Решение б/н б/а от 17 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-16288/2021 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров 14.09.2021 г. Москва Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: Председательствующего:  — заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов; членов Комиссии: — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов; — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов; при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «БАЗИС» и Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», рассмотрев жалобу ООО «БАЗИС» (далее также — Заявитель, Общество) на действия Государственной корпорации развития Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (далее также — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на заключение договора на оказание услуг по комплексной уборке офисных помещений и прилегающей территории (реестровый № 32110603799, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), УСТАНОВИЛА: 2021-62233 2 В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Заявитель своей жалобе Заявитель указывает на наличие фактов нарушения Федерального закона в части установления в документации закупки завышенных требований, обязывающих участников закупки совершать дополнительные финансовые затраты, а именно: - установления требований к наличию персонала; - наличию у потенциального Исполнителя оборудования, сертифицированного на территории Российской Федерации (в случае необходимости его обязательной сертификации) и профессиональных расходных материалов, соответствующих указанным в «Перечне оборудования и инвентаря», а именно: В п. 15 Информационной карты установлен порядок предоставления первой части заявок: описание предмета закупки в соответствии с Техническим заданием (Приложение 2) и Проектом договора (Приложение 3). Согласно Техническому заданию (Приложение № 2), Исполнитель обеспечивает нахождение на Объекте сотрудников в количестве, указанном в приложении № 2 к Техническому заданию «Штат и график работы». Приложение № 2 к Техническому заданию содержит требование к персоналу исполнителя: 2021-62233 3 Позиция Вид услуг Количеств о сотрудник ов График работы* Управление Менеджер 1 16 часов в неделю Супервайзер 1 08-00 – 19-00 Должность Вид услуг Количество сотрудников График работы* Внутренняя уборка помещений Оператор внутренней уборки (уборщик) Комплексная уборка 4 08-00 – 19-00 Обслуживание Дворник 2 08-00 – 19-00 Заявитель считает, что вышеуказанное требование к минимальному количеству необходимого для оказания услуг персонала может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, поскольку количество персонала Исполнитель определяет самостоятельно исходя из трудовых ресурсов компании и необходимого результата работ. Также по мнению Заявителя, указанное требование не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такой персонал может быть привлечен после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки. Кроме того, персонал, находящийся в штате участника закупки, исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров на выполнение работ гражданско-правового характера, что ограничивает количество участников закупки Кроме того, как указано в жалобе, Техническим заданием предусмотрено требование о наличии у потенциального Исполнителя оборудования, сертифицированного на территории РФ (если подлежат обязательной сертификации) и профессиональных расходных материалов, которое должно соответствовать указанным в «Перечне оборудования и инвентаря». Как указал Заявитель, наличие данных ресурсов так же не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку материально-технические ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы. Как установлено Комиссией, в соответствии с п. 14 Информационной карты Конкурса участник должен соответствовать обязательным требованиям, указанным в п. 9.1 конкурсной документации, а также являться субъектом малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, п. 9.1 конкурсной документации гласит, что к участникам закупки предъявляются следующие обязательные требования: 2021-62233 4 а) непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом); б) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; в) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 % балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки не принято; г) отсутствие у участника закупки – физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и/или преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; д) отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в конкурсе участника закупки - юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; е) соответствие участника закупки указанным в конкурсной документации требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки; ж) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты; з) обладание участником закупки правами использования результата интеллектуальной деятельности в случае использования такого результата при исполнении договора; и) отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 223-ФЗ и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 44-ФЗ (далее – реестры недобросовестных поставщиков); 2021-62233 5 к) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член Комиссии, состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц – участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей документации понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества; л) участник закупки не должен являться юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и/или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает пятьдесят процентов и бенефициарные владельцы которого имеют гражданство (подданство) государства, включенного в указанный перечень. Указанное требование не применяется в случае осуществления следующих сделок (операций): Таким образом, Заказчиком в документации закупки не устанавливалось требований о наличии у участника закупки трудовых и материально-технических ресурсов и, соответственно, отсутствие у участника закупки материально-технической базы и трудовых ресурсов к моменту подачи заявки не может являться основанием отклонения участника от участия в закупке Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указные Заказчиком требования не обязывают участников иметь указанные ресурсы, а также их отсутствие не влечет за собой отклонение заявки такого участника. Вместе с тем техническое задание Заказчиком составлено с учетом необходимости полного удовлетворения потребностей в услугах в соответствии с требованиями Федерального закона и не налагает на участника закупки никаких обязательств в части необходимости несения дополнительных финансовых затрат. Кроме того, в указанном конкурсе приняли участие пять участников, что свидетельствует о наличии конкуренции и отсутствии ограничений при осуществлении указанной закупки. Исходя из вышеизложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, Комиссия признает жалобу Заявителя необоснованной, поскольку Заказчик устанавливал требования Закупочной документации в соответствии с утвержденным Положением о закупке, а также положениям Закона о закупках. 2021-62233 6 Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). На основании изложенного, Комиссия приняла решение признать жалобу заявителя необоснованной. Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «БАЗИС» (ИНН: 7743225631) на действия Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (ИНН: 7750004150) при проведении конкурса необоснованной. 2. Снять ограничения, наложенные письмом от 10.09.2021 № ЕО/55530/21. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны