Решение №35202/23 б\а от 17 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10595/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
16.08.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей OOO «ВЕГА», ГБУК г. Москвы «ММДМ»,

рассмотрев жалобу OOO «ВЕГА» (далее — Заявитель) на действия ГБУК г. Москвы «ММДМ» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексному содержанию помещений и территорий Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский международный Дом музыки» (реестровый №32312610519, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушения со стороны Заказчика выражены в неправомерном установлении положений конкурсной документации, а именно требований к количеству персонала и используемому инвентарю.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 24.07.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru), была размещена информация о проведении Закупки.

Предмет: Оказание услуг по комплексному содержанию помещений и территорий Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский международный Дом музыки».

Начальная (максимальная) цена договора: 39 627 095,89 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 24.07.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика): 08.08.2023 в 09:00.

Дата подведения итогов: 10.08.2023.

В Приложении № 3 к Техническому заданию установлено, что:

 

 

Итого общая площадь

помещений – 38 005,40

м²

 

Исполнитель самостоятельно подбирает персонал с учетом требования Технического задания: не менее 25 (двадцать пять) человек/день для уборки помещений здания из них 1 (один) менеджер и 24

(двадцать четыре) работника для уборки помещений здания.

38 005,40

м²

 

Исполнитель обязан за 1 (один) день до начала срока оказания услуг представить всех работников в соответствии с Техническим заданием в количестве не менее 25 (двадцати пяти) человек.

Исполнитель обязан до начала оказания услуг обеспечивать явку всех своих сотрудников (а также сотрудников Соисполнителей, привлекаемых для оказания услуг на объекте) на вводный инструктаж к Заказчику.

Исполнитель за 1 (один) день до начала срока оказания услуг должен представить уборочные машины, механизмы и уборочный инвентарь необходимый для производства уборки в соответствии с требованием технического задания.

Таблица № 2 Приложение № 8 к Техническому заданию.

 

Согласно приложению № 7 к Техническому заданию:

 

 

Итого общая площадь наружной

территории:

 

Исполнитель самостоятельно

подбирает персонал с учетом

требования Технического

задания: не менее 10 (десять)

человек/день из них 1 (один)

менеджер и 9 (девять)

работников для уборки

наружной территории.

18912,19

м²

 

Исполнитель обязан за 1 (один) день до начала срока оказания услуг представить всех работников в соответствии с Техническим заданием в количестве не менее 10 (десяти) человек.

Исполнитель обязан до начала оказания услуг обеспечивать явку всех своих сотрудников (а также сотрудников Соисполнителей, привлекаемых для оказания услуг на объекте) на вводный инструктаж к Заказчику.

Исполнитель обязан за 1 (один) день до начала срока оказания услуг представить уборочные машины, механизмы и уборочный инвентарь необходимый для производства уборки в соответствии с требованием технического задания.

Таблица № 2 приложение № 8 к Техническому заданию.

 

В соответствии с таблицей 2 Приложения № 8 к Техническому заданию:

 

Перечень уборочных машин,

механизмов и уборочного инвентаря,

необходимых для производства уборки

территории ММДМ на период

оказания услуг

 

Наименование

Количество

 

Уборочные машины и механизмы на период оказания услуг

 

1

Минипогрузчики

2

2

Ручная малогабаритная роторная снегоуборочная машина

4

3

Подметальные машины

2

4

Газонокосилки

2

5

Поломоечные машины

4

6

Пылесосы

11

7

Аппарат высокого давления

2

8

Экстрактор

2

9

Водосос

2

10

Пылесос вздуватель

2

11

Ротор для размывки полов

1

 

Уборочный инвентарь на период оказания услуг

 

12

Топор для льда

6

13

Лопаты жестяные

13

14

Лопаты пластиковые

17

15

Движок снеговой

6

16

Тачки

7

17

Веники сорго

20

18

Щетки пластмассовые

20

19

Грабли

12

20

Тележки уборочные

25

21

Шубки стяжки

20

22

Совки ловушки жестяные

15

23

Резиновые веники

20

24

Поливочные шланги

300 метров

25

Удлинитель на 50 м.

3

26

Ведро на 6-10 л. красное

10

27

Ведро на 6-10 л. синее

10

28

Склизы для улицы 75-100 см.

6

29

Щетки подметальные 75-100 см.

6

30

Штанга 6 м.

1

31

Штанга 3 м.

1

32

Штанга 4 м.

1

33

Штанга 2 м.

1

34

Швабра + насадка для размывки

4

35

Швабра + насадка кентуки

4

36

Свэп сухой 75 см. для сухой уборки

3

37

Свэп сухой 100 см. для сухой уборки

3

38

Щетка утюжок

15

39

Щетка савок ловушка для внутренней уборки

20

40

Скребок

15

41

Щетка «Султанчик» для уборки сухой пыли

15

42

Секаторы для сада

2

43

Садовый распылитель

2

44

Лестница 7 ступеней

1

45

Лестница 4 ступени

1

 

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что положения Технического задания о количестве задействованного персонала сформированы исходя из общей площади помещений, подлежащих уборке. Расчет необходимого количества персонала произведен согласно нормативам времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР от 29.12.1990 г. № 469.

Учитывая площади помещений и территорий, подлежащих комплексному обслуживанию, которые составляют 38 947,3 кв. метра и 19 757,9 кв. метров соответственно, а также многообразие категорий помещений (офисные, залы, гримерные, санитарные, склады) и видов уборки, исходя из двадцатилетнего опыта комплексного содержания собственного имущества, Заказчик установил минимальное количество персонала 25 человек внутри зданий и 10 человек на прилегающих территориях.

Это количество учтено при расчете начальной максимальной цены Договора.

Таблица 2 «Перечень уборочных машин, механизмов и уборочного инвентаря, необходимых для производства уборки территории ММДМ на период оказания услуг» Приложения № 8 к Техническому заданию «Перечень расходных материалов, планируемых к использованию при оказании услуг» составлена исходя из площадей и видов услуг, предусмотренных Договором.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (п. 32 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)).

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В настоящем случае, установленные Заказчиком требования в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В свою очередь, Комиссия принимает во внимание, что спорные требования предъявлены ко всем участникам закупки, что не может рассматриваться как дискриминационное условие, ограничивающее конкуренцию.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Действительных доказательств нарушения своих прав Заявителем Комиссии не представлено. Кроме того, Заявителем не представлено однозначных доказательств того, что установленные требования избыточны, а при оказании закупаемых услуг не требуются указанные специалисты и оборудование, а равно как не представлено однозначных доказательств того, что требование о предоставлении указанных специалистов не соотносится с предметом закупки.

Также Заявителем не приведено нормативного обоснования, что установленные Заказчиком требования не отвечают требованиям действующего законодательства.

При этом Комиссия отмечает, что на участие в Закупке было подано 7 заявок, в связи с чем Комиссией не установлено, что обжалуемые положения документации привели к ограничению конкуренции.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу OOO «ВЕГА» (ИНН: 7730247733, ОГРН: 1187746952470) на действия ГБУК г. Москвы «ММДМ» (ИНН: 7705464692, ОГРН: 1027705009452) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 08.08.2023 №ЕИ/33626/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны