Решение б/н б/а от 16 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-3706/2021 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
12.03.2021 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...>
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ИНТЕРМЕДФАРМ», АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»,
рассмотрев жалобу ООО «ИНТЕРМЕДФАРМ» (далее также — Заявитель, Общество) на действия АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» (далее также — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку товара «Дезинфицирующий раствор (антисептик) для рук» (реестровый № 32110000021) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащем формировании Закупочной документации, влекущее ограничение конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 4 100 000,00 руб. размещено на Официальном сайте 17.02.2021.
Из жалобы следует, что при формировании требований к составу дезинфицирующих средствам Заказчик установил избыточные требования в части содержания отдельных компонентов, в связи с чем на рынке отсутствуют средства, отвечающие потребности Заказчика.
Более того, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) рекомендованы к применению дезинфицирующие растворы (антисептики) для рук, имеющие в своем составе этиловый и изопропиловый спирт (от 60% до 80%).
При этом Роспотребнадзор указывает, что состав средства с перечислением всех действующих веществ и их количественных характеристик не является существенным при выборе дезинфицирующего средства, если выполняются требования к его действию, и с его помощью можно решить поставленные дезинфектологические задачи.
В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 03.04.2020г. № 02/5925-2020-24 в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для проведения дезинфекции рекомендовано применять зарегистрированные в установленном порядке и допущенные к применению в Российской Федерации, дезинфицирующие средства в соответствии с инструкциями по примене6нию конкретных средств в режимах, эффективных при вирусных инфекциях.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик необоснованно ограничил количество участников.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В Техническом задании Заказчиком установлены следующие требования к поставляемому средству: «Перекись водорода не менее - 0,5%; изопропанол не менее - 60%; хлоргексидин – не менее 0,5%; функциональные добавки».
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что на участие в Закупке подано 17 заявок, по результатам рассмотрения которых 14 участников допущены к дальнейшему участию.
При этом допущенные 14 участников предложили к поставке различные дезинфицирующие средства: «Лайк» (пр-ль ООО «Континент»), «Дез Актив» (пр-ль ИП Давыдова Ирина Анатольевна), «Дина +» (пр-ль ООО «Дина +»), «Septic medikal activ» (пр-ль ООО «Смола-Узловая»), «Септафарм» (пр-ль ООО «Салютем»), «Асепт Про» (пр-ль ООО «Ацея»), Проф ДЗ (пр-ль ООО «Просепт Трейд»), «Абдезин-Актив» (пр-ль ООО «Медеза»), «SPITADERM» (пр-ль ООО «Бентус лаборатории»), «LIV chem» (пр-ль ООО «ЛивМашинери»). Данные участники в составе заявок указали характеристики, отвечающие требованиям Технического задания.
Кроме того, часть участников являются производителями предлагаемого средства.
Вместе с тем Закон о закупках не предусматривает обязанности участников иметь в наличии товар, являющий предметом Закупки на момент подачи заявки на участие в конкурентной закупке.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ), пока не доказано иное.
Комиссия считает необходимым отметить, что конечной целью проведения конкурентной закупки являются полное и своевременное удовлетворение потребностей Заказчика в определенных товарах, работах или услугах. При этом при формировании требований к предмету Закупки Заказчик обязан руководствоваться принципами, установленными в части 1 статьи 3 Закона о закупках.
При рассмотрении жалобы Заявителя не установлено, что установление оспариваемых требований повлекло несоблюдение принципов закупочной деятельности, в том числе привело к ограничению конкуренции.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
На основании изложенного Комиссия приняла решение признать жалобу заявителя необоснованной.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «ИНТЕРМЕДФАРМ» (ИНН 5041016087 ОГРН 1025005241920) на действия АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» (ИНН 7730239877, ОГРН 5177746220361) при проведении Закупки необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 03.03.2021 № ЕО/11820/21.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.