Решение б/н б/а от 25 апреля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-5980/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
20.04.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...........>,
при участии посредством видеконференцсвязи представителей ПАО «Фортум,
в отсутствие представителей ООО ЧОП Компания «Гриф – ЛТД», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 18.04.2022 № НП/21189/22,
рассмотрев жалобу ООО ЧОП Компания «Гриф – ЛТД» (далее - Заявитель) на действия ПАО «Фортум» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по охране имущества и офисов исполнительного аппарата ПАО «Фортум» (реестровый № 32211206841) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 14.04.2022 №28/37202/22.
Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.
Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.
Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.
Заявлений о невозможности подключения к сеансу в назначенное время, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению в Управление не поступало.
Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с решением закупочной комиссии об отклонении заявки, поскольку представленные в составе заявки документы полностью соответствуют требованиям, установленным в Закупочной документации.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Комиссия, изучив представленные в материалы дела документы и сведения, установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Комиссией установлено, что 09.03.2022 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по охране имущества и офисов исполнительного аппарата ПАО «Фортум» (реестровый № 32211206841) (далее – конкурс, процедура).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок участников от 07.04.2022 заявка Заявителя была признана несоответствующей требованиям на основании следующего:
Техническое предложение представлено не форме, установленной в Закупочной документации.
Так, пунктом 3.3 Закупочной документации установлены требования к содержанию первой части заявки.
Согласно пункту 3.3.3. Закупочной документации участник должен включить в раздел «Документы»:
– Техническое предложение, которое Участник вправе дополнить эскизом, рисунком, чертежом, фотографией, иным изображением закупаемой Продукции.
Каждому документу раздела необходимо присвоить тип документа «Техническое предложение».
В соответствии с пунктом 5.1.1 Закупочной документации первые части заявки рассматриваются на соответствие требованиям, установленным отборочными критериями Приложения № 1А документации.
На основании пункта 3.6.3 Закупочной документации документы, которые составляются и оформляются в соответствии образцами форм и документов для заполнения Участниками (Раздел 2 настоящей документации) и иные документы, которые составляются и оформляются Участником в соответствии с требованиями документации должны подписаны уполномоченным лицом (лицом, имеющим право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от лица Участника без доверенности, или надлежащим образом уполномоченным им лицом на основании доверенности) с применением электронной подписи с соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В соответствии с формой технического предложения, установленной разделом Разделом 2 «Образцы форм для заполнения Участниками»:
Участник, сведения о котором указаны во второй части заявки, понимая и принимая требования и условия, установленные в извещении и документации:
- подтверждает, что ознакомлен с материалами, содержащимися в Задании на закупку, влияющими на условия заявки;
- выражает согласие с Заданием на закупку;
- подтверждает готовность выполнить работы/оказать услуги в полном соответствии с требованиями Задания на закупку.
Наименование предмета договора |
Услуги по охране имущества и офисов исполнительного аппарата |
Порядок выполнения работ/оказания услуг |
В соответствии с Заданием на закупку |
Срок начала выполнения работ /услуг |
|
Срок завершения выполнения работ/услуг |
|
Гарантийный срок |
|
Инструкция по заполнению
1) Форма не должна содержать сведений об Участнике (фирменное наименование, ИНН, Ф.И.О. и иные сведения позволяющие идентифицировать Участника, использование фирменного бланка, подписи, реквизитов и т.д.), в том числе в случае подачи заявки Коллективным Участником.
2) В техническом предложении описываются все позиции с учетом предлагаемых условий договора. Участник вправе указать, что он согласен с Заданием на закупку, изложенным в документации.
3) Техническое предложение должно быть оформлено в соответствии с требованиями пункта 3.4 документации.
Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки была представлена Форма № 1 «Согласие участника на участие в открытом конкурсе электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги»:
«Настоящим организация, сведения о которой указаны во второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, выражает согласие на участие в открытом конкурса в электронной форме на право заключения договора: на право заключения договора по оказанию охранных услуг Услуги по охране имущества и офисов исполнительного аппарата ПАО "Фортум по адресу:123112, г. Москва, Пресненская набережная, башня Б эт. 5,14,15, реестровый номер торгов ,№32211206841 на условиях, предусмотренных указанной документацией о открытом конкурсе в электронной форме».
Также Заявителем в составе заявки был представлена Форма № 2 Таблица сведений о предложении участника закупки в отношении объект закупки в случае закупки товара, использовании товара/материала при выполнении работ, оказании услуг:
№ п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерени я |
Предложение участника размещения заказа |
Примечание |
1 |
Технология, методы и организационно- технологическая схема выполнения работ |
есть |
Всестороннее обеспечение безопасности объекта: -тактическое обеспечение; -техническое обеспечение; -аналитическое обеспечение; -юридическое сопровождение; -сектор подготовки кадров |
Лицензия на оказание технических услуг и оказание охранных услуг Приложение №1,2 |
2 |
Программа и методики для обеспечения контроля за охраняемым объектом и прилегающей территории |
есть |
Система повышения качества обслуживания объектов - одна из основных задач |
Предложения о повышении качества обслуживания объектов Приложение №3 |
3 |
Инструкции по действиям при возникновении нештатных ситуаций |
есть |
-Инструкция по аномальной погоде; -инструкция по ППБ; -инструкция по действиям при обнаружении ВУ; -инструкция по действиям в ЧС |
Проекты инструкций Документы оперативной службы Приложение №4 |
4 |
Проведение занятий и инструктажа с целью профилактики и принятия мер для предотвращений нарушений общественного порядка, актов вандализма, межнациональных конфликтов, хищения имущества, прочих противоправных действий и чрезвычайных происшествий |
есть |
» действует система ежесменных инструктажей и система поддержания уровня подготовки сотрудников охраны к выполнению своих служебных обязанностей в различных условиях обстановки |
Положение о ежесменном инструктаже Акты ежеквартальных проверок сотрудников охраны Приложение №5 |
5 |
Опыт оказания аналогичных услуг |
Кол-во лет / кол- во договоров |
Коммерческая деятельность – 11 лет с 2006 года Коммерческие договора – Государственные договора – Действующие договора - |
Справка о выполненных договорах Уведомления о приёме объектов |
|
|
|
|
под охрану |
6 |
Информация о сотрудниках, привлекаемых для оказания охранных услуг |
есть |
Общее количество сотрудников охраны – 65 охранников; Сотрудники охраны привлекаемые к дежурству на объекте: -3 старших смены; |
Список сотрудников привлекаемых к дежурству на объекте. Анкеты сотрудников охраны. |
|
|
|
-6 охранников; -мобильная группа (группа быстрого реагирования) – 3 охранника |
Справка по кадрам. |
7 |
Наличие договора обязательного коллективного страхования персонала от несчастных случаев |
есть |
обеспечивает страхование сотрудников предприятия от несчастных случаев |
Копия договора о страховании от несчастных случаев и болезней от 20.01.2020 г. |
8 |
Наличие регистрации в Реестре частных охранных предприятий в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 21 июня 2005 года №1116- РП «О негосударственных предприятиях безопасности и частных охранных предприятиях, охраняющих объекты городского хозяйства Москвы» и Распоряжением Правительства Москвы «2027-РП от 06 октября 2006г. «О реестре частных охранных предприятий» |
есть |
входит в состав ассоциации негосударственных структур «Стройбезопасность» города Москвы » является членом Некоммерческого партнёрства «Гильдия руководителей охранных структур «ЦЕНТР» города Москвы» |
Сертификат о членстве в Ассоциации «Стройбезопасность» № 139 от 7.12.2006 г. Свидетельство о членстве «Гильдия руководителей охранных структур «ЦЕНТР» г. Москвы» № 25 от 31.08.2010 г. Свидетельство о членстве в Координационном совете УВЛ по ЦАО г. Москвы |
9 |
Взаимодействие с органами МВД (договор взаимодействия) |
есть |
Для каждого объекта организуется взаимодействие с органами МВД и осуществляются периодические проверки схемы организации |
Копия договора о взаимодействии и координации с органами МВД |
10 |
Оснащенность средствами связи и специальными средствами охраны |
есть |
обеспечивает оснащённость объекта средствами связи - 3комплекта радиостанций и мобильный телефон различных типов разрешённых к использованию в охранной деятельности; специальные средства (наручники, палка резиновая, защитные жилеты и шлемы) и комплект ручных фонарей по количеству сотрудников охраны в смену |
ТТХ типов радиостанций: -«MR-850»; -«Roger» КР-14; -IC-OЗАТ; -«Vector VT-43» И спец средств: -наручники типа «БРС-2»; -палка резиновая типа «ПР-К» и «ПР-Т»; -жилет защитный типа «Сфера-2»; -шлем защитный типа |
|
|
|
|
«Сфера-П» -ручные фонари типа «Облик», «Яркий луч» |
11 |
Наличие и оснащённость мобильной группы (Группы быстрого реагирования) |
есть |
» обеспечивает техническое оснащение группы быстрого реагирования (радиостанции, средства мобильной связи, электрический фонарь, автотранспорт, спецсредства) Радиостанции «Roger» КР-14; Наручники «БРС-2»; Палки резиновые«ПР»; Жилеты защитные «Сфера-2»; Шлем защитный «Сфера-П»; Ручные фонари «Облик» |
Положение и документация ГБР (мобильной группы) Приложение № 6 |
12 |
Обеспеченность форменной одеждой |
есть |
Сотрудники охраны обеспечены на 100% |
Утверждённые и согласованные образцы формы служебной одежды сотрудников охраны Приложение №7 |
13 |
Наличие кинологической службы для использования в служебной деятельности |
есть |
2 немецкие овчарки и специалисты кинологи с необходимым комплектом документов Основные задачи кинологической службы: -участие в обеспечении безопасности объекта; -выявление местоположений правонарушителй; -поиск взрывчатых веществ, оружия и наркотических средств. |
Предложение об использовании служебных собак. Копии документов по служебному собаководству. Положение о кинологической службе. Приложение №8 |
14 |
Аналитическое сопровождение состояние охраны объекта |
есть |
Наличие аналитической группы в организации, которая проводит экспертную оценку объекта, в процессе которой тщательно анализируется уровень и вероятность потенциальных угроз объекту, оборудованию и имуществу. Совместно с Заказчиком и специалистами вырабатывается комплекс адекватных мер (организационных, режимных, технических и.т.п.) по противодействию вероятной угрозе, разрабатывается система охраны |
Предложения по АТЗ охраняемого объекта. Методические рекомендации по обеспечению безопасности объекта. По требованию Заказчика ежемесячные отчеты по состоянию охраны объекта, комплекс мер противодействия вероятной угрозе. |
15 |
Техническое сопровождение и обслуживание технических средств охраны и противопожарных средств |
есть |
Наличие технического персонала в организации с целью увеличения надёжности охраны, установки и обслуживания современных технических средств сигнализации и наблюдения, а также противопожарных средств |
Методические рекомендации по инженерному обеспечению. Ежемесячные отчеты по техническому состоянию объекта и представление по требованию Заказчика комплекса мер противодействия |
16 |
Охрана труда |
есть |
В предприятии разработаны и утверждён комплект документов по охране труда, в штате предприятия содержится инженер по технике безопасности и охране труда, проводятся все виды инструктажей и ведётся контроль сроков сдачи зачётов по технике безопасности |
Положение об охране труда, копии документов инженера по охране труда и ТБ, виды, содержание и периодичность проверок Приложение №9 |
17 |
Дополнительные посты охраны |
есть |
По требованию Заказчика выставлять дополнительные посты охраны для обеспечения безопасности в период проведения массовых мероприятий |
Список резервных сотрудников охраны, привлекаемых к дежурству на объектах муниципального управления |
Приложение:
-
лицензия » на 1 листе;
-
приложение 1 справка по обучению сотрудников пожарномому минимуму на 3 листах;
-
приложение 2 справка по обучению сотрудников системам видео наблюдения и АСКД.на 1 листе;
-
приложение 3 справка по контроля качества несения службы сотрудниками на 1 листе;
-
приложение 4 положение об оперативной службе на 16 листах;
-
приложение №5 положение о ежесменном инструктаже на 2 листах;
-
договор страхования от несчастных случаев и болезней на 4 листах;
-
приложение 6 положение о мобильной группе на 17 листах;
-
приложение 7 справка о форме одежды на 9 листах;
-
приложение 8 положение о кинологической службе на2 листах;
-
приложение 9 положение по охране труда на 5 листах.
Таким образом, Заявителем не было предоставлено в составе заявки техническое предложение по форме, установленной разделом Разделом 2 «Образцы форм для заполнения Участниками», в которой участник должен помимо подтверждения, что ознакомлен с материалами, содержащимися в Задании на закупку, влияющими на условия заявки; выражения согласия с Заданием на закупку; подтверждения готовности выполнить работы/оказать услуги в полном соответствии с требованиями Задания на закупку, должен был указать: срок начала выполнения работ/услуг, срок завершения выполнения работ/услуг и гарантийный срок.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заявителем в составе заявки не представлена форма технического предложения в соответствии с требованиями Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения заявки.
Кроме того, Комиссией уставлено, что из 6 поданных заявок на участие в закупке, 5 участников представили в составе заявки техническое предложение в соответствии с формой, установленной Закупочной документацией.
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств нарушения прав с учетом вышеизложенных требований Закупочной документации не представил.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям документации, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.
На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.
Довод Заявителя о том, что в соответствии с требованиями Закупочной документации о предоставлении справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования Заявителем в составе заявки была представлена декларация соответствия 44 ФЗ не принимается Комиссией на основании следующего.
Согласно пункту 3.4.4.2 Закупочной документации, факт наличия (отсутствия) судимости и (или) факт уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования рассматривается Заказчиком на этапе рассмотрения вторых частей заявок, в связи с чем декларация в указанной части не была предметом оценки со стороны закупочной комиссии Заказчика и не являлась основанием для отказа в допуске.
При этом, Комиссия отмечает, что заявка Заявителя отклонена по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в качестве подтверждения сведений об отсутствии судимости им была представлена декларация соответствия 44 ФЗ признается Комиссией необоснованным.
Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОП Компания «Гриф – ЛТД» (ИНН: 7702608360; ОГРН: 1067746729687) на действия ПАО «Фортум» (ИНН: 7203162698; ОГРН: 1058602102437) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенное письмом Московского УФАС России от 18.04.2022 № НП/21189/22.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.