противоречит установленным требованиям закупочной документации.

Доказательств обратного Заказчиком не представлено.

Также принятый Заказчиком договор от 01.06.2021 № 011Д/21 на оказание услуг по дезинсекции и дератизации на объектах СГУ (32110257409) в настоящее время выполнен частично, о чем участником закупки самостоятельно указано в Форме 5.1, приложенной в составе заявки, что также противоречит требованиям закупочной документации.

В свою очередь, договор от 19.12.2017 № 345 на оказание услуг по дератизации, дезинсекции принят Заказчиком полностью, в то время как предметом является комплекс услуг по дератизации и дезинсекции.

Комиссия обращает особое внимание, что предметом вышеуказанных договоров является комплекс услуг, включающий в себя не только услуги, которые названы в качестве аналогичных в установленном Заказчиком порядке оценки заявок.

Учет контрактов/договоров на полную сумму, включая услуги, не являющиеся аналогичными предмету Закупки, нарушает принципы равноправия и справедливости, представляет необоснованные преимущества конкретному участнику, а также не соответствует порядку оценки и сопоставления заявок, установленного в закупочной документации.

Соблюдая установленный порядок оценки Заказчик вправе принимать к оценке контракты/договоры только соответствующие положениям закупочной документации, а в случае представление контрактов/договоров по комплексным услугам только в той части (сумме), которая касается закупаемых услуг.

В случае, когда из контракта/договора и/или представленных актов не представляется возможным администрировать стоимость услуг согласно установленному порядку оценки, такие контракты/договоры не подлежат оценке.

Дополнительно Комиссия отмечает, что, согласно итоговому протоколу от 08.10.2021 сумма принятых Заказчиком договоров ООО «НИЛЬС-АЛЬЯНС» составляет 6 691 897,14 рублей.

Тем не менее, в соответствии с представленной ООО «НИЛЬС-АЛЬЯНС» справкой об опыте цена договора № 2017-16 от 24.01.2017 - 5 218 965,97 руб., от 01.06.2021 № 011Д/21 — 5 600 000,00 руб., от 19.12.2017 № 345 - 2 170 649,00. Общая сумма принятых договоров ООО «НИЛЬС-АЛЬЯНС» не соответствует отраженной в итоговом протоколе.

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

Комиссия, изучив представленные документы, подтверждающие опыт оказания аналогичных услуг и отмечает, что оценка участников ООО «КОРАЛЛДЕЗСЕРВИС» и ООО «НИЛЬС-АЛЬЯНС» оспариваемой Закупки проведена с нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также в нарушение положений закупочной документации.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным частью 6 статьи 3, а также пунктом 2 части 1 статьи 3 закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.

Также Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений, включающего в себя необходимость повторной оценки заявок участников по оспариваемому критерию. Комиссия обращает внимание, что Заказчику надлежит пересмотреть все представленные договоры на предмет их соответствия установленному порядку оценки заявок.

В этой связи, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение положений Закона о защите конкуренции и признает жалобу Заявителя обоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЮПИТЕР» (ИНН: 7702726614, ОГРН: 1107746168089) на действия ГБУ «ЭВАЖД» (ИНН: 7730199840, ОГРН: 1167746299820) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях ГБУ «ЭВАЖД» нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать ГБУ «ЭВАЖД» обязательное для исполнения предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны