Решение б/н 077/07/00-4908/2020 от 23 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 ФГУП «Охрана» Росгвардии

105066, г. Москва, улица Нижняя Красносельская, дом 35, строение 1 а

 

 

ООО «ЭкоСтарТехнолоджи»

690087, г. Владивосток, улица Луговая дом 56

 

 

ООО «РТС-тендер»

Наб. Тараса Шевченко, д. 23-А, г. Москва, 121151

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4908/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

19.03.2020

г. Москва

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

рассмотрев жалобу ООО «ЭкоСтарТехнолоджи» на действия ФГУП «Охрана» Росгвардии при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по утилизации оборудования, реестровый номер <...> ,

в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),


 

УСТАНОВИЛА:


 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках отдельными юридическими лицами), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

 В свою очередь, Законом о закупках провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия Управления, рассмотрев жалобу заявителя, приняла решение о признании ее необоснованной.

Согласно Документации в рамках договора, заключаемого по результатам данной закупки, Исполнителю необходимо оказать следующие услуги:

- сбор отходов, указанных в Таблице 1 Технического задания (далее по тексту – отходов);

- транспортирование отходов с территории Заказчика в соответствии с таблицей № 1, расположенной на территории Приморского края;

- утилизацию или обезвреживание отходов.

Как следует из доводов жалобы заявитель указывает, что заказчиком неправомерно не указано в документации требование о месте осуществления лицензионной деятельности именно в Приморском крае в документации, поскольку такое неуказание свидетельствует о невозможности исполнения участником закупки перед заказчиком обязательств с лицензией, в которой указано иное место оказания услуг.

В обоснование правомерности своей позиции заявитель ссылается на следующие нормативные положения.

Согласно п.п. 30 п. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании отдельных видов деятельности), лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Одновременно с этим согласно п.п. 1.1 п. 1 ст. 15 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и сама лицензия имеют:  приложение, в котором указываются виды отходов I - IV классов опасности (Наименование, класс опасности и код ФККО) и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов. 

Также пунктом 2 ч. 1 ст. 15 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности установлено, что в Лицензии указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Частью 1 ст. 18 Законом о лицензировании отдельных видов деятельности предусмотрено, что лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что до переоформления лицензии, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.

Требования к участникам устанавливаются в соответствии с законодательством РФ, исходя из потребностей заказчика. Согласно документации (пункт 2.1 и Таблица № 1 Технического задания), места нахождения отходов: адреса, расположенные на территории Приморского края, то есть потребность заказчика заключается в том, чтобы транспортирование отходов было осуществлено с конкретных адресов.

В связи с этим требование о наличие необходимого адреса места осуществления деятельности, в части транспортирования, определяет легитимность действий участника закупки на территории Приморского края.

Таким образом, заявитель указывает, что если в требованиях к лицензии четко не установлено требование о наличие в лицензии места осуществления деятельности по транспортированию – объект (с конкретной адресной привязкой), расположенный на территории Приморского края (который дает право осуществлять лицензиату деятельность по транспортированию на территории Приморского края), то закупочная комиссия не имеет законных оснований для отклонения участников закупки, у которых в лицензии данный объект отсутствует. Указание же в закупочной документации адреса места нахождения отходов у заказчиков носит исключительно информативный характер и не порождает собой обязанность участников представить лицензию с необходимым местом осуществления деятельности в части транспортирования.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о закупке должна содержать сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки.

Пунктом 4.4.6 Положения о закупках Заказчика предусмотрено, что требования к участникам закупки устанавливаются, в том числе, извещением о закупке и (или) документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и Положения.

Пунктом 4.2.1 Технического задания в редакции 29 октября 2019 запроса предложений № 31908456398 установлено требование к наличию у исполнителя услуг действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а также установлены требования к содержанию приложений к лицензии: а) наименование отходов; б) вид деятельности по указанным отходам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о лицензировании под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В Законе о лицензировании установлено требование о необходимости включения в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (пункты 2, 3 части 1 статьи 15 Закона).

В силу пункта 8 статьи 3 Закона о лицензировании местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее – место осуществления лицензируемого вида деятельности) является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. .№ 89 «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В указанном законе установлено требование о необходимости включения в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (пп. 2, 3 п. 1 ст. 15 закона).

Согласно основным понятиям Закона об отходах производства и потребления место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Как следует из Письма Росприроднадзора от 17.11.2015 № АС-03-03-36/20364 «О лицензировании деятельности» (вместе с «Методическими рекомендациями по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»), исходя из содержания данного понятия, таким объектом не может быть город, регион Российской Федерации, субъект Российской Федерации или Российская Федерация в целом. Объектом являются здания, помещения, сооружения или иные объекты, попадающие под понятие «место осуществления лицензируемого вида деятельности», принадлежащие соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона об отходах производства и потребления место юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Также в указанном письме уполномоченный орган указал, что при намерении соискателя лицензии осуществлять лицензируемые виды деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизации, обезвреживание отходов I - IV классов опасности) с использованием движимого имущества (транспортные средства, мобильные установки, оборудование) привязку к месту осуществления лицензируемого вида деятельности необходимо осуществлять исходя из понятия «место осуществления лицензируемого вида деятельности», которое может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Статьей 1 Закона об отходах производства и потребления установлено определение «транспортирования отходов» — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Положения ч. 2 ст. 9 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности применяются с учетом положений п. 8 ст. 3 указанного Закона в случае осуществления деятельности, не связанной с размещением на земельных участках (зданиях, сооружениях) объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности.

Таким образом, объем требований, установленных в закупочной документации Заказчика, к участникам данного запроса предложений, соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять.

На основании ст. 13 указанного Федерального закона для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются в т.ч. адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются в числе сведений, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 18 указанного Федерального закона лицензия подлежит переоформлению в т.ч. случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В соответствии с п. 7 Положения о лицензировании деятельности сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2015 г. № 1062) при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов), а также:

а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности сведения о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу;

в) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности сведения о наличии у лицензиата санитарноэпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

г) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности - сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

д) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности - сведения о наличии разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

е) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV классов опасности, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу.

На основании изложенного место осуществления лицензируемого вида деятельности указывается в лицензии, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. При этом в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности лицензия подлежит переоформлению в том случае, если лицензиат планирует осуществлять лицензируемый вид деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности посредством использования недвижимых объектов по новому адресу, которые не были проверены лицензирующим органом, именно в этих целях лицензиату необходимо переоформить лицензию в целях подтверждения соответствия новых зданий требованиям законодательства. Однако это не означает, что лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности на всей территории Российской Федерации.

Исходя из вышеуказанного определения, транспортирование отходов не может привязываться к конкретному адресу, т.к. это перемещение определено вне его границ. По мимо этого, если участник закупки из соседнего региона, считает участие в данной закупке экономически выгодным для него и такой участник закупки имеет лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности в соответствии с ТЗ, то вышеуказанный участник закупки может участвовать в торгах. Законодательством не определены территориальные ограничения при транспортировании отходов I - IV классов опасности. Указание конкретного места осуществления вида деятельности является неправомерным и невозможным, т.к. заранее определить адрес, указанный в лицензии потенциального участника закупки, является невозможны.

Осуществление транспортирования субъектом лицензируемого вида деятельности по адресу, указанному в его лицензии, является невозможным, т.к. в лицензии указывается конкретный адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя, таким образом, если ограничиваться тем адресом, указанным в лицензии на транспортирование отходов, субъект лицензируемого вида деятельности не имеет права выезжать за границы адреса, который указан в лицензии. Соответственно, теряется смысл самого процесса транспортирования отходов.

Ограничение регионом (Приморский край) осуществления вида деятельности и есть ограничение конкуренции участников.

Относительного второго довода Комиссия Управления установила, что документацией предусмотрено, что выполнение работ по первому этапу, а именно: вывоз, разгрузка, складирование списанного имущества, демонтаж (с выделением деталей, содержащих драгоценные металлы и прочие компоненты), сортировку, разделку, переработку, упаковку и сдачу полученного сырья за счет Исполнителя, предусмотренных в п. 1.3. настоящего Договора, Исполнитель осуществляет в течение 30 рабочих дней с момента подписания Договора.

Выполнение работ по второму этапу, а именно: произведение аффинажа драгоценных металлов, предусмотренных в п. 1.3. настоящего Договора, Исполнитель осуществляет в течение 90 дней со дня оформления Акта приема-передачи Оборудования.

Исполнитель предоставляет Заказчику на оплату выполненных работ оригинал счета, Паспорт по извлеченным материалам, Акт выполненных работ в течение 5 (пять) рабочих дней, после выполнения работ.

Выполнение работ по второму этапу, а именно произведение аффинажа драгоценных металлов, предусмотренных в п. 1.3. настоящего договора, Исполнитель осуществляет в течение 90 дней со дня оформления Акта приема-передачи Оборудования.

Таким образом, ввиду того, что оборудование, подлежащее утилизации содержит драгоценные металлы и прочие компоненты, то заказчиком правомерно установлено соответствующее требованию к порядку исполнения обязательств, а именно о наличии у исполнителя соответствующей лицензии. В свою очередь, заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств обратного.

злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного Комиссия приняла решение признать жалобу заявителя необоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЭкоСтарТехнолоджи» на действия ФГУП «Охрана» Росгвардии при проведении запроса котировок необоснованной.

  2. Снять ограничение с закупки, наложенное письмом Московского УФАС России от 17.03.2020 № 13676/20.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле. 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны