Решение б/н б/а от 23 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-12999/2021 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров 11.08.2021 г. Москва Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: Председательствующего:  — начальника отдела антимонопольного контроля торгов; членов Комиссии:  — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов; — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов; в присутствии представителей ООО «СВ ГРУПП ПРО» и АО «ГазпромнефтьМНПЗ», рассмотрев жалобу ООО «СВ ГРУПП ПРО» (далее также — Заявитель, Общество) на действия АО «Газпромнефть-МНПЗ» (далее также — Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора организации, способной оказать услуги письменного, устного синхронного и устного последовательного перевода с русского языка на английский язык, а также с английского языка на русский язык (извещение № 01-0075923- 331-2021, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), 2021-53582 2 УСТАНОВИЛА: В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурентного отбора. Жалоба Заявителя мотивирована несогласием с отклонением заявки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами 2021-53582 3 юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 части 2 статьи 1 Закона о закупках данный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе: Государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов. Дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам. Дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам. Бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок. Государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения 2021-53582 4 государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок. Федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации. В соответствии с ч. 2.1 ст. 1 Закона о закупках 2.1. действие указанного Федерального закона (за исключением случаев, указанных в части 5 настоящей статьи) не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на: 1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система); 2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе; 3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 настоящей части дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними 2021-53582 5 хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе. Совокупное толкование указанных норм позволяет сделать вывод, что на основании п. 1 ч. 2.1 ст. 1 Закона о закупках юридическое лицо исключается из сферы действия указанного закона при соблюдении следующих условий: а) доля участия РФ (субъекта РФ, муниципального образования) в таком юридическом лице не должна превышать 50% (абз. 1 ч. 2.1 ст. 1); б) юридическое лицо должно осуществлять регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами; в) выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10 % общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в ЕИС. В свою очередь, в рамках рассмотрения Комиссией установлено, что согласно представленной информации АО «Газпромнефть-МНПЗ» не является заказчиком в рамках Закона № 223-ФЗ, поскольку согласно информации с официального сайта ПАО «Газпром» - http://www.gazprom.ru/investors/stock/ доля участия Российской Федерации в лице Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в ПАО «Газпром» равна – 38,37%, что составляет менее 50%. Доля участия ПАО «Газпром» в ПАО «Газпром нефть» согласно информации с официального сайта ПАО «Газпром нефть» - http://ir.gazprom-neft.ru/akcionernyikapital/akcii/ составляет 92,66%. В данной связи доля участия Российской Федерации в ПАО «Газпром нефть» составляет менее 50%. Доля участия ПАО «Газпром нефть» в АО «Газпромнефть-МНПЗ» согласно списку зарегистрированных лиц в реестре владельцев ценных бумаг от 30.06.2021, выданному регистратором – акционерным обществом «Независимая регистраторская компания Р.О.С.Т.»., составляет 100%. В данной связи доля участия Российской Федерации в АО «Газпромнефть-МНПЗ» равна 0%, что составляет менее 50%. Также установлено, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона 223-ФЗ порядок определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ установлен в Приказе ФАС России от 16.06.2014 № 390/14. Согласно пункту 1 данного приказа совокупная доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ определяется путем суммирования долей участия Российской Федерации (ДРФ), субъектов Российской Федерации (ДсРФ), муниципальных образований (ДМО). 2021-53582 6 Приведенное положение приказа говорит о том, что слово «совокупная» применяется в контексте сложения в уставном капитале юридического лица долей участия РФ, субъекта РФ и муниципального образования, а не в контексте косвенного (опосредованного) участия этих субъектов в уставном капитале. При этом участие в уставном капитале хозяйственных обществ Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имеется в виду прямое, а не косвенное. Кроме того, Комиссией установлено, исходя из сведений, размещаемых в Единой информационной системе (далее – ЕИС) об объеме выручки от закупок товаров, работ, услуг основным обществом (и иными дочерними обществами основного общества). Указанная информация размещена Заказчиком в ЕИС по 1 кварталу 2021: https://zakupki.gov.ru/epz/revenue/card/common-info.html? revenueInfoId=70431&fromChanges=false/ А также по 2 кварталу 2021: https://zakupki.gov.ru/epz/revenue/card/commoninfo.html?revenueInfoId=70432&fromChanges=false. Кроме того, Заказчиком размещены сведения по 4 кварталам 2020 года: https://zakupki.gov.ru/epz/revenue/card/common-info.html? revenueInfoId=70432&fromChanges=false/. В частности, в ЕИС за последние 4 квартала Заказчиком размещена следующая информация: 3 квартал 2020: Информация об объеме выручки АО «Газпромнефть-МНПЗ» за отчетный период (квартал) от всех видов деятельности, рубли 8 468 574 756,61 ₽ Информация об объеме выручки дочернего хозяйственного общества дочернего хозяйственного общества, созданного организацией, от закупок товаров, работ, услуг организацией и иными дочерними хозяйственными обществами, созданными организацией за отчетный период (квартал), рубли 8 867 099,04 ₽ Так, выручка АО «Газпромнефть-МНПЗ» от закупок товаров, работ, услуг основным обществом и иными дочерними обществами основного общества за 3 квартал 2020 составила 0,105 % от суммы выручки за указанный отчетный период от всех видов осуществляемой Обществом деятельности (8 867 099,04 ₽ * 100 %/ 8 468 574 756,61 ₽ = 0,105 %). 4 квартал 2020: Информация об объеме выручки дочернего хозяйственного общества дочернего хозяйственного общества, созданного организацией, за отчетный период (квартал) от всех видов деятельности, рубли 7 637 041 985,91 ₽ Информация об объеме выручки дочернего хозяйственного общества дочернего хозяйственного общества, созданного организацией, от закупок товаров, работ, услуг 2021-53582 7 организацией и иными дочерними хозяйственными обществами, созданными организацией за отчетный период (квартал), рубли 19 109 482,39 ₽ Так, выручка АО «Газпромнефть-МНПЗ» от закупок товаров, работ, услуг основным обществом и иными дочерними обществами основного общества за 4 квартал 2020 составила 0,250 % от суммы выручки за указанный отчетный период от всех видов осуществляемой Обществом деятельности (19 109 482,39 * 100 %/ 7 637 041 985,91 ₽ = 0,25%). 1 квартал 2021: Информация об объеме выручки дочернего хозяйственного общества дочернего хозяйственного общества, созданного организацией, за отчетный период (квартал) от всех видов деятельности, рубли 7 545 147 265,33 ₽ Информация об объеме выручки дочернего хозяйственного общества дочернего хозяйственного общества, созданного организацией, от закупок товаров, работ, услуг организацией и иными дочерними хозяйственными обществами, созданными организацией за отчетный период (квартал), рубли 20 090 815,48 ₽ Так, выручка АО «Газпромнефть-МНПЗ» от закупок товаров, работ, услуг основным обществом и иными дочерними обществами основного общества за 1 квартал 2021 составила 0,266 % от суммы выручки за указанный отчетный период от всех видов осуществляемой Обществом деятельности (20 090 815,48 ₽ * 100 %/ 7 545 147 265,33 ₽ = 0,266 %). 2 квартал 2021: Информация об объеме выручки дочернего хозяйственного общества дочернего хозяйственного общества, созданного организацией, за отчетный период (квартал) от всех видов деятельности, рубли 9 041 004 267,45 ₽ Информация об объеме выручки дочернего хозяйственного общества дочернего хозяйственного общества, созданного организацией, от закупок товаров, работ, услуг организацией и иными дочерними хозяйственными обществами, созданными организацией за отчетный период (квартал), рубли 6 517 600,02 ₽ Так, выручка ООО «Газпромнефть-МНПЗ» от закупок товаров, работ, услуг основным обществом и иными дочерними обществами основного общества за 2 квартал 2021 составила 0,072 % от суммы выручки за указанный отчетный период от всех видов осуществляемой Обществом деятельности (6 517 600,02 ₽ * 100 %/ 9 041 004 267,45 ₽ = 0,072 %). Таким образом, согласно официально размещенным в ЕИС данным, выручка АО «Газпромнефть-МНПЗ» от закупок товаров, работ, услуг основным обществом и иными дочерними обществами основного общества за предыдущие 4 квартала 2021-53582 8 составила 0,167% от суммы выручки за указанный отчетный период от всех видов осуществляемой Обществом деятельности. Кроме того, АО «Газпромнефть-МНПЗ» попадает под исключения, указанные в п. 1 ч. 2.1. ст.1 Закона о закупках: выручка от указанных видов деятельности (в случае АО«Газпромнефть-МНПЗ» Передача горячей воды (тепловой энергии); Сбор и обработка сточных вод), составляет не более чем 10% общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой Обществом деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в ЕИС: https://zakupki.gov.ru/epz/revenue/card/common-info.html? revenueInfoId=64212&fromChanges=false. При этом на заседании Комиссии не представлено документов и материалов, из которых следует, что Заказчик является субъектом Закона о закупках. Также не представлено доказательств обязательности проведения Закупки в силу норм действующего законодательства Российской Федерации. Таким образом, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений Комиссия приходит к выводу, что Закупка проведена не в рамках Закона о закупках, а обязательность проведения Закупки в силу норм действующего законодательства не доказана, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Таким образом, Комиссия принимает решение оставить жалобу Заявителя без рассмотрения. Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. Оставить жалобу ООО «СВ ГРУПП ПРО» (ИНН: 7840023648) на действия АО «Газпромнефть-МНПЗ» (ИНН: 7723006328) при проведении запроса предложений без рассмотрения. 2. Снять ограничения, наложенные письмами от 26.07.2021 № ЕО/44081/21 и от 05.08.2021 № ЕО/46810/21. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны