Решение б/н б/а от 10 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-1832/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.02.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителей АО «ТД РЖД» и ООО «СИБТРЭВЕЛ»,
рассмотрев жалобу ООО «СИБТРЭВЕЛ» (далее также — Заявитель, Общество) на действия АО «ТД РЖД» от имени АО «СПК» (далее также — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора оказание услуг по влажной уборке туалетов вагонов пригородных поездов и по влажной дезинфекции вагонов пригородных поездов (далее –Жалоба), извещение № 32211065471 (далее -Конкурс, закупка).
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Согласно доводам жалобы заявителя, Заказчиком в Документации конкурса в электронной форме неправомерное установлен критерий оценки заявок, а именно требование к опыту участников по влажной уборке туалетов вагонов пригородных поездов и по влажной дезинфекции вагонов пригородных поездов. При этом Заказчиком не принимается любой другой опыт по уборки, в том числе по уборки помещений и территорий, уборки туалетов, иной опыт подтверждающий квалификацию участника в качестве добросовестного и надежного исполнителя клиринговых услуг.
Представители заказчика считают жалобу необоснованной, представили письменные возражения.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, письменные возражения заказчика, заявителя, представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Часть 1 статьи 3 Закона о закупках определяет, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе, информационной открытости закупки и равноправия, справедливости, отсутствии дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закон о закупках при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Заказчиком осуществлялась закупка товаров, работ и услуг в соответствии с Положением о закупках общества (утверждено решением Совета директоров протокол № 192 от 30.08.2021).
Извещение (реестровый № 32211065471) о проведении Конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru) 25.01.2022.
Дата начала срока подачи заявок 25.01.2022 (МСК+2).
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 02.02.2022 в 11:00.
Дата рассмотрения первых частей заявок (по местному времени заказчика) 03.02.2022.
Дата рассмотрения вторых частей заявок (по местному времени заказчика) 09.02.2022.
Дата подведения итогов 09.02.2022 (МСК+2).
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Жалоба заявителя поступила в Московское УФАС России 01.02.2022, с учетом регламентных сроков обжалования, обозначенных в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Заявителем оспаривается действия Заказчика, выраженные в необоснованно и включении в положения Конкурсной документации, в качестве критерия оценки участника, наличие у участника закупки опыта уборки туалетов вагонов пригородных поездов и дезинфекции вагонов.
В соответствии с Приложением № 1.4 к конкурсной документации, одним из критериев оценки заявки за который предусмотрено максимальное количество баллов – 20 баллов, является опыт участника, в том числе по лоту № 1 - услуг по влажной уборке туалетов вагонов пригородных поездов, по лоту № 2 – услуг по влажной дезинфекции салонов вагонов пригородных поездов.
Согласно пункта 2.1. Приложения № 1.4 к конкурсной документации, в подтверждение опыта оказания услуг участник в составе заявки представляет:
- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 к конкурсной документации о наличии требуемого опыта;
- акты об оказании услуг (к договорам, указанным участником в сведениях по форме приложения № 1.3. документации открытого конкурса о наличии опыта);
- договоры на оказание услуг, подписанные сторонами (представляются все листы договоров со всеми приложениями) в подтверждение опыта, указанного участником в сведениях по форме приложения № 1.3. к конкурсной документации;
- копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).
Из изложенного следует, и подтверждается Заказчиком, что одним из критериев оценки является наличие у участника закупки опыта оказания услуг влажной уборки и дезинфекции именно туалетов вагонов пригородных поездов и салонов вагонов пригородных поездов.
Пи этом Заказчиком не принимается любой другой опыт уборки, в том числе уборки помещений и территорий, уборки туалетов, иной опыт, подтверждающий квалификацию участника в качестве добросовестного и надежного исполнителя клининговых услуг.
На заедании Комиссии Московского УФАС России Заказчик пояснил, что установление указанного критерия оценки вызвано спецификой работы подвижных составов электропоездов и их технической работой, в том числе предусмотренных следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г.;
- Федеральный закон ФЗ № 17 «О железнодорожном транспорте» от 10.01.2003 года;
- Электропоезда. Общее руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту (ЛВ2.0015 СО), распоряжение ОАО «РЖД» № 2548/р от 03.12.2018 г.;
- Технологическая инструкция ТИ-ЦПРИГр-7/25-2002 по очистке и обмывке наружных и внутренних поверхностей моторвагонного подвижного состава», утвержденная 16.12.2002 МПС России;
- Санитарные правила СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», на основании Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г № 52-ФЗ;
- Типовой регламент «Текущее содержание и организация системы контроля качества санитарно-технологического состояния моторвагонного подвижного состава железных дорог-филиалов ОАО «РЖД» от 14.10.2008 (приложение № 1.5 к конкурсной документации).
- Распоряжение ОАО "РЖД" от 17.08.2009 N 1722р «Об утверждении Положения «О взаимодействии между ОАО «РЖД» и подрядными организациями в сфере охраны труда».
При этом установление указанного критерии оценки опыта участника, не препятствует любым потенциальным участникам закупки сформировать и подать заявки на участие в проводимом Конкурсе, не содержит в себе ограничивающие и дискриминирующих требований, и, одновременно, отсутствие такого опыта не ведет к отказу в принятии заявок потенциальных участников закупки и не допуску таких лиц к участию в проводимых торгах.
Изучив представленные материалы и позиции сторон Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необоснованности изложенных доводов Заявителя по следующим основаниям.
Заказчиком выбран конкурентный способ закупки - открытый конкурс, который позволяет выявить участника, заявка которого соответствует требованиям документации и содержит лучшие условия исполнения договора.
В соответствии с Приложение № 1.4 к конкурсной документации заявки на участие в конкурсе участников конкурса оцениваются и сопоставляются исходя из критериев: цена договора; опыт участника; квалификация персонала, наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами.
При этом в случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, при сопоставлении заявок по критерию оценки «Опыт участника» оценка осуществляется в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника (абз.8 п.2.1 Приложение № 1.4 к конкурсной документации).
Согласно п 3.12.12. части № 3 конкурсной документации, победителем признается участник, заявке которого присвоено наибольшее количество баллов по итогам оценки и, соответственно, первый порядковый номер.
Таким образом, отсутствие в составе заявки сведений и документов по критериям не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации и не влечет принятия решения об отклонении заявки.
Из пояснения Заказчика, следует, что непредставление участником сведений об опыте работы и других сведений по критериям трактуется заказчиком как «Отсутствие предложений опыте и.т.д.».
Закон о закупках не устанавливает ограничений как в самостоятельном определении Заказчиком критериев оценки заявок участников, так и в определении процентов их весомости. В рассматриваемом случае критерий является измеряемым, из его смысла участники Закупки понимают предоставление каких документов необходимо для получения дополнительных баллов.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021) указано, что Законом № 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, что указанное условие проекта договора каким-либо образом необоснованно ограничивает количество участников Закупки.
При этом наличие у участника закупки опыта по влажной уборке туалетов вагонов пригородных поездов и по влажной дезинфекции вагонов пригородных поездов не является условием допуска к участию в закупке. Начисление баллов по указанному критерию позволяет заказчику выбрать контрагента, наиболее удовлетворяющего его потребностям.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Исследовав все имеющиеся в деле доказательства, письменные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для признания жалобы обоснованной.
На основании изложенного, и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Московского УФАС России,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «СИБТРЭВЕЛ» (ИНН 1901136263) на действия АО «ТД РЖД» от имени АО «СПК» (ИНН 6659122795) необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 03.02.2022 № НП/5843/22.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.