Решение б/н б/а от 15 января 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-18473/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.01.2024 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...........>
членов Комиссии:
<...........>
<...........>
в отсутствие представителей ООО «Центр реализации», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 27.12.2023№ НП/55547/23,
рассмотрев жалобу <...........> (далее — Заявитель) на действия Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 11489355, лот №1) (далее — Торги),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов, перенаправленная письмом Ростовского УФАС России от 26.12.2023 № СБ/21543/23.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.
В соответствии с письмом ФАС России от 01.03.2023 № СП/14532/23 порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, установленный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции. Данная позиция соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в судебных актах по делу № АКПИ20-632.
Таким образом, требование части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции об обязательности проведения анализа состояния конкуренции при рассмотрении каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства не подлежит применению при рассмотрении жалоб на нарушение процедуры торгов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
При этом, установленный в статье 18.1 Закона о защите конкуренции особый порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров позволяет обеспечить защиту прав и законных интересов участников торгов (участников гражданского оборота).
Важно отметить, что торги представляют собой способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди претендентов как предложивший лучшие условия и в силу этого выигравший торги. Следовательно, проведение торгов вне зависимости от правовых оснований, в соответствии с которыми они проводятся, неразрывно связано с конкуренцией, так как подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, направленную на обеспечение наиболее выгодных условий для организатора торгов.
Нарушение процедуры проведения торгов может оказывать влияние на результаты торгов и приводить к ущемлению прав и законных интересов не только участников, подавших заявки на участие в торгах, но и потенциальных участников, которые могли бы принять в них участие.
При этом потенциальными участниками торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, может являться любой хозяйствующий субъект, заинтересованный в приобретении реализуемого на торгах имущества должника.
Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены). Аналогичная позиция указана в пункте 4 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101.
Соответственно, публичное извещение о проведении торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, обеспечивает возможность подачи заявки на участие в торгах для любого физического и юридического лица.
Необеспечение равных условий для участников при проведении конкурентных процедур, равно как и любое другое нарушение процедуры проведения торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, безусловно свидетельствует об ограничении (возможности ограничения) конкуренции.
Предоставленное участникам или потенциальным участникам торгов право обжалования действий их организаторов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающей ускоренный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, направлено на обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, заинтересованных в обжалуемых торгах.
С учетом изложенного, рассмотрение жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, безусловно связано с защитой публичного интереса, направленного на недопущение ограничения, устранения конкуренции, обеспечение конкуренции на торгах, проводимых в рамках процедуры банкротства.
Кроме того, в соответствии с письмом ФАС России от 13.11.2023 № ГМ/94718/23 в соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиями антимонопольного органа относится рассмотрение жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества. Порядок рассмотрения указанных жалоб регламентирован статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, антимонопольные органы уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры торгов, если обязательность их проведения прямо предусмотрена законодательством.
В силу пункта 4 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном данным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
Согласно пункту 18 статьи 110 Закона о банкротстве в случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае незаключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов внешний управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного Законом о банкротстве для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора куплипродажи предприятия с единственным участником торгов, для заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи предприятия. Повторные торги проводятся в порядке, установленном Законом о банкротстве.
Также в соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3–19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
Таким образом, Законом о банкротстве установлены случаи, при которых проведение торгов является обязательным.
Следовательно, если основанием для проведения торгов послужило прямое указание Закона о банкротстве на обязательность их проведения, то антимонопольные органы уполномочены рассматривать поступающие на процедуру их проведения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
При этом необходимо учитывать, что частью 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлен перечень оснований для возврата жалобы заявителю. В соответствии пунктом 3 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции к числу таких оснований относится наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии).
Кроме того, в силу части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3–5 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в вышеприведенных письмах ФАС России, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2019 по делу № А53-1961/2019 ПАО «Донхлеббанк» (ИНН 6164026390, ОГРН 1026103273382) несостоятельным (банкротом). Конкурсным управляющим ПАО «Донхлеббанк» утверждена Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».
Информация о Торгах опубликована на официальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) (сообщение № 11489355, лот №1 от 17.05.2023).
Предмет торгов:
Лот №1: Земельный участок, площадь 100 000 +/- 111 кв. м, расположен по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, р-н Железнодорожный, ул. Кумженская, кадастровый номер 61:44:0060201:66, земли населенных пунктов - для эксплуатации прудового хозяйства.
Вид торгов: публичное предложение.
Дата начала первого интервала: 07.09.2023 в 00:00.
Дата окончания последнего интервала: 27.12.2023 в 14:00.
Согласно сведениям, размещенным на сайте электронной площадки установлены следующие периоды снижения цены по лоту № 1:
Дата начала интервала |
Дата начала приема заявок на интервале |
Дата окончания приема заявок на интервале |
Дата окончания интервала |
Задаток на интервале, руб. |
Цена на интервале, руб. |
Комментарий |
07.09.2023 00:00 |
07.09.2023 00:00 |
13.10.2023 14:00 |
19.10.2023 00:00 |
4 928 848,05 |
49 288 480,47 |
|
19.10.2023 00:00 |
19.10.2023 00:00 |
20.10.2023 14:00 |
26.10.2023 00:00 |
4 463 564,79 |
44 635 647,91 |
|
26.10.2023 00:00 |
26.10.2023 00:00 |
27.10.2023 14:00 |
02.11.2023 00:00 |
3 998 281,54 |
39 982 815,36 |
|
02.11.2023 00:00 |
02.11.2023 00:00 |
03.11.2023 14:00 |
09.11.2023 00:00 |
3 532 998,28 |
35 329 982,80 |
|
09.11.2023 00:00 |
09.11.2023 00:00 |
10.11.2023 14:00 |
16.11.2023 00:00 |
3 067 715,02 |
30 677 150,24 |
|
16.11.2023 00:00 |
16.11.2023 00:00 |
17.11.2023 14:00 |
23.11.2023 00:00 |
2 602 431,77 |
26 024 317,69 |
|
23.11.2023 00:00 |
23.11.2023 00:00 |
24.11.2023 14:00 |
30.11.2023 00:00 |
2 137 148,51 |
21 371 485,13 |
|
30.11.2023 00:00 |
30.11.2023 00:00 |
01.12.2023 14:00 |
07.12.2023 00:00 |
1 671 865,26 |
16 718 652,58 |
|
07.12.2023 00:00 |
07.12.2023 00:00 |
08.12.2023 14:00 |
14.12.2023 00:00 |
1 206 582,00 |
12 065 820,02 |
|
14.12.2023 00:00 |
14.12.2023 00:00 |
15.12.2023 14:00 |
21.12.2023 00:00 |
741 298,75 |
7 412 987,46 |
|
21.12.2023 00:00 |
21.12.2023 00:00 |
22.12.2023 14:00 |
27.12.2023 14:00 |
276 015,49 |
2 760 154,91 |
|
Согласно доводам жалобы Заявителем на 15.12.2023 на периоде снижены цены с 14.12.2023 в 00:00 по 15.12.2023 в 14:00 была подана заявка (регистрационный № 0141119) с ценовым предложением 12 100 000, 00 рублей, а также оплачен задаток. При этом в протоколе определения участников от 20.12.2023 информация о поданной Заявителем заявке отсутствовала. Также Заявитель в жалобе указывает, что после подведения итогов в личном кабинете Заявителя заявка приобрела статус «отозвана», при том что каких-либо действий по отзыву заявки Заявитель не совершал.
Указанными действиями со стороны Организатора торгов были нарушены права Заявителя.
Представители Организатора торгов и Оператора ЭТП с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно протоколу об определении участников торгов по лоту №1 (Публичное предложение №78654) от 20.12.2023 указана следующая информация о зарегистрированных заявках:
Дата подачи заявки |
Информация о заявителе |
Статус заявки |
15.12.2023 13:12:59 |
<...........> |
Допущена |
По результатам проведения торгов победителем признано <...........> с ценовым предложением 8201000, 00 рублей.
Как следует из письменных пояснений Оператора ЭТП, на этапе снижения цены с 14.12.2023 в 00:00 по 15.12.2023 в 14:00 были поданы две заявки с ценовыми предложениями на участие в торгах:
1. <...........> (Заявитель) подала заявку № 0141119 в 13:12:59 15.12.2023;
2. <...........> подало заявку на участие № 0141121 в 13:12:59 15.12.2023.
Оператор ЭТП отметил, что для того чтобы принять участие в торгах, пользователю (участнику) необходимо подать заявку на участие в электронной форме. Для подачи заявки на участие пользователю необходимо выбрать заинтересовавший его лот в списке всех торгов. Для создания заявки необходимо зайти на страницу лота и в меню кнопки «Действия» нажать ссылку «Создать заявку на участие в торгах». Чтобы завершить процесс подачи заявки на участие в торгах, пользователю (участнику) необходимо ввести символы CAPTCHA (код-пароль), появляющееся во всплывающем окне для подтверждения намерений, и подписать заявку своей электронной подписью. После подписания заявки на участие ее статус становится «Зарегистрирована». Также на электронную почту и в личных сообщениях на электронной площадке приходит сообщение о том, что заявка «Зарегистрирована».
Как указывает Оператор ЭТП в соответствии с абз. 1 п. 9.6 Регламента ЭТП, Заявитель вправе отозвать заявку на участие в торгах не позднее окончания срока представления заявок на участие в торгах, направив об этом уведомление оператору электронной площадки используя инструменты своего рабочего раздела («личного кабинета»).
При отзыве заявки действия участника торгов аналогичны действиям при подаче заявки: воспользовавшись меню кнопка «Действия» нажать ссылку «Отозвать заявку», после ввода символов CAPTCHA (код-пароль), появляющееся во всплывающем окне для подтверждения намерений, и подписать своей электронной подписью действия об отзыве заявки. После подписания участником торгов электронной подписью отзыва заявки она приобретает статус «Отозвана». Сообщения об отозванных заявках участника на его электронную почту, а также в личном кабинете на электронной площадке не поступают и в протоколах торгов не отображаются, так как законодательно это не требуется. Статус и просмотр любой заявки участника доступен ему для просмотра в личном кабинете в разделе МОИ ЗАЯВКИ.
При этом, как пояснил Оператор ЭТП не дождавшись установленного срока рассмотрения заявок, Заявитель отозвал свою заявку в 11:55:59 15.12.2023, в интервале приема заявок на периоде, проходившем с 14.12.2023 в 00:00 по 15.12.2023 в 00:00.
Кроме того, Оператор ЭТП указал, что в соответствии с абз. 2 п. 9.6 Регламента ЭТП, Заявитель вправе изменить заявку на участие в торгах не позднее окончания срока представления заявок на участие в торгах путем представления новой заявки, при этом первоначальная заявка должна быть отозвана. Оператор электронной площадки обеспечивает невозможность подачи заявителем новой заявки без отзыва первоначальной заявки. Вместе с тем повторная заявка Заявителем подана не была.
Как отметил Оператор ЭТП, действия участника торгов имеют статус юридически значимых и самостоятельно осуществляются им на ЭТП. Статус заявки «Отозвана» подразумевает, что все действия совершаются только участником торгов. Функционала, позволяющего организатору торгов вносить изменения в личном кабинете участника, на ЭТП не существует.
Также Оператором ЭТП в материалы дела приставлен скриншот личного кабинета Заявителя, подтверждающий, что 15.12.2023 в 11:55:59 заявка Заявителя отозвана и на данный момент находится в статусе «Отозвана».
Таким образом, Комиссия отмечает, что действия по отзыву заявки могут быть совершены только Заявителем в личном кабинете на сайте электронной площадки.
Комиссия отмечает, что в силу пункта 5 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
При этом Заявителем не представлено доказательств того, что Заявка перешла в статус отозвана по вине Оператора ЭТП и Организатора торгов.
Вместе с тем, Заявитель в жалобе не указывает какая именно норма права была нарушена со стороны Организатора торгов и Оператора ЭТП.
Комиссия также считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с определением Верховного суда от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706 по делу № А34-2459/2010 реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры – наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности (абзац шестнадцатый статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Закона о несостоятельности (банкротстве)). Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели – получение максимальной выручки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2022 № 305-ЭС21-21247).
При этом Комиссия также обращает внимание, что в соответствии с определением Верховного суда от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706 по делу № А34-2459/2010 осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.
В рассматриваемом случае Комиссия приходит к выводу, что ограничение конкуренции не доказано.
На основании изложенного, изучив представленные в материалы дела сведения и документы, а также принимая во внимание пояснения Оператора ЭТП, Комиссия пришла к выводу о признании жалобы необоснованной.
Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной.
2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 27.12.2023№ НП/55547/23.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.