Решение б/н б/а от 25 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-7353/2021 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
20.05.2021 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителей ООО «Шабадин», АО «Мосводоканал»;
рассмотрев жалобу ООО «Шабадин» (далее — Заявитель, Общество) на действия АО «Мосводоканал» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Подключение к централизованной системе водоотведения объекта: Жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории по адресу: г. Москва, внутригородское муниципальное образование Капотня, 1-й кв-л Капотня, влд. 8 (Капотня, 1-й квартал, рядом с д. 8)" (реестровый № 32110146980) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Заявителем оспаривается оценка его заявки по нестоимостным критериям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 11 843 208,00 руб. опубликовано в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) 31.03.2021.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 20.04.2021 заявке Общества присвоены следующие баллы:
|
Кол-во баллов |
ИТОГО |
Предложение о цене договора |
50,00 |
64,83 |
Предложение о квалификации участника |
14,83 |
|
Наличие опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ, поставки товаров |
0,00 |
|
Наличие квалифицированных трудовых ресурсов предлагаемых для выполнения работ |
20,00 |
|
Наличие материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения работ |
9,65 |
|
Деловая репутация (наличие положительных отзывов о выполнении аналогичных работ) |
0,00 |
Заявитель не согласился с оценкой по нестоимостным критериям о наличии опыта, материально-технических ресурсов и деловой репутации.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Соответствующий порядок установлен Заказчиком в Приложении 1 к Информационной карте, в том числе по оспариваемым критериям:
-
Показатель "Наличие опыта выполнения аналогичных работ"
Коэффициент значимости показателя (КЗ) = 0,3 (30 баллов)
Содержание: Оценивается предложение участника об объемах (оценивается суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях) исполненных участником контрактов (договоров) за последние 3 года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника закупки.
Под работами сопоставимого характера понимается, строительно-монтажные работы по прокладке трубопроводов, установке запорно-регулирующей арматуры для подключения к централизованной системе водоотведения.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов выполненных работ).
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
В случае, если договоры (контракты), заключены в электронной форме, опыт подтверждается размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru «Информацией о заключенном контракте (его изменении)» и «Информацией об исполнении (о расторжении) договора» при условии предоставления в составе заявки «Сводных сведений о наличии опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема», содержащие данные о номере договора, дате заключения, предмете, сумме договора, дате исполнения договора.
Рекомендуемая форма «Сводных сведений о наличии опыта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера» приведена в Разделе 1.3."Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки (ФОРМА 5.1).
Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Порядок оценки: Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена:
- участнику закупки, который не имеет опыта сопоставимого характера и объема;
- участнику закупки, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие сведения о наличии опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за указанный в показателе период.
-
Показатель "Деловая репутация участника закупки"
Коэффициент значимости показателя (КЗ) = 30 баллов
Содержание: Оценивается предложение участника о количестве благодарностей, положительных отзывов у участника закупки, связанных с исполнением договоров, подобных предмету конкурса за последние 3 года, при этом в отношении одного и того же контракта к учету принимается не более 1 (одного) отзыва (благодарности). Оценка по показателю производится только исходя из копий документов, которые представлены в составе заявки участника.
Аналогичными (подобными) предмету закупки будут считаться строительно-монтажные работы по прокладке трубопроводов, установке запорно-регулирующей арматуры для подключения к централизованной системе водоотведения.
Порядок оценки: Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
Максимальное значение по предложению присваивается участнику, представившему в составе заявки сведения о максимальном количестве положительных отзывов.
Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена:
- участнику конкурса, который не имеет положительные отзывы (в том числе благодарности, грамоты, благодарственные письма);
- участнику конкурса, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие наличие положительных отзывов (в том числе благодарностей, грамот, благодарственных писем) за указанный в показателе период.
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
В случае наличия у АО «Мосводоканал» в отношении участника закупки обоснованных претензий, текущих судебных споров, связанных с некачественным выполнением работ, нарушением сроков выполнения работ, поставки товаров и/или судебных решений, которые подтверждают некачественное выполнение работ, нарушение сроков выполнения работ, поставки товаров, то такому участнику закупки присваивается 0 баллов по данному показателю.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что с целью оценки по опыту Заявителем в составе заявки представлено 5 договоров.
При этом договоры от 24.10.2019 и 11.06.2019 не соответствовали порядку оценки, поскольку заключены не в рамках Закона о закупках или Закона о контрактной системе. Оставшиеся три договора не были приняты к оценке в связи с тем, что предмет таких договор не является аналогичным предмету проводимой закупки согласно установленного порядка.
Относительно благодарственных писем/отзывов, представленных для оценки по критерию деловой репутации Заказчик пояснил, что в составе заявки представлен 1 отзыв, который также не соответствовал предмету Закупки.
На заседании Комиссии Заявитель указал, что из актов выполнения работ по представленным договорам, заключенным в рамках Закона о закупках, можно сделать выводы о выполнении Обществом аналогичных предмету Закупки работ, в связи с чем договоры в указанной части должны были быть учтены Заказчиком при оценке.
Комиссия оценивает доводы Заявителя критически в связи с тем, что у Заказчика нет обязанности по проведению анализа всего содержания акта выполненных работ на предмет выявление возможного наличия аналогичных работ с целью получения участником баллов.
При этом участник, зная о том, что представляемый им договор только частично соответствует установленному порядку оценки, действуя разумно и добросовестно, не лишен возможности донесения до Заказчика спорной информации путем ее представления в заявке в свободной форме. Вместе с тем Заявитель в составе своей заявки указанную информацию не представил.
Дополнительно Комиссия отмечает, что Заявителем не представлено доказательств, что отдельные работы, которые, по мнению Заявителя, соответствовали установленному порядку, были выполнены для подключения к централизованной системе водоотведения, что не отвечает установленному порядку оценки заявок.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При таких обстоятельствах, жалоба в указанной части признается необоснованной.
Также Заявителем обжалуется оценка по материально-техническим ресурсам.
Заказчиком установлен следующий порядок оценки по спорному критерию:
Показатель "Наличие материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения работ"
Коэффициент значимости показателя (КЗ) = 0,2
Содержание: Оценивается предложение участника закупки по обеспеченности материальными ресурсами (количество помещений, специальных средств, используемых при выполнении работ).
Порядок оценки: Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется по следующей формуле:
HЦБ =НЦБ1+ НЦБ2
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi=КЗi x Ki/Кmax,
где:
КЗi - коэффициент значимости показателя.
Кi - количество баллов по предложению участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки,
НЦБ1 – количество баллов по показателю "Количество автотранспорта и специальной техники";
НЦБ2 - количество баллов по показателю "Количество специального оборудования и механизмов";
В случае наличия предоставляются сведения о количестве материально-технических ресур-сов, оборудования у участника закупки, применяемых для выполнения работ по предмету конкурса.
Сведения о наличии основных средств подтверждаются инвентарными картами ОС-6, или копиями договоров лизинга, аренды, проката.
Сведения о наличии транспортных средств подтверждаются копиями паспортов технических средств и/или копиями договоров лизинга, аренды, проката.
Сведения о наличии малоценных основных средств подтверждаются декларацией у участника закупки.
Материальные ресурсы |
Минимально необходимое количество, ед./компл. /шт. |
Коэффициент значимости показателя (Kзi) |
Подтверждающие документы |
Количество автотранспорта и специальной техники: |
Копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи таких машин и оборудования участнику конкурса, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия машин и оборудования у участника закупки на ином законном основании, сведения о наличии малоценных основных средств подтверждаются декларацией Участника закупки. |
||
Экскаватор, емк. ковша 0,5 м3 |
1 |
0,02 |
|
Кран на автомобильном ходу, г/п 16 т |
1 |
0,02 |
|
Тягач полуприцеп |
1 |
0,02 |
|
Автомобили бортовые, г/п до 8 т |
2 |
0,02 |
|
Автомобили-самосвалы, г/п до 20 т |
2 |
0,02 |
|
Каток |
1 |
0,01 |
|
Количество специального оборудования и механизмов: |
|||
Виброплита с двигателем внутреннего сгорания |
1 |
0,01 |
|
Буровая установка на колесном ходу |
1 |
0,01 |
|
Компрессор передвижной |
1 |
0,01 |
|
Пункт мойки колес |
1 |
0,01 |
|
Сварочный выпрямитель |
1 |
0,01 |
|
Сварочный агрегат для сварки ПЭ |
1 |
0,01 |
|
Пневматический вибратор |
1 |
0,01 |
|
Вибратор глубинный для уплотнения бетона |
1 |
0,005 |
|
Трамбовки пневматические |
2 |
0,005 |
|
Лебедка |
1 |
0,005 |
|
Сварочный аппарат |
2 |
0,005 |
|
Итого |
0,20 |
Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена:
- участнику конкурса, который не имеет материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения работ, указанных в показателе;
- участнику конкурса, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие предоставленные сведения о наличии материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения работ, указанных в показателе.
Как указал Заявитель, в составе заявки были представлены документы на материально-технические ресурсы в большем количестве, чем было оценено Заказчиком.
В свою очередь, Заказчик пояснил, что при оценки руководствовался теми цифрами, которые Заявитель указал в Форме 5.
Комиссия оценивает действия Заказчика критически в связи с тем, что согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Таким образом, оценке подлежат все представленные в составе заявки документы, что в настоящем случае не было сделано Заказчиком.
Доказательств обратного Заказчиком не представлено, а Комиссией не установлено.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком установленного порядка оценки, что не отвечает части 6 статьи 3 Закона о закупках, а также принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Сведений о заключении договора на заседании Комиссии не представлено, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствуют препятствия к выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Шабадин» (ИНН: 7706647434, ОГРН: 1077746305515) на действия АО «Мосводоканал» (ИНН: 7701984274; ОГРН: 1127747298250) при проведении Закупки частично обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушений части 6, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.