Решение б/н - от 9 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-13634/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

05.11.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

рассмотрев жалобы <...> (далее - Заявитель) на действия ООО «Триксель-Н» (далее - Организатор торгов; Общество) и ООО «ТендерСтандарт» (далее - ЭТП) при проведении торгов посредством открытого аукциона по реализации имущества должников (извещения № 041019/25386694/09, лоты № 8, 9, далее - Торги) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Организатора торгов и ЭТП при проведении Торгов.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов и ЭТП выразилось в фактическом ограничении доступа к участию
в Торгах, поскольку доступ к регистрации на ЭТП существенно затруднен из-за поэтапной авторизации на площадке. Например, Заявитель подал заявку для регистрации на площадке 16.10.2019, но до окончания подачи заявок (до 20 ч 00 мин 25.10.2019) зарегистрироваться и поучаствовать в Торгах не успел. Кроме того, Заявитель также указывает на разночтения информации о размере задатка на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru и электронной торговой площадки.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Таким образом, проведение спорных Торгов является обязательным в силу Закона об исполнительном производстве, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов и ЭТП проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги.

Представитель Организатора торгов против удовлетворения жалоб возражал, представил испрашиваемые документы по спорным Торгам.

ЭТП направила письменные возражения, представленные на заседание Комиссии представителем Организатора торгов.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приняла решение о признании жалоб обоснованными на основании следующего.

Извещение о проведении Торгов размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru 05.10.2019. Прием заявок происходит на сайте электронной площадки http://arest.tenderstandart.ru.

Из жалоб следует, что Заявитель, желая принять участие в Торгах и узнав о них 16.10.2019, при регистрации и авторизации на площадке столкнулся с тем, что для возможности принять участие в Торгах необходимо пройти трехэтапную авторизацию в течение как минимум девяти рабочих дней, которую он не смог завершить за период с 16.10.2019 по 25.10.2019.

Согласно жалобе, Заявитель обнаружил информацию о Торгах 16.10.2019 и в этот же день подал заявку для регистрации на электронной площадке, чтобы принять участие в оспариваемых Торгах.

21.10.2019 Заявитель успешно прошел 1 этап регистрации и подал заявку на присоединение к регламенту от 21.10.2019 (второй этап).

24.10.2019 завершен второй этап регистрации, и Заявитель подал заявку на совершение юридически значимых действий (третий этап). При этом Заявитель отмечает, что используемая площадка не позволяет одновременно подать все документы для прохождения различных этапов.

25.10.2019 оператор электронной площадки не рассмотрел заявку Заявителя, в связи с чем до окончания подачи заявок Заявитель не смог принять участие в Торгах, поскольку не был окончательно зарегистрирован на площадке.

По мнению Заявителя, данное обстоятельство приводит к снижению количества участников Торгов и создает искусственные ограничения для участия в них, что противоречит самим принципам доступности торгов по продаже арестованного имущества.

Согласно письменным возражениям Организатора торгов и ЭТП, данный срок является максимальным и никак не ограничивает возможность участия в Торгах, поскольку для регистрации участники либо соглашаются на такой порядок авторизации на площадке, либо вовсе не участвуют в Торгах.

В обоснование своей защиты Организатор торгов и ЭТП ссылаются на то, что в их действиях отсутствуют нарушения действующего законодательства. При этом Общество и ЭТП также указывают на отсутствие в действующем законодательстве запретов на привлечение для реализации имущества должников электронных торгов площадок, взимающих плату за дополнительную криптографическую защиту, а также на свою разумность и добросовестность.

Комиссия отмечает, что указанные Торги являются публичными торгами, целью проведения которых является реализация имущества с наибольшей ценой. Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес
к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований взыскателя.

Действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав
и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, Организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.

Отсечение же претендентов на стадии определения участников торгов, на стадии подачи заявок за счет длительной регистрации и авторизации площадке, с помощью которой возможно подать заявку на участие в Торгах, не соответствует целям реализации имущества должника.

Действия Организатора торгов, в данном случае повлекли за собой необоснованное ограничение конкуренции, ввиду того, что выбор площадки, требующей регистрации в течение 9 рабочих дней привел к ограничению количества участников торгов.

Приведенные Организатором торгов доводы о наличии у него безграничного права на выбор ЭТП Комиссией отклоняются, поскольку любое право окончанивается там, где начинается злоупотребление правом и ущемление прав иных участников публичных правоотношений.

Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Кроме того, ст. 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию действия при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений.

В целях обеспечения максимального количества участников на Организатора торгов возложена обязанность обеспечить равный доступ всех лиц к участию в Торгах.

Кроме того, Организатор торгов обязан использовать информационные системы, обеспечивающие свободный доступ к информации о проведении торгов, правилах работы с использованием такой системы, возможность представления заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов.

Таким образом, Организатор торгов несет ответственность за действия выбранной им электронной площадки в части обеспечения доступа всех заинтересованных лиц к участию в Торгах.

При этом Комиссия отмечает, что действительно, законодательство о публичных торгах не устанавливает каких-либо требований к электронным торговым площадкам, в том числе связанных с регулированием вопросов длительности регистрации и авторизации на площадке.

Пунктом 2.4 Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 05.04.2013№ 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее — Приказ) установлено, что в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления заявления на регистрацию оператор электронной площадки обязан его рассмотреть и принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации лица на электронной площадке.

Комиссия полагает возможным применить аналогию права к рассматриваемым правоотношениям. Предъявление к потенциальному участнику Торгов требований о многоэтапной и длительной регистрации и авторизации на площадке не только напрямую противоречит требованиям публичного порядка Российской Федерации, определенного законодательством, регулирующим проведение публичных торгов, не соответствует балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и противоречит законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (п. 5 ст. 10 ГК РФ), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Законодательством о проведении публичных торгов фактически не предусматривается каких-либо избыточных ограничений для участия в торгах, а имеющиеся ограничения направлены исключительно на предотвращение злоупотреблений в данной сфере, на недопущение конфликта интересов и т.д.

Таким образом, любое препятствие к участию в торгах по правилам регулирующих их порядок законодательных актов должно отвечать каким-либо целям.

Между тем в настоящем случае требование о такой долгой и многоэтапной процедуре регистрации и авторизации на ЭТП следует признать необоснованным, поскольку оно не отвечает требованиям проведения торгов, сужает круг их потенциальных участников, что, в свою очередь, не отвечает публичному порядку проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

При этом какого-либо обоснования выбора подобного рода оператора электронной торговой площадки Организатором торгов не приводится, кроме как отсутствия прямых на то запретов.

Вместе с тем, как указывалось ранее, отсутствие прямого запрета на совершение тех или иных действий (допущения определенного бездействия) не является достаточным основанием для их совершения или допущения, если такие действия (бездействие) приводят к искажению целей, установленных законодателем, ограничению конкуренции и может привести к различным негативным последствиям, даже к гипотетической возможности наступления таких последствий.

Приведенные Организатором торгов доводы об обратном расцениваются Комиссией критически, как злоупотребление правом с единственной целью — максимально ограничить возможность доступа к таким Торгам.

В этой связи Комиссия признает жалобы в указанной части обоснованными в связи с нарушением Организатором торгов и ЭТП публичного порядка Российской Федерации, определенного законодательством, регулирующим проведение публичных торгов.

Кроме того, в рамках второго довода Комиссия также признает жалобы обоснованными, так как представитель Организатора торгов на Комиссии согласился с технической ошибкой, устраненной им впоследствии самостоятельно. Вместе с тем в отношении указанного довода Комиссия предписание не выдает, поскольку оно самостоятельно устранено Организатором торгов.

С учетом изложенного и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобы Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованными.

    2. Признать действия Организатора торгов нарушающими публичный порядок Российской Федерации, определенный законодательством, регулирующим проведение публичных торгов.

    3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

       

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия (изготовления в полном объеме).

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-13634/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

05.11.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05.11.2019 по делу № 077/07/00-13634/2019,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Триксель-Н» (далее - Организатор торгов) и ООО «ТендерСтандарт» (далее — ЭТП) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов посредством открытого аукциона по реализации имущества должников (извещения № 041019/25386694/09, лоты № 8, 9, далее - Торги):

    1. Организатору торгов отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Торгов.

    2. Организатору торгов вернуть участникам Торгов ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Торгах.

    3. Организатору торгов и ЭТП внести изменения в документацию и регламент ЭТП в части обеспечения доступа к регистрации на площадке в срок, не превышающий трех рабочих дней с учетом решения Московского УФАС России от 05.11.2019 по делу № 077/07/00-13634/2019.

    4. Организатору торгов продлить срок приема заявок на участие в Торгах таким образом, чтобы он составлял не менее 15 (Пятнадцати) рабочих дней с момента внесения ЭТП изменений в регламент.

    5. Организатору торгов назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Торгов.

    6. Организатору торгов разместить информацию о вышеуказанных изменениях в источниках, предусмотренных для размещения информации о торгах законодательством Российской Федерации.

    7. Организатору торгов и ЭТП исполнить настоящее предписание в срок до 17.01.2020.

    8. Организатору торгов о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 21.01.2020 включительно с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны