Решение №7554/24 б/а от 27 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2242/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
27.02.2024 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

<...>;

членов Комиссии:

<...>;

<...>;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя <...> в лице <...>, действующей на основании доверенности от 07.06.2022 № б/н, представителей Мосгосэкспертизы в лице <...>, действующего на основании доверенности от 22.02.2024 № МГЭ-42-66/24-(0)-0, в лице <...>, действующей на основании доверенности от 22.02.2024 № МГЭ-42-67/24-(0)-0, в лице <...>, действующей на основании доверенности от 22.02.2024 № МГЭ-42-65/24-(0)-0,

рассмотрев жалобу ИП Труновой Е.В. (далее — Заявитель) на действия Мосгосэкспертизы (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по санитарному содержанию помещений (реестровый № 32413211054, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащей оценке заявки Заявителя критерию «Квалификация участника закупки» по показателю «Опыт работ, связанный с предметом договора», а именно не засчитаны все приложенные договоры Заявителя.

Кроме того Заявитель не согласен с оценкой заявки Заявителя по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», а именно неправомерно начислено всего 40 баллов вместо 100.

По мнению Заявителя в составе заявки представлено предложение по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» в полном объеме.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы.

По мнению Заказчика, Заявителем представлено предложение не в полном объеме, что не соответствует требованиям Закупочной документации.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что Заказчиком 24.01.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: 49 933 111,55 рублей.

Дата начала подачи заявок – 24.01.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 09.02.2024 (12:00).

Дата рассмотрения первых частей заявок – 12.02.2024.

Дата начала срока подачи дополнительных ценовых предложений – 14.02.2024.

Дата проведения сопоставления дополнительных ценовых предложений – 14.02.2024.

Дата рассмотрения вторых частей заявок – 12.02.2024.

Дата подведения итогов – 14.02.2024.

Относительно довода о ненадлежащей оценке заявки Заявителя критерию «Квалификация участника закупки» по показателю «Опыт работ, связанный с предметом договора», Комиссия сообщает следующее.

Заказчик в возражениях жалобы пояснил, что Заявителем в составе своей заявки предоставлен контракт № 03731000049022000180 от 22.12.2022 г. на сумму 13 681 237,90 руб., который был засчитан по критерию «наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров сопоставимого характера и объема», но не был засчитан по критерию «общая цена исполненных участником закупки договоров сопоставимого характера и объема» в связи с тем, что стоимость каждого представленного в составе заявки договора должна быть не менее 30 (тридцати) процентов от начальной (максимальной) цены договора, составляющей 49 933 111,55 руб., то есть стоимость предоставляемого заявителем в составе заявки договора должна составлять не менее 14 979 933,46 руб.

Заявитель на заседании Комиссии согласился с позицией Заказчика, отраженной в возражениях на жалобу.

При этом Заявителем доводов, опровергающих позицию Заказчика по данному вопросу, не заявлено как в тексте поданной жалобы, так и на заседании Комиссии.

На основании изложенного, Комиссия признает данный довод необоснованным.

Относительно довода о ненадлежащей оценке заявки Заявителя по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», Комиссия отмечает.

Разделом 7 Закупочной документации установлен Порядок оценки заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» следующим образом:

Оценка заявки участника закупки определяется согласно представленному участником закупки предложению о качественных характеристиках объекта с описанием технологии оказания услуг, используемого оборудования, контроля качества оказания услуг, необходимых трудовых ресурсов.

Участник предоставляет следующие предложения:

- Предложение по технологии оказания услуг, которое должно включать в себя последовательность операций и процедур, которые связаны с применяемыми средствами,

оборудованием, инструментами, используемыми материалами в рамках действующей закупки.

Описание технологии оказания услуг должно содержать целесообразность предложений, а также описание последовательности оказания услуг, применяемых методов и способов оказания услуг.

- Предложение по трудовым ресурсам, задействованным при оказании услуг в рамках действующей закупки. Предложение должно содержать указание профессиональных задач сотрудников, требуемые профессиональные компетенции сотрудников, а также целесообразность выбора сотрудников с такими умениями и навыками.

- Предложение по контролю, принятию своевременных мер и недопущению оказания услуг ненадлежащим образом с обоснованием целесообразности совершаемых действий, в том числе в отношении:

- оказания услуг с нарушением графика уборки;

- отсутствия необходимого уборочного инвентаря;

- поломки, порчи имущества заказчика;

- находящегося на работе в состоянии алкогольного,

- наркотического или другого токсического опьянения;

- нарушения режима труда сотрудников заказчика;

- применения контрафактных моющих и химических средств;

- применения расходных материалов с истекшим сроком годности;

- попадания влаги в корпуса инженерного оборудования, розеток, выключателей

В рамках показателя «Качество услуг» под видами услуг понимаются следующие услуги:

1) Основательная уборка;

2) Поддерживающая уборка;

3) Генеральная уборка;

4) Мытье окон с внутренней стороны.

Порядок оценки

Количество баллов

Представлено исключительно согласие на выполнение работ/оказание услуг в соответствии с Техническим заданием

0 баллов

Предложение о качестве оказания услуг представлено в виде копии Технического задания

10 баллов

Предложение о качестве оказания услуг представлено в виде копии Технического задания, а также включает в себя Предложение по технологии оказания услуг

40 баллов

Предложение о качестве оказания услуг представлено в виде копии Технического задания, а также включает в себя Предложение по технологии оказания услуг и Предложение по трудовым ресурсам, задействованным при оказании услуг в рамках действующей закупки.

70 баллов

Предложение о качестве оказания услуг представлено в виде копии Технического задания, а также включает в себя Предложение по технологии оказания услуг, Предложение по трудовым ресурсам, задействованным при оказании услуг в рамках действующей закупки и Предложение по контролю, принятию своевременных мер и недопущению оказания услуг ненадлежащим образом

100 баллов

Максимальная величина показателя

100 баллов

Рейтинг заявок по критерию «Качество работ» определяется по формуле:

С1*КЗ,

где С1 – количество баллов, присуждаемых по критерию оценки;

КЗ – коэффициент значимости критерия оценки «Качество работ».

По мнению Заявителя, комиссией Заказчика должно было быть присвоено 100 баллов по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», поскольку им было представлено в составе заявки предложение в полном объеме, а именно: «Предложение по технологии оказания услуг, которое должно включать в себя последовательность операций и процедур, которые связаны с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами в рамках действующей закупки. Описание технологии оказания услуг должно содержать целесообразность предложений, а также описание последовательности оказания услуг, применяемых методов и способов оказания услуг. Предложение по трудовым ресурсам, задействованным при оказании услуг в рамках действующей закупки. Предложение должно содержать указание профессиональных задач сотрудников, требуемые профессиональные компетенции сотрудников, а также целесообразность выбора сотрудников с такими умениями и навыками. Предложение по контролю, принятию своевременных мер и недопущению оказания услуг ненадлежащим образом с обоснованием целесообразности совершаемых действий».

Вместе с тем Комиссией установлено, что Заявителем сформировано предложение по трудовым ресурсам, задействованным при оказании услуг в рамках действующей закупки следующим образом: «При выполнении работ Исполнитель несет ответственность за безопасность своих сотрудников и сохранность имущества Заказчика, за надежность, исправность, правильность и правомерность использования инвентаря и оборудования при оказании услуг. Исполнитель привлекает для оказания услуг по настоящему договору только специально обученный и квалифицированный обслуживающий персонал, при эксплуатации Исполнителем электрооборудования обеспечивает соблюдение мер по электробезопасности. Все работники перед началом проведения работ проходят вводный инструктаж у представителя Заказчика, ответственного за охрану труда и технику безопасности. Ответственный за работу персонала исполнителя - главный инженер, назначенный на объект исполнителем контракта».

Таким образом, техническое предложение Заявителя по трудовым ресурсам не содержит указание:

1) профессиональных задач сотрудников;

2) требуемые профессиональные компетенции сотрудников;

3) не представлена (описана) целесообразность выбора сотрудников с такими умениями и навыками.

В свою очередь, 100 баллов присваивается, если участник предоставляет предложения по всем показателям, в соответствии с разделом 7 Закупочной документации.

Таким образом, Комиссия, исследовав и проанализировав заявку Заявителя, приходит к выводу, что по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» Заявителю правомерно присвоено 40 баллов.

В настоящем случае, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках при оценке заявки Заявителя.

Кроме того, Заявитель с запросом о разъяснении положений Закупочной документации в части порядка оценки заявок к Заказчику не обращался.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) со всеми условиями документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по начислению соответствующих баллов, в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...> (ИНН: 682701207357; ОГРНИП: 319682000033102) на действия Мосгосэкспертизы (ИНН: 7710709394; ОГРН: 1087746295845) при проведении Закупи необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 20.02.2024 № НП/6605/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны