Решение б/н б/а от 24 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-22147/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.12.2020 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей ООО «ЧОП «Фактум секьюрити», ФГУП «Президент-Сервис»,

рассмотрев жалобу ООО «ЧОП «Фактум секьюрити» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ФГУП «Президент-Сервис» (далее также — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по охране имущества ФГУП "Президент-Сервис" (реестровый № 32009711284) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в нарушении порядка проведения Закупки путем отмены закупочной процедуры.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 23 121 950,40 руб. размещено на Официальном сайте 23.11.2020.

Заявитель являлся участником оспариваемой процедуры. При этом вместо оценки и сопоставления заявок Заказчик объявил об отмене закупки.

Согласно ч. 5 ст. 3.2 Федерального закона от от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) заказчик вправе отменить конкурентную закупку до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (ч. 7 ст. 3.2 Закона о закупках).

Сроком окончания подачи заявок определено 01.12.2020. При этом в протоколе от 04.12.2020 Заказчиком принято решение об отмене Закупки на основании части 7 статьи 3.2 Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункта 21.3.1 части 21 главы 3 Положения о закупке товаров, выполнении работ и оказании услуг для обеспечения деятельности Федерального государственного унитарного предприятия «Президент-Сервис» Управления делами Президента Российской Федерации от 30 марта 2012 года (в редакции № 17) в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы.

На заседании Комиссии представителями Заказчика было указано, что отмена конкурентной закупки обусловлена отсутствием необходимых денежных средств для оплаты услуг по заключаемому договору.

Так, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, и согласно представленым бухгалтерским документам у Заказчика отсутствует чистая прибыль за 9 месяцев 2020 года.

Заказчик письмом от 09.11.2020 № Исх-3590 направило Управляющему делами Президента Российской Федерации А.С. Колпакову прошение о выделении субсидии (государственной поддержки) на оплату труда работников производственных подразделений, а также на покрытие расходов, понесенных Заказчиком в рамках проводимых антиковидных мероприятий. До настоящего времени положительный ответ не получен.

Учитывая вышеизложенное, во избежание ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств (в случае заключения по итогам Закупки договора на оказание услуг по охране имущества Заказчика) в связи с нехваткой денежных средств, и на основании наличия причинно-следственной связи, Заказчиком принято обоснованное решение отменить проведение конкурентной процедуры в связи с обстоятельством непреодолимой силы.

Комиссия оценивает доводы Заказчика критически ввиду того, что по состоянию на 09.11.2020 Заказчику было известно об отсутствии соответствующих денежных средств для оплаты услуг. В тоже время Закупка размещена в Единой информационной системе в сфере закупок - 23.11.2020. Таким образом, на момент объявления процедуры Заказчику было известно о возникших финансовых трудностях.

Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

При этом положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

Вместе с тем действия Заказчика по объявлению конкурентной процедуры и дальнейшая её отмена являются явным злоупотреблением со стороны Заказчика при условии, что последнему было заведомо известно при объявлении Закупки об отсутствии денежных средств.

Таким образом, указанные Заказчиком обстоятельства не могут быть отнесены к обстоятельствам непреодалимой силы, а равно у Заказчика отсутствовали правовые основания для отмены Закупки после окончания срока подачи заявок на участие в Закупке.

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя и признает действия Заказчика, нарушающими ч. 5, 7 ст. 3.2 Закона о закупках.

Комиссия также считает необходимым отметить, что выполнение решения и предписания по данному делу должно быть осуществлено с учетом ранее выданных решения и предписания по делу № 077/07/00-21776/2020, в соответствии с которым Заказчику необходимо произвести пересмотр заявок.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЧОП «Фактум секьюрити» (ИНН: 7728702590, ОГРН: 1097746336907) на действия ФГУП «Президент-Сервис» (ИНН: 7730050504, ОГРН: 1037739022045) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение ч. 5, 7 ст. 3.2 Закона о закупках.

     

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны