Решение б/н б/а от 23 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-22109/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
18.12.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей <...> ., ООО Консалтинговая группа «М-ЛИГАЛ» , ООО «ТендерСтандарт»,

рассмотрев жалобу <...> (далее - Заявитель) на действия ООО Консалтинговая группа «М-ЛИГАЛ» (далее — Организатор) при проведении торгов по реализации имущества должника (извещение № 101120/34705371/02 лот № 7) (далее —Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов по реализации имущества должника.

По мнению Заявителя, Организатор торгов неправомерно отклонил заявку Заявител яот дальнейшего участия в Торгах.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Извещение о проведении Торгов размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведение торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru.

На торги выставлено следующее недвижимое имущество: жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Звенигород, Вишневый пер., уч.8, общ. пл. 529,7 кв.м., к/н 50:20:0000000:29154; земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Звенигород, Вишневый пер., уч.8, общ. пл. 1 190 кв.м., к/н 50:49:0010109:61.

Из протокола определения участников торгов от 30.11.2020 следует, что заявка Заявителя отклонена от дальнейшего участия со следующим обоснованием: «Представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или сведения, содержащиеся в них, недостоверны».

При этом названный протокол не содержит указания, в какой именно части заявка Заявителя не соответствовала требованиям.

На заседании Комиссии представитель Организатора торгов пояснил, что отклонение заявки Заявителя обусловлено непредоставлением в составе заявки паспорта заявителя (все страницы), требование о предоставлении которого установлено в извещении о проведении Торгов.

Согласно пункту 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. Организатору торгов паспорт необходим для идентификации заявившегося участника, а также для его проверки на официальном сайте Росфинмониторинг. который осуществляет надзорные функции над поверенными организациями в части проверки контрагентов при подаче заявки. В паспорт запрещается вносить сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828, а паспорт <...> в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные Положением, является недействительным. В отсутствие копии паспорта Организатор торгов лишен возможности удостоверится в том, что паспорт Заявителя не может быть по каким-либо основаниям признан недействительным.

Требование о предоставлении паспорта для участия в торгах установлено с целью идентификации участников торгов и предусмотрено правом Организатора торгов определять условия торгов, в соответствии с гарантированным ГК РФ принципом самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности и принципом недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

В соответствии со статьями 3 и 7 Федерального закона №115-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 №667, приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.11.2018г. №366 идентификация – это совокупность мероприятий по установлению определенных сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. Идентификация проводится посредством заполнения клиентом анкеты и представления клиентом - физическим лицом, оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов.

В связи с непредоставлением паспорта, заявка была отклонена Организатором торгов, данный факт оформлен Протоколом об определения участников торгов от 30.11.2020 г., с указанием статуса заявки «Отклонена» и основания отказа «Представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или сведения, содержащиеся в них, недостоверны». Указанный текст при простановке статуса и причин отказа является унифицированным, предусмотренным программным обеспечением, является информативным по содержанию.

В качестве обоснования правомерности отклонения заявки Заявителя по указанному основанию Организатором торгов приведено решение Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2020 года по делу № А40-98476/20-139-733, оставленное без изменений Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № 09АП-49310/2020.

Комиссия оценивает доводы Организатора торгов критически в виду следующего.

Спорные торги являются публичными торгами, целью проведения которых является реализация имущества с наивысшей ценой.

Наибольшее же количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований взыскателя.

Действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.Отсечение же претендентов на стадии определения участников торгов, на стадии подачи заявок, по рассматриваемому основанию,не соответствует ни целям реализации имущества должника, ни антимонопольным требованиям к торгам.

По смыслу приведенной нормы, представление упомянутых документов не является необходимым, поскольку в составе заявки участниками торгов указываются собственные паспортные данные, а также сведения о наличии либо отсутствии у них заинтересованности по отношению к проводимым торгам, в связи с чем представление физическими лицами документов, удостоверяющих личность, является бесполезным дублированием соответствующих сведений, и без того наличествующих в заявке участника, что, в свою очередь, способно привести к созданию препятствий потенциальным участникам торгов при подаче ими заявок на участие в соответствующих конкурентных процедурах (сбои в работе электронной площадки при прикреплении участниками к своим заявкам соответствующих документов и, как следствие, невозможность организаторов торгов ознакомиться с этими документами) и повлечь за собой ограничение их количества.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ»), оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Так, Организатор торгов не лишен возможности провести идентификацию участника и действительности представленных в составе заявки паспортных данных путем обращения к официальному сайту МВД РФ (адрес в сети «Интернет» - http://сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000).

При этом на заседании Комиссия осуществила проверку действительности соответствующих паспортных сведений Заявителя.

Учитывая, что в составе заявки Заявителя содержатся сведения о паспортных данных, а равно у Организатора торгов отсутствуют препятствия для идентификации участника, Комиссия признает в действиях Организатора торгов нарушение публичного порядка Российской Федерации, определенного законодательством, регулирующим проведение публичных торгов.

Относительно ссылок Организатора торгов на акты судов Комиссия поясняет, что в таких актах отсутствуют выводы суда о недостаточности предоставления паспортных данных участником для целей идентификации такого участника, а приводится исключительно обоснование необходимости предоставления таких сведений.

При таких обстоятельствах, Комиссия, изучив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя.

На заседании Комиссии Организатором торгов было заявлено о заключении договора по результатам Торгов.

Вместе с тем, учитывая, что Органиазатором торгов не представлено документов, подтверждающих переход права собственности на реализуемое имущество, а равно судьба реализуемого имущества не разрешена, у антимонопольного органа отсутствуют правовые препятствия для выдачи Организатору торгов обязательного предписания.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.

2. Установить в действиях Организатора торгов нарушением публичного порядка Российской Федерации, определенного законодательством, регулирующим проведение публичных торгов.

3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны