Решение б/н по делу № 077/07/00-16510/2020 о нарушении процедуры торгов... от 7 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральная антимонопольная служба

125993, Д-242, ГСП-3, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11

ООО «Производственно-Проектная Компания»

394018 г. Воронеж, ул. Кости Стрелюка, 11/13, офис 26

ОАО «РЖД»

105064, г. Москва, ул.Земляной вал, д.9

ООО «РТС-тендер»

Наб. Тараса Шевченко, д. 23-А, г. Москва, 121151

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16510/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

02.10.2020

г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО«ППК» на действия ОАО «РЖД» при проведении предварительного квалификационного отбора без ограничения срока подачи заявок в электронной форме №5/ПКОЭ-ЦДЗС/20 с целью выбора организаций, обладающих достаточной квалификацией для осуществления поставки спецобуви, форменной одежды в 2021-2024годах (реестровый № 32009449505), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закон о защите конкуренции.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках отдельными юридическими лицами), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

 В свою очередь, Законом о закупках провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заявитель в жалобах оспаривает положения документаций, которые, по его мнению, ограничивают количество участников закупки, поскольку описание объекта закупки не соответствуют требованиям законодательства.

По мнению Заявителя Заказчиком ограничена конкуренция между участниками при установлении квалификационного требования о наличии опыта поставки товаров, предусмотренных квалификационным отбором (противоречит принципам проведения закупок в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Заказчиком ограничена конкуренция между участниками при установлении квалификационного и оценочного требования о подтверждении полномочий на поставку товаров (противоречит принципам проведения закупок в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

Заказчиком в нарушение норм ст. 456 и ст. 506 статьи Гражданского кодекса запрашивается часть готовой продукции и сопроводительные документы на готовую продукцию на этапе подачи заявки на участие в отбор (противоречит принципам проведения закупок в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Заказчик предоставляет преимущественные условия определенным участникам при запросе и уточнении положений заявок участников (противоречит принципам проведения закупок в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках).

1. Заказчиком ограничена конкуренция между участниками при установлении квалификационного и оценочного требования о наличии опыта поставки товаров, предусмотренных квалификационным отбором (противоречит принципам проведения закупок в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках)В соответствии с пунктом 1.3.1 части 1 квалификационной документации, участник должен иметь опыт поставки товаров (продукции):По лоту № 1 –спецобувь ;По лоту № 2 –форменная одежда.

При этом учитывается стоимость всех поставленных участником квалификационного отбора (с учетом правопреемственности) товаров (по выбору участника квалификационного отбора) по наименованиям продукции лота(ов), на который(ые) подана заявка, или аналогичной продукции с учетом специфики ее использования и регламентирующих особенности ее применения нормативно-технических документов (в части требований по обеспечению безопасности человека и гигиенических норм), по каждому лоту отдельно.

В случае участия в квалификационном отборе нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.

Вместе с тем, отсутствие у участника закупки опыта по фактически поставленным товарам легкой промышленности, а также подтверждающих документов в соответствии с Техническим заданием, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупок с ограниченным участием (заключаемых после формирования перечня участников, прошедших отбор).

Участник мог осуществлять поставку иных товаров как легкой, так и тяжелой или пищевой промышленности надлежащим образом, что может характеризовать поставщика как надежного, знающего порядок организации договорной работы, условий договора поставки в соответствии с Гражданским кодексом РФ, требований ГОСТ и технических регламентов.

Следовательно, отсутствие опыта поставки конкретной продукции никак не препятствует добросовестному участнику надлежащим образом исполнить договор -поставить товары выбранного им производителя в соответствии с требованиями технических условий, требуемых заказчиком.

Не смотря на требования п.п. 5 п. 130 раздела 16 документации, согласно которому в квалификационной документации должны содержаться «требования к участникам предварительного квалификационного отбора и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения соответствия установленным требованиям», согласно п.п. 24 п. 12 раздела 3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» квалификационный отбор не является самостоятельной закупкой, следовательно, требование пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках о наличии в документации о конкурентной закупке требований к участникам – не применяются.

Но так как квалификационный отбор проводится в соответствии с Положением о закупке и требованиями Закона о закупках, то проведение отбора должно отвечать принципам, указанным в части 1 статьи 3 Закона о закупках (отсутствие необоснованных ограничений к участникам, прозрачность, справедливость и др.).

Действия заказчика в части установления указанного требования нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что препятствует добросовестным поставщикам принять участие в отборе.

Предоставленное законом заказчику право на самостоятельное определение критериев допуска заявок к участию в закупочной процедуре направлено на предоставление ему возможности выбора потенциального контрагента, наиболее полно отвечающего предъявляемым требованиям, а потому способного в наиболее короткие сроки обеспечить заказчика необходимыми ему качественными товарами, работами или услугами. В то же самое время, такое право заказчика не является безусловным и безграничным и оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям такое право используется для целей искусственного сокращения количества участников закупки.

Требование заказчика о наличии у участника закупки опыта аналогичному предмету закупки не менее 20 % от НМЦ существенным образом ограничивает возможность участия в рассматриваемой закупке, поскольку исключает возможность участия в закупке лиц, неотвечающим таким требованиям.

Вместе с тем заказчик не учитывает, что подобного рода требования не могут быть установлены без соблюдения баланса частных интересов заказчика и публичных интересов, расширения количества участников торгов, предотвращения различных злоупотреблений и недопущения ограничения конкуренции на торгах, что установлено законодательством о защите конкуренции, в том числе Законом о закупках. При этом, рассматривая установленные в закупочной документации требования, признать их соответствующими указанным принципам закупочной деятельности не представляется возможным.

В настоящем случае заказчик посчитал возможным рассматривать указанное требование как критерий допуска до участия в торгах.

Комиссия отмечает, что наличие у участников закупки опыта выполнения договоров (кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов) не может являться критерием допуска к участию в закупке в установленном заказчиком виде, так как соответствие указанным требованиям не является гарантией надлежащего исполнения будущего обязательства по договору.

Установление данного требования в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права может осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.

В свою очередь, учитывая, каким образом заказчиком сформулировано требование к наличию у участника необходимого опыта, а именно то, что в качестве подтверждения такого опыта Заказчиком принимаются исключительно договоры на сумму не менее 20 % от НМЦ, представляется возможным сделать вывод, что совокупность установленных условий к опыту участника направлено не на выявление наиболее опытного контрагента, а ограничение конкуренции.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного 16.05.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В свою очередь, обоснованность ограничения конкуренции посредством установления спорного требования в документации должна быть доказана со стороны заказчика, как равно и невозможность проведения закупки без предъявления соответствующего требования непосредственно к участнику закупки. Также Комиссия Управления принимает во внимание, что заказчик, выбирая форму проведения закупки посредством проведения аукциона, не лишен был возможности прибегнуть к иной форме конкурентной процедуры (например, конкурс, запрос предложений), в рамках которых можно было установить соответствующее требование в качестве критерия оценки заявки участника закупки, что позволило бы обеспечить права большего количества субъектов малого и среднего предпринимательства при участии в закупке.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как отмечено в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2015 по делу № А40-195614/14, действующим законодательством о закупках не запрещена конкретизация того или иного требования закона, однако любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документально подтвержденную необходимость.

В настоящем случае каких-либо доказательств наличия у заказчика объективной необходимости в установлении такого требования последним не представлено.

Вместе с тем, оценивая спорное требование, следует признать, что критериям объективности и нормативности оно не соответствует. При этом сам по себе предмет торгов не может являться отступлением от установленных п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках запретов. Исходя из предусмотренного ст. 1 ГК РФ принципа равенства участников гражданских правоотношений, статус заказчика, сфера его деятельности, а равно особенности предмета закупки не могут обуславливать введение ограничивающих конкуренцию требований. На основании изложенного, Комиссия Управления соглашается с доводами заявителя о наличии в действиях заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия Управления, приняла решение о признании жалобы заявителя обоснованной, а в действиях заказчика усматривается нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

2. Заказчиком ограничена конкуренция между участниками при установлении квалификационного и оценочного требования о подтверждении полномочий на поставку товаров (противоречит принципам проведения закупок в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 1.3.2. части 1 квалификационной документации, Участник должен являться производителем либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем.

В случае участия в квалификационном отборе нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.

В подтверждение того, что участник является производителем товаров либо обладает правом поставки товаров, предоставленным производителем, участник в составе заявки должен представить:-информационное письмо, иной документ, подтверждающий, что участник является производителем; или информационное письмо, иной документ, выданный производителем, и/или дилерский договор с производителем товаров с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему о праве участника осуществлять поставку товаров;

или договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением копиидоговора с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем дилеру/поставщику.

Также, согласно пункту 2 (второй оценочный критерий –«Право поставки, подтвержденное производителем») в Приложения 1.3 к квалификационной документации, заявка участника оценивается по следующему критерию: Максимальное количество баллов присваивается в случае, если участник является производителем. В случае, если участник имеет документально подтвержденные отношения с производителем товара начисляются баллы, в 2 раза меньше максимального количества баллов. В случае, если участник имеет документально подтвержденные отношения с официальным представителем производителя, баллы не начисляются.

Вместе с тем, участник отбора может не являться производителем товара или не иметь дилерские отношения с производителем, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.

Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера/поставщика товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении подтверждающих документов о том, что участник обладает правом поставки товаров, а также учитывая сроки подачи заявок на участие в отборе, возможность участников закупки подать заявку на участие в отборе в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц –производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в отборе.

В данном случае также применима практика судов в части установления в документации о конкурентной закупке требований о подтверждении полномочий на поставку: согласно пункту 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), предъявленные к участникам требования о подтверждении полномочий на поставку сами по себе не могут гарантировать надлежащего исполнения обязательства по поставке товаров.

Действия заказчика, установившего указанное требование в квалификационной документации, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Заказчиком в нарушение норм ст. 456 и ст. 506 статьи Гражданского кодекса запрашивается часть готовой продукции и сопроводительные документы на готовую продукцию на этапе подачи заявки на участие в отбор (противоречит принципам проведения закупок в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно пункту 5 технического задания Приложения 1.1. к квалификационной документации, в составе квалификационной заявки участник должен представить образцы изделий по лоту(ам), по которому(ым) он подал квалификационную заявку. Образцы по лоту(ам), по которому(ым) участник подает квалификационную заявку, должны быть представлены с сопроводительным письмом по форме приложения № 3 к квалификационной документации в срок не позднее даты окончания подачи заявок на участие в предварительном квалификационном отборе, по адресу: 107174, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 12, комн.

Образцы предлагаемой продукции, представляются в соответствии с Порядком приема, проверки и утверждения образцов изделий, представляемых участниками на квалификационный отбор, хранения утвержденных образцов-эталонов (приложение № 2 к квалификационной документации).

В подтверждение соответствия техническим требованиям участник представляет одновременно с предоставлением образцов:-сертификат соответствия/декларация таможенного союза о соответствии требованиям ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» по позициям лота № 1 приложения № 5 к документации (копия, заверенная подписью и печатью (при наличии) участника).

По лоту № 2 (за исключением позиции № 95) сертификат соответствия/декларация таможенного союза о соответствии требованиям в соответствии с Техническими условиями приложения № 5 к документации.

- копии протоколов лабораторных испытаний на применяемые материалы по показателям, указанным в разделах Технического задания/Технического условия «Характеристики (показатели) продукции, подтверждаемые при сертификации» и «Требования к материалам», заверенные участником по позициям лотов № № 1,2;

-копии протоколов лабораторных испытаний на готовые изделия по показателям, указанным в разделе Технического задания/Технического условия «Характеристики (показатели) продукции, подтверждаемые при сертификации» и «Требования к материалам», заверенные участником по позициям лотов № № 1,2;Содержание, способ нанесения, место маркировки на изделия и упаковка образцов изделий указана в «Порядке приема, проверки и утверждения образцов изделий, представляемых участниками на конкурс, хранения утвержденных образцов-эталонов» (приложение № 2 к квалификационной документации).

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая природу поставки, содержанием договора поставки является обязанность поставщика доставить соответствующий товар в установленный таким договором срок Заказчику.

Учитывая то, что требуемые заказчиком образцы продукции на этапе проведения отбора должны отвечать всем заявленным техническим требованиям и иметь соответствующую сопроводительную документацию, требование о предоставлении образцов продукции представляет собой частичную поставку продукции, то есть заказчик обременяет участников рынка заранее изготовить требуемые к поставке по договору товары.

При этом не имеет значения: будет ли дальше заказчики использовать указанные товары по назначению или нет – факт передачи до заключения договора части готовой продукции будет совершен.

В соответствии со статьей 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которыми участник закупочной процедуры может обладать, не приобретая соответствующего товара.

Но сопроводительные документы передаются исключительно после заключения договора купли-продажи. Предоставление со стороны участника соответствующих сопроводительных документов до заключения договора (на этапе проведения закупки), как и самих товаров –незаконно.

Учитывая изложенное, требование о представлении в составе заявки участника сертификата соответствия/декларация/протоколы испытаний на поставляемую продукцию обременяют участника закупки заблаговременно произвести/приобрести указанную в «Техническом задании» квалификационной документации продукцию (пусть даже частичную партию), а также налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в квалификационном отборе.

Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении вышеуказанных документов и соглашаться на пошив партии продукции, возможность участников закупки подать заявку на участие в квалификационном отборе в соответствии с указанными требованиями документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц–производителя/дилера, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в квалификационном отборе.

Оценка соответствия готовой продукции на этапе проведения закупки не может являться гарантом качественного/некачественного исполнения договора: при предоставлении в составе заявке соответствующих образцов, контрагент может поставить брак при исполнении договора и, наоборот, допущенные небольшие неточности в пошиве из-за сжатых сроков проведения квалификационного отбора (первая подача заявок назначена 16 октября 2020 г.) не могут означать, что участник не предоставит продукцию надлежащего качества при исполнении договора.

Следует отметить, что все представленные в техническом задании технические условия на продукцию составлены и соответствуют нормативным документам, принятым в системе государственной стандартизации РФ.

Заказчиком определены технические характеристики продукции (стежки, сорт продукции, ткани полотно, нитки, способ нанесения и место маркировки, размеры, требования к упаковке изделия, требования по безопасности, санитарно-эпидемиологической и гигиеническое безопасности, требования по хранению и уходу, правила приёмки и другие), а также методы испытания готовой продукции в соответствии со следующими нормативными документами (представлена часть из всего перечня государственныхстандартов): ГН 2.1.6.1338-03, ГН 2.1.6.2309_07, ГН 2.2.5.1313-03, ГН 2.2.5.2308_07, ГН 2.2.5.2440-09, ГН 2.2.5.3532_18, ГОСТ 10581-91, ГОСТ 7000-80, ГОСТ 31396-2009, ГОСТ 11209-2014, ГОСТ 25530-82, ГОСТ 878-88, ГОСТ 12.4.032-95, ГОСТ 12.4.031-84, ГОСТ 12.4.029-76, ГОСТ 12.4.083-80, ГОСТ 12.4.165-2019, ГОСТ 12.4.177-89, ГОСТ 12023-2003, ГОСТ 12088-77, ГОСТ 12807-2003, ГОСТ 470-88, ГОСТ 12566-88, ГОСТ 166-89, ГОСТ 16958-71, ГОСТ 18976-73, ГОСТ 19196-93, ГОСТ 2.114-2016, ГОСТ 2.503-2013, ГОСТ 20272-2014, ГОСТ 17511-83, ГОСТ 23251-83, ГОСТ 23948-80, ГОСТ 20566-75, ГОСТ 25295-2003, ГОСТ 25617-2014, ГОСТ 263-75, ГОСТ 270-75, ГОСТ 27420-87, ГОСТ 28507_99, ГОСТ 28554-90, ГОСТ 28735-2005, ГОСТ 28371-89, ГОСТ 30226-93, ГОСТ 30292-96, ГОСТ 31399-2009, ГОСТ 32075-2013, ГОСТ 3811-72, ГОСТ 3813-72, ГОСТ 3816-81, ГОСТ 3927-88, ГОСТ 4103-82, ГОСТ 4661-76, ГОСТ 6309 -93, ГОСТ 6611.2-73, ГОСТ 7296-81, ГОСТ 7502-98, ГОСТ 7912-74, ГОСТ 8847-85, ГОСТ 25294-2003, ГОСТ 9.301-86, ГОСТ 9134-78, ГОСТ 9289-78, ГОСТ 9290-76, ГОСТ 9292-82, ГОСТ 938.11-69, ГОСТ 938.29-77, ГОСТ 939-88, ГОСТ 940-81, ГОСТ 9733.27-83, ГОСТ 9733.4-83, ГОСТ 9733.5-83, ГОСТ 9733.6-83, ГОСТ 9718-88, ГОСТ 9998-86, ГОСТ 9135-2004, ГОСТ 11373-88, ГОСТ 12.4.115-82, ГОСТ 12.4.103-83, ГОСТ 12.4.137-2001, ГОСТ 12.4.151-85, ГОСТ 12088-77, ГОСТ 12739-85, ГОСТ 13868-74, ГОСТ 15.004-88, ГОСТ ИСО 1833-11-2011, ГОСТ ИСО 1833-18-2011, ГОСТ ИСО 18332001, ГОСТ Р 12.4.2362011, ГОСТ ИСО 20872-2001, ТР ТС 017/2011, ТР ТС 019/2011.В том числе, согласно представленным техническим условиям на продукцию, заказчиком указано со ссылкой на ГОСТ 2.114, что принятые ОАО «РЖД» в технических условиях характеристики продукции, нормы и методы контроля соответствуют требованиям действующих стандартов РФ.

Таким образом, предмет закупки не является поставка уникальной по технологии изготовления продукции, а, наоборот, товаров, имеющих строгий регламент реализации в соответствии с общими требованиям законодательством РФ. Следовательно, важность пошива фирменной одежды для сотрудников ОАО «РЖД» на этапе подачи заявок и скрупулёзная проверка этой продукции специальной рабочей группой (в соответствии с Приложением 2 к документации) на этапе проведения квалификационного отбора в целях обеспечения выбора контрагента, поставляющего товары, влияющие на жизньи здоровье сотрудников – избыточны.

Все нормативные документы, определяющие технологию изготовления продукции известны и применяются (соблюдаются) в производстве легкой промышленности в больших масштабах.

Указанная позиция о незаконности предоставления образцов и документов на этапе подачи заявки также отражена в практике антимонопольного органа, например, решения ФАС России №223ФЗ-299/16 от 29.06.2016, №223ФЗ-284/17 от 05.04.2017, №223ФЗ-673/18 от 12.09.2018, №223ФЗ-755/18 от 09.10.2018.

Комиссия принимает во внимание тот факт, что процедура проводится на поставку спецодежды, требования к которой в полной мере сформированы Заказчиком в Техническом задании. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установление требований о предоставлении образцов полностью соответствующих на этапе подачи заявки Техническому заданию Закупочной документации, является неправомерным, так как накладывает на участников Закупки не предусмотренные обременения. Кроме того, в случае если участник закупки не является производителем товара, получение таких образцов на этапе подачи заявки зависит от волеизъявления третьих лиц, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3, пункту 9части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Действия заказчика, установившего указанное требование в квалификационной документации, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. Заказчик предоставил преимущественные условия определенным участникам при запросе и уточнении положений заявок участников (противоречит принципам проведения закупок в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках).

Пунктом 3.6.9 квалификационной документации установлено, что заказчик вправе до подведения итогов предварительного квалификационного отбора в письменной форме запросить у участников отбора информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с квалификационной заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в квалификационной документации. При этом не допускается изменение и(или) дополнение квалификационных заявок участников.

Ответ от участника предварительного квалификационного отбора, полученный после даты, указанной в запросе, не подлежит рассмотрению.

Вместе с тем, возможность участия в квалификационном отборе с учетом указанного положения документации зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников отбора.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения квалификационной документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ППК» на действия ОАО «РЖД» при проведении предварительного квалификационного отбора обоснованной.
  2. Признать в действиях ОАО «РЖД» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
  3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны