Решение б/н б/а от 21 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-2008/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
16.02.2022                                                                                                     г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
.....................
при участии при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО ЧОП «Грааль»; ГКУ «УКС»,
в отсутствие представителей АО «Мосинжпроект», извещенных надлежащим образом письмами Московского УФАС России от 07.02.2022 № НП/6385/22, от 10.02.2022 № НП/7710/22,
рассмотрев жалобу ООО ЧОП «Грааль» (далее - Заявитель) на действия                  АО «Мосинжпроект» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по организации пропускного и внутриобъектового режимов и обеспечению круглосуточной охраны строительных площадок объектов строительства: СевероВосточный участок Большой кольцевой линии, станция метро «Савеловская» - ст. «Авиамоторная»; «Технологическая часть ТПУ на станции метро «Электрозаводская». Этап № 3. «Третья очередь». Пешеходный мост через реку Яуза»; «Технологическая часть ТПУ на станции метро «Лефортово», этап 1: «Реконструкция улично-дорожной сети»; «Технологическая часть ТПУ на станции метро «Лефортово», этап 2. Устройство проектируемого проезда № 1329» (реестровый № 32111014659) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),


УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.
На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам  главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Как следует из доводов жалобы, Заявитель не согласен с результатами оценки заявки по показателю «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров», а именно комиссией были засчитаны не все договоры, представленные в заявке.
Также Заявитель выражает несогласие с допуском к участию в закупке заявок ООО ЧОП «Профессионал» и ООО «ЧОО «АСЧ-СБ».
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Комиссией установлено, что 30.12.2021 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по организации пропускного и внутриобъектового режимов и обеспечению круглосуточной охраны строительных площадок объектов строительства: СевероВосточный участок Большой кольцевой линии, станция метро «Савеловская» - ст. «Авиамоторная»; «Технологическая часть ТПУ на станции метро «Электрозаводская». Этап № 3. «Третья очередь». Пешеходный мост через реку Яуза»; «Технологическая часть ТПУ на станции метро «Лефортово», этап 1: «Реконструкция улично-дорожной сети»; «Технологическая часть ТПУ на станции метро «Лефортово», этап 2. Устройство проектируемого проезда № 1329» (реестровый № 32111014659) (далее – конкурс, процедура). 
Согласно протоколу подведения итогов от 31.01.2022 № 506-1221-ОКЭФ-1   победителем признано ООО «ЧОО «АСЧ-СБ» с итоговой оценкой — 88,70. Заявка Заявителя заняла 3 место с итоговой оценкой — 80,65.
По мнению Заявителя заявки ООО ЧОП «Профессионал» и ООО «ЧОО «АСЧ-СБ» непомерно допущены для участия ввиду того, что ООО «ЧОО «АСЧ-СБ» одновременно является самостоятельным участником закупки (лидером) в рамках коллективной заявки ООО «ЧОО «АСЧ-СБ» и является членом консорциума в рамках коллективной заявки ООО ЧОП «Профессионал», а также ввиду наличия у обоих коллективных участников в качестве члена коллективной заявки ООО «ЧОО «СТАРТ-В».
Согласно пункту 18 Информационной карты конкурсной документации Участник закупки вправе подать только одну Заявку на участие в конкурсе в электронной форме в отношении каждого предмета такого конкурса (лота).
Комиссией установлено, что ООО ЧОП «Профессионал» приняло участие  в консорциуме с ООО «ЧОО «СТАРТ-В» и ООО «ЧОО «АСЧ-СБ».
ООО «ЧОО «АСЧ-СБ» приняло участие в консорциуме с ООО «ЧОО «СТАРТ-В» и ООО «ЧОО «ЧЕСТАР.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника.
При этом Законом о закупках не предусмотрено, что лица, участвующие в составе коллективного участника, не могут также выступать самостоятельно либо на стороне другого участника.
Так, в соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 12.04.2016 № Д28и-933 «О рассмотрении обращения» по вопросу о разъяснении отдельных положений Федерального закона от 18.07.011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», форма объединения лиц для участия в закупках законодательством Российской Федерации не определена. Вместе с тем, исходя из буквального толкования части 5 статьи 3 Закона о закупках, в любой закупке может участвовать несколько юридических лиц или несколько индивидуальных предпринимателей на стороне одного участника закупки, которые будут рассматриваться как коллективные участники.
Закон о закупках (часть 5 статьи 3) определяет возможность множественности лиц в обязательстве, устанавливая, что участником закупки может быть несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки.
Кроме того, заявки коллективных участников, в которых участвовало ООО «ЧОО «СТАРТ-В» были поданы от разных лиц, а именно: от ООО «ЧОО «СТАРТ-В» и ООО «ЧОО «АСЧ-СБ». Заявка, в которой участвовало ООО «ЧОО «АСЧ-СБ» была подана от ООО ЧОП «Профессионал».
Таким образом, заявки были поданы от разных юридических лиц.
В связи с чем, у Заказчика отсутствовали основания для отклонения заявок, соответствующих требования Закупочной документации.
Кроме того, отклонение таких коллективных участников по указанному Заявителем доводу являлось бы нарушением прав остальных участников консорциума, как добросовестных участников гражданского процесса.
Доказательств обратного Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений, и признает доводы Заявителя о неправомерном допуске заявок ООО ЧОП «Профессионал» и ООО «ЧОО «АСЧ-СБ» необоснованными.
В части довода Заявителя о ненадлежащей оценке заявки по показателю «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров» Комиссия отмечает следующее.
Приложением № 5 к Закупочной документации установлен порядок оценки и сопоставления Заявок на участие в конкурсе.
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации Значимость: 30 % (коэффициент значимости критерия 0.3) Содержание: При оценке заявок по настоящему критерию оцениваются предложения участников закупки по показателю «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров». Порядок оценки: При оценке заявок по данному критерию лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника закупки, набравшего наибольшее количество баллов по данному критерию. Максимальное значение оценки по данному критерию составляет 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов. Показатели, по которым отсутствуют предложения, оцениваются нулевым количеством баллов. Для оценки заявки на участие в конкурсе осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке на участие в конкурсе. Итоговый рейтинг заявки на участие в конкурсе вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки на участие в конкурсе. Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер 
Показатели критерия: Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров Коэффициент значимости (КЗ) =1 Максимальная оценка по показателю –100.0 баллов 
Содержание: Оценивается предложение участника об объемах исполненных участником контрактов (договоров) за последние 3 года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника (оценивается суммарный объем оказанных услуг сопоставимого характера и объема, исчисляемый в рублях). Под услугами сопоставимого характера и объема понимается оказание услуг охраны объектов и (или) имущества, стоимость которых по одному контракту (договору) составляет не менее 20 (двадцати) процентов от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке. Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг. Представленные участником закупки контракты, исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке. Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru «Информацией о заключенном контракте (его изменении)» и «Информацией об исполнении (о расторжении) контракта» при условии предоставления в составе заявки формы «Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», содержащей данные о номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта. Рекомендуемая форма «Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» приведена в Приложении к настоящим критериям оценки заявок участников закупки. Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе при предоставлении копий контрактов (договоров) в соответствии с порядком оценки либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, в случае предоставления сведений об опыте по форме «Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема». Порядок оценки: Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi ), определяется по формуле: НЦБi = КЗ * 100 * (Кi / К max ), где: КЗ - коэффициент значимости показателя; Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; К max - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки. Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена: - участнику закупки, который не имеет опыта сопоставимого характера и объема; - участнику закупки, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие сведения о наличии опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема за указанный в показателе период. 
Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки в качестве подтверждения опыта участника была представлена справка об опыте выполнения договоров (контрактов) в количестве 29 штук, а также соответствующие данной справке копии договоров (контрактов) с актами выполненных работ/оказанных услуг на общую сумму 1 440 597 162,03 рубля.
К оценке принято выполнение договоров (контрактов) на сумму 983 140 349,44 рублей.
Вместе с тем в ходе проверки достоверности сведений, представленных Заявителем в составе заявки установлено следующее.
По Договорам № 18-287 от 15.11.2018, № 1112/20 от 11.12.2020, РЗ-07/15/17Р/0751-18 от 01.11.2018, РЗ-07/15/17Р/0751-17 от 01.11.2017, РЗ-07/15/17Р/0946-19 от 01.11.2019, 07/01/17Р/0602-20 от 01.12.2020, 0104/20-11 от 01.04.2020 отсутствуют сведения в ЕИС, договоры заключены не в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ.
Договоры № 073/01/0001 от 09.01.2018, № РЗ-07/15/17Р/0751-17 от 01.11.2017, № 15-12/17 от 15.12.2017 не соответствуют периоду опыта выполнения договора.
Договор № 32/2949-Д от 30.09.2019 не исполнен.
В Договорах № 19/32/20 от 20.01.2020, В-05/20 от 20.01.2020, 037310000258000134 от 29.12.2018, № 189-0519-ОКЭФ-1 от 11.11.2019 стоимость услуг по договорам составляет менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке.
В Договоре № 134-ПРО от 29.12.2018 установлен факт ненадлежащего исполнения условий договора.
Вместе с тем, Заявитель не согласен с выводами Заказчика о признании договоров несоответствующими требованиям, ввиду отсутствия сведений о договорах в ЕИС, а также проведение закупок не в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ.
В свою очередь, Заявителем не представлено действительных доказательств, подтверждающих заключение представленных договоров в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ.
Таким образом, оценка заявки Заявителя по показателю «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров» была Заказчиком осуществлена правомерно и в соответствии с требованиями Закупочной документации.
Исходя из вышеизложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, Комиссия признает жалобу Заявителя необоснованной, поскольку Заказчик оценивал документы, представленные в составе заявки такого участника на соответствие требованиям, установленным в документации.
Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Довод Заявителя о том, что о том, что в итоговом протоколе не содержится информация о причинах несоответствия договоров также признается Комиссией необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) утратил силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Комиссия отмечает, что Закон о закупках не содержит прямых указаний о необходимости включения в итоговый протокол абсолютно всей информации, детально раскрывающей причины несоответствия представленных в составе заявки договоров.
В связи с чем, в данном случае нарушения со стороны Заказчика отсутствуют.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО ЧОП «Грааль» (ИНН: 7719520259; ОГРНИП: 1047796472536) на действия АО «Мосинжпроект» (ИНН: 7701885820; ОГРН: 1107746614436) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 07.02.2022 № НП/6385/22, от 10.02.2022 № НП/7710/22.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны