Решение б/н б/а от 27 апреля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-5816/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
19.04.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<.......>,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя АО «Национальная Юридическая Сеть»; ПАО «Россети»; АО «ЭССК ЕЭС»,
рассмотрев жалобу АО «Национальная Юридическая Сеть» (далее - Заявитель) на действия ПАО «Россети» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке и внедрению в ПАО «Россети» системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (реестровый № 32211221531) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 12.04.2022 №28/35900/22.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с решением закупочной комиссии об отклонении заявки, поскольку представленные в составе заявки документы полностью соответствуют требованиям, установленным в Закупочной документации.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Комиссией установлено, что 15.03.2022 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке и внедрению в ПАО «Россети» системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (реестровый № 32211221531) (далее – запрос предложений, процедура).
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе предложений от 01.04.2022 №3/2333982 заявка Заявителя была признана несоответствующей требованиям на основании следующего:
«в сводной таблице стоимости сумма расчета услуги - 2 400 000,00, а в письме о подаче оферты 2 000 000,00 что не соответствует п. 3.1.4 Части I».
В соответствии с пунктом 3.4.1 Закупочной документации заявка участника на участие в закупке должна содержать сведения и документы, указанные в пунктах 10, 12, 14 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».
Согласно пункту 10 Информационной карты документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в закупке установлены в Приложение № 2 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».
Так, Приложением № 2 к информационной карте уставлены требованиям к сведениям и документам, представляемым в составе заявки участника закупки.
Согласно подпункту «б» пункта 1.1 Приложения № 2 к информационной карте в качестве обязательных документов участнику необходимо предоставить в составе заявки письмо о подаче оферты по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации о закупке (часть III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ», форма 2).
В соответствии с подпунктом «е» пункта 1.1 Приложения № 2 к информационной карте участнику в составе заявки необходимо представить сводная таблица стоимости работ и услуг по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации о закупке (часть III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ», форма 6).
Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки было предоставлено письмо о подаче оферты по Форме 2, предусмотренной Закупочной документацией, в которой итоговая сумма заявки без НДС составила 2 000 000 рублей.
Также в соответствии с требованиями Приложения № 2 к информационной карте в составе заявки необходимо предоставить сводную таблицу по Форме 6, установленной в разделе III Образцы форм для заполнения участниками закупки, а именно:
ФОРМА 6. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА СТОИМОСТИ РАБОТ (УСЛУГ)
Участник: ________________________________
В ценах на момент подачи заявки: «____»___________________года
№ пп |
Наименование этапа выполняемых работ |
Исполнитель, принимающий участие в выполняемых работах |
Сроки участия в выполняемых работах |
Трудозатраты Исполнителя, рабочих чел. часов участия в выполняемых работах |
Стоимость чел. часа выполняемых работ Исполнителем |
Стоимость выполняемых работ Исполнителем, руб. |
|||
Участник/ соисполнитель |
Фамилия И.О./ должность |
Количество Исполнителей |
начало |
окончание |
|
||||
1 |
2 |
|
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9=8*7*4 |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СТОИМОСТИ РАБОТ |
|
|||||||
|
Итого стоимость работ, руб. |
|
|||||||
|
Накладные расходы по ставке __ % от стоимости работ Исполнителя |
|
|||||||
|
Всего себестоимость работ |
|
|||||||
|
Рентабельность по ставке __ % от себестоимости работ |
|
|||||||
|
Всего стоимость работ без НДС |
|
|||||||
|
НДС по ставке 20% |
|
|||||||
|
Всего стоимость работ с НДС |
|
Инструкции по заполнению
1. Данные инструкции не следует воспроизводить в документах, подготовленных Участником.
2. Участник закупки приводит номер и дату письма о подаче оферты, приложением к которому является данное коммерческое предложение.
3. Участник закупки, являющийся юридическим лицом, должен указать свое полное наименование (с указанием организационно-правовой формы) и адрес место нахождения. Участник закупки, являющийся физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, указывает полностью фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес прописки (индивидуальный предприниматель – адрес регистрации).
4. Участник закупки указывает дату, на которую он рассчитывал Сводную таблицу стоимости работ и услуг.
5. В Сводной таблице стоимости работ и услуг приводятся соответственно наименование выполняемых работ и услуг, общая стоимость выполнения работ и услуг и стоимость в соответствии с частью V «Техническая часть». Также могут быть приведены примечания и комментарии.
6. В Сводной таблице стоимости указывается калькуляция всех элементов, из которых складывается итоговая стоимость заявки.
7. Сводная таблица стоимости работ и услуг будет служить основой для подготовки Приложения к Договору. В этой связи в целях снижения общих затрат сил и времени Заказчика и Участника закупки на подготовку Договора данную Сводную таблицу стоимости работ следует подготовить так, чтобы ее можно было с минимальными изменениями включить в Договор в виде сметы.
Заявителем в составе заявки был представлен следующий расчет стоимости услуг (работ):
РАСЧЕТ СТОИМОСТИ РАБОТ |
|
Итого стоимость работ, руб. |
2 000 000 |
Накладные расходы по ставке 10 % от стоимости работ Исполнителя |
200 0000 |
Всего себестоимость работ |
1 800 000 |
Рентабельность по ставке 11,1 % от себестоимости работ |
200 000 |
Всего стоимость работ без НДС |
2 000 000 |
НДС по ставке 20% |
Не облагается |
Всего стоимость работ с НДС |
2 000 000 |
При этом, учитывая требования заполнения формы 6 по представленному Заявителем расчету стоимости услуг итоговая сумма должна была составить 2 400 000 рублей.
Таким образом, Заявителем была допущена ошибка в расчете стоимости услуг (работ).
В связи с чем, в составе заявки Заявители имелись разночтения в сумме представленной в письме о подаче оферты и сводной таблице расчета стоимости работ (услуг), что в свою очередь не соответствовало требованиям пункта 3.1.4 Части I Закупочной документации.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не обжаловал, с запросом разъяснений по вопросу предоставления расчетов стоимости услуг в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с уставленными требованиями.
Кроме того, на заседании Комиссии и в составе жалобы Заявитель подтвердил допущенную ошибку в расчетах стоимости услуг.
На основании пункта 5.3.4 Закупочной документации закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:
а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке;
б) заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке);
в) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным документацией о закупке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что представленные Заявителем в составе заявки сведения в сводной таблице услуг (работ) не соответствовали требованиям, установленным Закупочной документацией.
Кроме того, Комиссией уставлено, что из 5 поданных заявок на участие в закупке, 3 участника представили соответствующие расчеты стоимости услуг требованиям Закупочной документации, что также подтверждает отсутствие ограничений конкуренции при установлении требования о необходимости предоставления данных расчетов.
Довод Заявителя о том, что положениями Закупочной документации предусмотрен порядок проведения переитожки с возможностью внесения изменений расчетов в сводной таблице не принимается Комиссией, поскольку процедура проведения переитожки не предусматривает внесение изменений в представленные в составе заявок сведения по формам, установленным в Закупочной документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям документации, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.
На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.
Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО «Национальная Юридическая Сеть» (ИНН: 7706770766; ОГРН: 1147746691344) на действия ПАО «Россети» (ИНН: 6901067107; ОГРН: 1127746176865) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенное письмом Московского УФАС России от 10.02.2022 № НП/7372/22.