Решение б/н Решение от 30 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-589/77-19 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

21.03.2019 Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

рассмотрев в жалобу <...> на действия организатора торгов
ООО «Конкурентные технологии», оператора электронной площадки ООО «СТЭП» при проведении открытых торгов по продаже имущества должника в форме публичного предложения (извещения №№ 150219/32541799/07 лот № 1, 180219/32541799/04 лот № 1) (далее — Торги) ,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в ограничении доступа к участию в Торгах на электронной торговой площадке El-Torg (далее — ЭТП) путем создания препятствий для регистрации на ЭТП.

Согласно первому доводу жалобы требование ЭТП о предоставлении фотографии участника с помощью программных средств торговой площадки налагает на участника обязанность приобретения дополнительного оборудования для успешной регистрации.

В свою очередь из возражений Организатора торгов установлено, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - 115-ФЗ) Организатор торгов относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, а именно: организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, права которых закреплены в части 1 статьи 7 115-ФЗ.

В соответствии с частью 1.1 статьи 6 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, в том числе: cделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

Для соответствия вышеуказанным нормам Организатором торгов была выбрана электронная площадка El-Torg, которая, как ссылается Организатор торгов, в соответствии с Разделом 5 Регламента ЭТП (Редакция 4.0 от 22.02.2019) устанавливает сведения в отношении участников торгов, предусмотренные указанными нормами
115-ФЗ.

Руководствуясь представленными материалами к делу, сведениями и пояснениями лиц, участвующих в деле, Комиссия признает указанный довод жалобы обоснованным.

Пунктом 5.1 Регламента ЭТП установлено, что для обеспечения доступа к участию в торгах оператор ЭП проводит регистрацию на ЭП El-Torg.

Согласно пункту 5.2.1 Регламента ЭТП для регистрации на ЭТП лицо представляет оператору ЭП следующие документы: фотографию в формате штатного интерфейса ЭП, загруженную посредством внешней или встроенной веб-камеры.

Представитель ЭТП пояснил, что установление данного требования в Регламенте ЭТП обусловлено обязанностью передачи информации о зарегистрированных пользователях в Росфинмониторинг при соответствующем запросе.

При этом, как дополнил представитель ЭТП, непредставление фотографии, сделанной посредством внешней или встроенной веб-камеры, не будет служить основанием для отказа в регистрации новых пользователей ЭТП.

Вместе с тем Комиссия установила, что заявленный довод на заседании Комиссии о том, что непредставление фотографии не является основанием для отказа в регистрации новых пользователей ЭТП, не следует из буквального трактования Регламента ЭТП, что также было подтверждено представителем ЭТП.

Данный вывод Комиссии также справедлив и к второму доводу жалобы, где Заявителем оспаривается требование ЭТП о включении неправомерного условия о предоставлении для регистрации на ЭТП справки из Федеральной налоговой службы об отсутствии задолженности.

Заявитель считает, что само по себе требование предоставления такой справки ограничивает потенциальных участников торгов, так как в сведениях Федеральной налоговой службы у участника может указываться задолженность по налогам, а фактически она может отсутствовать.

Также, по мнению Заявителя, даже наличие такой задолженности никак не может ограничить способность лица участвовать в торгах, так как требование о том, что к торгам не могут допускаться лица, имеющие такую задолженность, не содержится в законодательстве.

По второму доводу жалобы представитель ЭТП также пояснил, что непредставление указанной справки не будет являться основанием для отказа в регистрации новых пользователей.

Так, подпунктами 7, 8 пункта 5.2.1 Регламента ЭТП El-Torg установлено:

пп. 7 п. 5.2.1: для регистрации на ЭП El-Torg заявитель представляет оператору ЭП фотографию в формате штатного интерфейса ЭП, загруженная посредством внешней или встроенной веб-камеры;

пп. 8 п. 5.2.1: для регистрации на ЭП El-Torg заявитель представляет оператору ЭП справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, полученная не позднее 1 (Одного) месяца до подачи заявки на участие в торгах.

Комиссия отмечает, что из указанных пунктов Регламента ЭТП следует императивное требование о представлении указанной справки и фотографии в формате штатного интерфейса ЭП для успешной регистрации на ЭТП и дальнейшего участия потенциальных участников в торгах.

Комиссия критически оценивает заявленные доводы представителя ЭТП о необязательности представления указанных документов для регистрации, так как они не подтверждаются пунктами Регламента ЭТП.

В этой связи оператору ЭТП следует дополнить указанные пункты Регламента соответствующей информацией во избежание двоякого толкования.

Комиссия отмечает, что указанные торги являются публичными торгами, проводимыми с целью реализации имущества по наибольшей цене. Наибольшее количество участников, проявляющих интерес к реализуемому имуществу, способствует увеличению конкуренции и итоговой цены за реализуемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворенности взыскателя и защищает права должника.

Разумные и добросовестные действия Организатора торгов должны формировать наибольший по количеству состав участников торгов, обеспечивать равные права и соблюдать законные интересы всех потенциальных участников.

Отсечение претендентов на стадии регистрации участников с неизбежностью повлечет ограничение количества торгов, и, как следствие, приведет за собой необоснованное ограничение конкуренции.

В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В свою очередь, Организатор торгов злоупотребил своим правом, выбрав ЭТП, правила которой создают необоснованные препятствия для регистрации потенциальных участников торгов.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, частью 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.

    2. Признать действия Организатора торгов нарушающими публичный порядок Российской Федерации, определенный законодательством, регулирующим проведение публичных торгов.

    3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

    4. Выдать электронной площадке обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

       

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны