Решение №ПО/49010/19 Решение по жалобе ООО Компания «ВИЗА КОНКОРД» Травел» на дей... от 24 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1587 /2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

16.05.2019 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО Компания «ВИЗА КОНКОРД» Травел» (далее также — Заявитель) на действия ГАУК «Мосгортур» (далее также — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по организации пассажирских перевозок воздушным транспортом в период оздоровительной кампании 2019 года (реестровый № 31907628646, далее — Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная несогласием с отклонением его заявки от участия в процедуре Закупки, а также с установлением неправомерных, по его мнению, требований в Закупочной документации.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также — Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Закупке от 01.04.2019 № 31907628646/2 заявке ООО Компания «ВИЗА КОНКОРД» Травел» отказано в допуске к участию в процедуре по лотам 1-12 на основании подпункта 4 пункта 14.4 статьи 14 Положения о закупках — непредставление в составе заявки обязательных для предоставления документов и сведений, предусмотренных
пунктом 3.6.1.3 раздела 1.2 Закупочной документации, а именно:

— отсутствие в составе заявки декларации о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным пунктами статьи 1.6 раздела 1.2 Закупочной документации.

Комиссия, заслушав возражения Заказчика, оценив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимной связи, установила следующее.

Согласно пункту 15.1.8 пункта 15.1 статьи 15 Положения о закупках Заказчик может установить в закупочной документации требование к участникам о представлении документов (копий документов), подтверждающих соответствие участника процедуры закупки иным обязательным требованиям к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.6.1.3 раздела 1.2 Закупочной документации Участник в составе своей заявки должен представить документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в том числе, декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным пунктами статьи 1.6 Раздела 1.2 Закупочной документации.

Согласно письменным возражениям Заказчика право установить обязательные требования к составу заявки на участие в закупке, в том числе о наличии документов (копий документов), подтверждающих соответствие участника процедуры Закупки иным обязательным требованиям к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлено пунктом 15.1.8 статьи 15 Положения о закупках.

Как установила Комиссия, в составе заявки требуемую декларацию о соответствии требованиям, установленным Закупочной документации, Общество не представило.

Согласно пункту 14.4 статьи 14 Положения о закупках участник процедуры закупки, подавший заявку, не допускается Закупочной комиссией к участию в закупке, в том числе, в случае непредставления в составе заявки обязательных для предоставления документов и сведений, предусмотренных пунктом 15.1 Положения о закупках.

В связи с тем, что заявка Общества в нарушение пункта 3.6.1.3 раздела 1.2 Закупочной документации не содержала в себе декларацию о соответствии участника требованиям Закупочной документации, Комиссия считает действия Заказчика по отклонению такой заявки правомерными, в связи с чем признает довод жалобы необоснованным.

В своей жалобе Заявитель также выражает несогласие с положениями документации, которые, по его мнению, приводят к необоснованному ограничению конкуренции и нарушают права и законные интересы участников закупки, а именно:

— Пункт 3.6.1.3 Закупочной документации в части представления документов или копий документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;

— Пункт 1.6.1 Закупочной документации в части требований к заявке коллективного участника;

— Пункт 1.6.1 Закупочной документации в части требованиям о правомочности участника заключать договор;

— Пункты 6.2.3, 6.3.7 Закупочной документации, пункт 29 Информационной карты, подпункт подпункт «б» пункта 7.1 Проекта договора Закупочной документации в части требования об обеспечении исполнения договора в виде передачи Заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) на указанный Заказчиком счет.

Комиссия учитывает, что до окончания подачи заявок Заявитель указанные требования не оспаривал, запросы разъяснений в отношении указанных положений Закупочной документации в адрес Заказчика не направлял.

При этом Комиссия отмечает, что обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и происходит с учетом особенностей, установленных названной статьей, а также в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках. Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц – потенциальных участников закупки.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Также следует отметить, что нарушения при составлении Документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (часть 13 статьи 3 Закона о закупках).

В то же самое время, оценивая содержание нарушений, на которые ссылается в настоящем случае Заявитель, следует признать, что подобные (по мнению Заявителя) нарушения, в случае их действительного наличия в действиях организатора закупки, являлись явными и не могли не быть обнаружены Заявителем при изучении им Закупочной документации. Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, на наличие таких условий в Закупочной документации Заказчика Заявитель указал только после отказа Заказчика допустить его к участию в закупочной процедуре.

При таких данных, оценивая поведение Заявителя в указанной части, следует признать его злоупотреблением правом (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).

Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Конкурсной документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.

Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (пункт 1 статьи 8 ГК РФ) на все условия Конкурсной документации в момент подачи им заявки на участие в Конкурсе. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Конкурсной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Аналогичного подхода придерживаются суды, например, по делу № А40 255742/18.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО Компания «ВИЗА КОНКОРД» Травел» (ОГРН: 1057749321156, ИНН: 7728566997) на действия ГАУК «Мосгортур» (ОГРН: 1107746117940, ИНН: 7704747169) при проведении Закупки необоснованной в части отклонения заявки Общества, в остальной части оставить без рассмотрения.

  2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России
    от 10.04.2019 № ПО/17245/19.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны