Решение б/н решение от 4 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-9006/2021 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
01.06.2021 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),
при участии представителей ООО «Клининг Групп», ФГУП «ВГТРК»;
рассмотрев жалобу ООО «Клининг Групп» (далее - Заявитель) на действия ФГУП «ВГТРК» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора, на закупку комплекса услуг по уборке внутренних помещений в здании и прилегающей территории, обслуживанию гардероба по адресу: г. Москва, 5-я ул. Ямского Поля, д. 22 (реестровый № 32110288700, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
18.05.2021 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок было опубликовано извещение о проведении Закупки и закупочная документация.
Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с критерием оценки заявок «Квалификация участника».
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Комиссия, заслушав позицию сторон, проанализировав материалы, представленные на заседании Комиссии, приходит к решению о признании жалобы необоснованной на основании следующих фактических обстоятельств дела.
Пунктом 10.1 Конкурсной документации установлено, что Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление Заявок, допущенных к участию в конкурсе. Для проведения оценочной стадии при необходимости может быть привлечена Экспертная комиссия. Цель оценки и сопоставления Заявок, которые не были отклонены на отборочной стадии, заключается в их ранжировании по степени предпочтительности для Предприятия с целью определения Победителя конкурса.
На основании п. 10.4 Конкурсной документации Комиссией будет осуществляться оценка и сопоставление Заявок на участие в конкурсе по следующим критериям:
• цена договора;
• финансовые ресурсы Участника закупки;
• квалификация Участника закупки.
Подкритерий 3 включает в себя наличие сертификатов у Участника закупки Сi3.
Максимальное количество баллов по данному Подкритерию – 10 баллов.
|
Показатель |
Количество баллов |
1. |
Наличие у Участника закупки действующего сертификата и/или свидетельства, подтверждающего членство в профессиональном профильном объединении саморегулируемой организации (СРО АКФО (Ассоциация Клининговых и Фасилити Операторов) и/или СРО СККР (Союз Клининговых Компаний России) |
5 |
2. |
Присутствие Участника закупки в реестре добросовестных фасилити-операторов «БелыйФМ» |
5 |
Для подтверждения Показателя 1 Подкритерия 3 необходимо предоставить заверенную копию действующего на момент подачи заявки на участие в конкурсе сертификата и/или свидетельства, выданного аккредитованной организацией.
Для подтверждения Показателя 2 Подкритерия 3 необходимо предоставить скриншот с сайта https://белыйфм.рф, подтверждающей присутствие Участника закупки в реестре добросовестных фасилити-операторов по виду деятельности «Клининг». Скриншот должен отображать дату фотофиксации, не превышающую 30 дней до момента подачи заявки на участие в данной закупке.
В случае если на момент оценки заявки Участник закупки не будет обнаружен в реестре добросовестных фасилити-операторов по виду деятельности «Клининг», Участнику закупки по Показателю 2 будет присвоено 0 баллов.
Максимальное значение по критерию «Квалификация Участника закупки» составляет 50 баллов.
Балл, присуждаемый i-ой Заявке по критерию «квалификация Участника закупки», определяется по формуле:
Бкi = Сi1 + Сi2 + Сi3, где:
Бкi - балл, присваиваемый i-ой заявке по критерию «Квалификация Участника закупки»;
Ci1, 2, 3 - значение в баллах, присуждаемое Комиссией i-ой заявке на участие в конкурсе по оцениваемому Подкритерию (Ci1, Ci2, Сi3).
При оценке Заявок по критерию «Квалификация Участника закупки» наибольшее количество баллов присваивается Заявке на участие в конкурсе, содержащей лучшее предложение по квалификации Участника закупки.
Для оценки Заявки на участие в конкурсе осуществляется расчет итоговых баллов по каждой Заявке. Итоговые баллы по каждой Заявке на участие в конкурсе рассчитываются путем сложения баллов по каждому критерию оценки Заявки на участие в конкурсе, установленному в документации:
Бi = Бцi + Буi + Бкi, где:
Бi - итоговые баллы, присваиваемый Заявке Участника закупки i;
Бцi - баллы, присваиваемые i-ой Заявке по критерию «Цена договора»;
Буi - баллы, присваиваемые i-ой Заявке по критерию «Финансовые ресурсы»;
Бкi – баллы, присваиваемые i-ой Заявке по критерию «Квалификация Участника закупки».
Заявитель полагает, что указанные критерии являются необоснованными и ограничивающими конкуренцию.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемые организации создаются и осуществляют свою деятельность в целях разработки и установление стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Также конкурсной документацией предусмотрен подкритерий оценки «Присутствие Участника закупки в реестре добросовестных фасилити-операторов «БелыйФМ».
Указанный реестр создан при участии Федеральной налоговой службы и представляет собой информационный сервис по поддержке реализации отраслевого проекта повышения прозрачности отрасли клининга и технической эксплуатации и борьбы со злоупотреблениями в этой отрасли.
Реестр предназначен для информирования, прежде всего, заказчиков о добросовестности участников отрасли клининга и технической эксплуатации. Заказчики могут детально оценить потенциальных контрагентов ещё на стадии выбора оператора клининговых услуг, а у участников рынка появился стимул для повышения открытости и привлечения заказчиков. Реестр создан в рамках отраслевого проекта ФНС России по повышению прозрачности рынка клининга и технической эксплуатации. Проект проводится совместно с ведущими бизнес-объединениями: Опорой России, Деловой Россией, ТПП РФ и РСПП, а также с Ассоциацией клининговых и фасилити-операторов и другими отраслевыми ассоциациями».
Исходя из вышеизложенного с учетом фактических обстоятельств дела Комиссия признает жалобу Заявителя необоснованной, поскольку указанные требования документации не нарушают положения Закона о закупках.
Кроме того, Заказчиком установлена по спорным критериям такая значимость, которую можно добрать за счет иных показателей, например ценового. При этом, указанное требование не является критериям допуска, а равно не ограничивают конкуренцию. Кроме того, в указанных реестр включены большое количество организаций оказывающих соответствующие предмету закупки услуги. Также не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что такое требование предоставляет преимущественное положение конкретному участнику.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
На основании изложенного, Комиссия приняла решение признать жалобу заявителя необоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Клининг Групп» (ИНН: 7731483571; ОГРН: 772001001) на действия ФГУП «ВГТРК» (ИНН: 7714072839; ОГРН: 771401001) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 27.05.2021 № ЕО/30673/21.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.