Решение №35665/23 б/а от 22 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10691/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
17.08.2023                                                                                                             г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя «…..»,

в отсутствие представителя «…..», извещенного надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 09.08.2023 № ЕИ/33762/23,

рассмотрев жалобу «…..» (далее — Заявитель) на действия «…..» Москвы (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на приобретение моноблоков (реестровый № 32312614435, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу в назначенное время, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы:

1. В протоколе подведения итогов не указаны основания отклонения заявки на участие в закупке с указанием положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

2. Заявитель выражает несогласие с отклонением своей заявки на участие в Закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного учреждения города Москвы Информационно-технологический центр Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденным наблюдательным советом Государственного автономного учреждения города Москвы от 05.08.2022 (далее – Положение о закупке).

Комиссией установлено, что на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru) (далее также — ЕИС) и на официальном сайте электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» (адрес в сети «Интернет» - https://www.roseltorg.ru/) 25.07.2023 было опубликовано извещение о проведении Закупки с реестровым № 32312614435.

Дата начала подачи заявок — 25.07.2023 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок — 01.08.2023 14:00 (МСК).

Начальная (максимальная) цена договора составляет 2 774 083,25 рублей.

1. Рассмотрев довод жалобы, согласно которому Заявитель указывает, что в протоколе подведения итогов не указано основание отклонения заявки, предусмотренное закупочной документацией, Комиссия отмечает следующее.

В силу подпункта б) пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее также - итоговый протокол), должен содержать сведения о результатах рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.

Комиссия отмечает, что протоколом подведения итогов от 03.08.2023 № 32312614435 заявка Заявителя (заявка № 3 ) была отклонена от дальнейшего участия в процедуре по следующему основанию: «Возможность проведения технической экспертизы отсутствует, участник не предоставил технические характеристики предлагаемой модели.».

При этом в итоговом протоколе отсутствуют ссылки на основания отклонения заявки Заявителя на участие в Закупке с указанием соответствующих положений документации о Закупке, которым не соответствует данная заявка, что противоречит требованиям подпункта «б» пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

С учетом вышеизложенного Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в указанной части.

2. Рассмотрев довод жалобы в части несогласия с отклонением заявки на участие в Закупке, Комиссией установлено следующее.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Как было указано Комиссией ранее, протоколом подведения итогов от 03.08.2023 № 32312614435 заявка Заявителя (заявка № 3) была отклонена от дальнейшего участия в процедуре по следующему основанию: «Возможность проведения технической экспертизы отсутствует, участник не предоставил технические характеристики предлагаемой модели.».

Согласно разделу 1 документации о закупке, предметом закупки является поставка моноблоков.

Функциональные характеристики: в соответствии с функциональными характеристикам производителя.

Технические характеристики: в соответствии с техническим заданием.

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявок на участие в запросе котировок в электронной форме установлены в разделе 5 документации о закупке. Так, согласно абзацу 1 раздела 5 документации о закупке, заявка на участие в запросе котировок в электронной форме оформляется в соответствии с Приложением 1 к Извещению «Форма заявки», включая опись входящих в нее документов.

В соответствии с абзацем 5 раздела 7 документации о закупке, участник не допускается к участию в процедуре закупки в случаях:

- несоответствия участника процедуры закупки товаров, работ, услуг обязательным требованиям к участникам закупок, установленным разделом 4 настоящего извещения;

- отсутствия в составе заявки предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) в случае, если предоставление таких предложений является обязательным в соответствии с извещением/документацией о закупке, либо согласия участника процедуры закупки на исполнение договора на условиях, указанных в извещении и/или документации о закупке, отсутствия в составе заявки участника процедуры закупки предложения о цене договора;

- отсутствия в заявке необходимых документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике или товарах, работах, услугах, на выполнение которых размещается заказ;

- наличия в реестрах недобросовестных поставщиков сведений об участнике;

- превышения начальной (максимальной) цены договора;

- участником подано две и более заявки;

- участником не перечислена сумма требуемого обеспечения заявки, либо перечисленная сумма обеспечения меньше указанной в извещении о закупке (только в случае установления требования к участникам о внесении ими обеспечения заявки);

- несоответствия заявки на участие в запросе котировок в электронной форме требованиям извещения запроса котировок в электронной форме, в том числе если:

а) заявка не соответствует требованиям извещения запроса котировок в электронной форме и (или) не имеет в содержании обязательной информации согласно требованиям извещения запроса котировок в электронной форме;

б) документы не подписаны должным образом.

Приложением 2 к Техническому заданию Заказчиком установлен следующий перечень поставляемого товара (спецификация):

Наименование товара (в соответствии с Приложением 1 «Перечень объектов закупки» к Техническому заданию)

Характеристики товара (в соответствии с Приложением 1 «Перечень объектов закупки» к Техническому заданию)

Компьютер персональный настольный (моноблок)

Беспроводная связь: Bluetooth; WiFi.

Возможность механической блокировки видеопотока камеры: Да. Возможность поворота экрана в портретный режим: Да.

Интерфейс накопителя SSD: PCIe.

Количество встроенных в корпус портов USB 2.0: >= 4 шт.

Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0): >= 4 шт.

Количество встроенных в корпус портов USB Type-C: >= 2 шт. Количество накопителей типа SSD, установленных внутри корпуса: >= 1 шт.

Количество потоков процессора: >= 12 шт. Количество ядер процессора: >= 6 шт.

Максимальная регулировка экрана по высоте: >= 130 мм.

Максимальный объем оперативной памяти: >= 64 Гбайт.

Наличие в корпусе порта Gigabit Ethernet 8P8C (RJ-45): Да.

Наличие в корпусе разъемов подключения для наушников и микрофона: Да.

Наличие встроенного картридера: Да.

Наличие встроенного микрофона: Да.

Наличие выходных видео разъемов: VGA; HDMI.

Наличие клавиатуры с раскладкой QWERTY/ЙЦУКЕН в комплекте: Да. Наличие манипулятора мышь в комплекте: Да.

Объем кэш памяти третьего уровня процессора (L3): >= 12 Мбайт.

Объем накопителя SSD: >= 240 Гбайт.

Объем установленной оперативной памяти: >= 8 Гбайт.

Размер диагонали: >= 23 дюйм.

Разрешение вэб-камеры, Мпиксель: >= 2.

Разрешение экрана: 1920 x 1080.

Тактовая частота оперативной памяти: >= 3200 МГц.

Тип видеокарты: Интегрированная.

Тип матрицы: IPS. Тип оперативной памяти: DDR4.

Частота процессора базовая: >= 2.9 ГГц

Комиссия, изучив заявку Заявителя, установила, что Заявителем предложен к поставке моноблок серии CHIPIX модель Office 133878 со следующими характеристиками товара:

Наименование

Требования к поставляемым товарам, работам, услугам

Моноблок серия CHIPIX модель Office 133878 (страна происхождения Российская Федерация)

Беспроводная связь: Bluetooth, Wi-Fi.

Возможность механической блокировки видеопотока камеры: Да.

Возможность поворота экрана в портретный режим: Да.

Интерфейс накопителя SSD: PCIe. Количество встроенных в корпус портов USB 2.0: 4 шт.

Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0): 4 шт.

Количество встроенных в корпус портов USB Type-C: 2 шт.

Количество накопителей типа SSD, установленных внутри корпуса: 1 шт.

Количество потоков процессора: 12 шт.

Количество ядер процессора: 6 шт.

Максимальная регулировка экрана по высоте: 130 мм.

Максимальный объем оперативной памяти: 64 Гбайт.

Наличие в корпусе порта Gigabit Ethernet 8P8C (RJ-45): Да. Наличие в корпусе разъемов подключения для наушников и микрофона: Да.

Наличие встроенного картридера: Да.

Наличие встроенного микрофона: Да.

Наличие выходных видео разъемов: VGA, HDMI.

Наличие клавиатуры с раскладкой QWERTY/ЙЦУКЕН в комплекте: Да.

Наличие манипулятора мышь в комплекте: Да.

Объем кэш памяти третьего уровня процессора (L3): 12 Мбайт.

Объем накопителя SSD: 240 Гбайт.

Объем установленной оперативной памяти: 8 Гбайт.

Размер диагонали: 23 дюйм. Разрешение вэб-камеры, Мпиксель:2.

Разрешение экрана: 1920 x 1080.

Тактовая частота оперативной памяти: 3200 МГц.

Тип видеокарты: Интегрированная. Тип матрицы: IPS.

Тип оперативной памяти: DDR4.

Частота процессора базовая: 2.9 ГГц

Гарантийный срок 12 месяцев

На заседании Комиссии представитель Заказчика сослался на то, что заявка Заявителя от дальнейшего участия в процедуре была отклонена правомерно, поскольку в ходе рассмотрения заявки, Заказчику не удалось проверить характеристики, представленные Заявителем на соответствие техническому заданию ввиду отсутствия информации о заявленной модели моноблока в открытом доступе на сайте производителя.

Как указывает в своих возражениях Заказчик, им дополнительно был направлен в адрес Заявителя запрос от 02.08.2023 б/н о предоставлении им подтверждающей информации заявленных технических характеристик предложенного товара, для подтверждения соответствия заявленных моноблоков техническому заданию, одновременно с этим Заказчиком был направлен в адрес производителя запрос от 02.08.2023 б/н с просьбой подтвердить наличие модели моноблока (серии CHIPIX модель Office 133878) с представленными Заявителем характеристиками.

На дату рассмотрения заявок закупочной комиссии Заказчика, Заявителем не были представлены подтверждения соответствия заявленных моноблоков техническому заданию, также отсутствовал ответ от производителя о подтверждении наличия модели с указанными характеристиками. Таким образом, Заказчик отметил, что у него отсутствовала возможность проведения технической экспертизы характеристик представленной модели, в связи с чем заявка Заявителя была отклонена.

Комиссия обращает внимание, что из заявки Заявителя и пояснений Заказчика на заседании Комиссии следует, что характеристики предложенного Заявителем товара представлены в строгом соответствии с техническим заданием, а основанием отклонения заявки послужил факт отсутствия предложенной Заявителем модели на сайте производителя.

В свою очередь, Комиссия Управления оценивает доводы Заказчика критически в связи с тем, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений.

Следует также отметить, что запрос направленный Заказчиком производителю датирован от 02.08.2023 № б/а, то есть в дату подведения итогов Закупки, протокол подведения итогов составлен 03.08.2023.

Комиссия обращает внимание, что при рассмотрении заявки Заказчик руководствовался информацией из открытых источников, поскольку ответ от производителя моноблока серии CHIPIX модели Office 133878 до подведения итогов Заказчик не получил.

Комиссия отмечает, что сведения из открытых источников не могут являться существенными доказательствами, поскольку данные сведения подлежат изменению.

Информация из открытых источников подвержена изменению и не является офертой по смыслу статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем закупочная комиссия Заказчика не может оперировать данными из такого источника, отклоняя заявку Заявителя.

Характеристики товара, указанные на официальных сайтах на момент рассмотрения заявки могут быть уже не актуальны и изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей вследствие изменившейся потребности рынка в отношении данного товара либо производственной необходимости.

В свою очередь, в рассматриваемом случае для принятия решения о несоответствии заявки Заявителя требованиям технического задания Заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

При этом, как было установлено Комиссией Управления, Заказчику ответ от производителя на момент рассмотрения заявок не поступил, в своих выводах Заказчик руководствуется исключительно информацией из открытых источников.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения несоответствующие действительности.

В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что для принятия решения о наличии в той или иной заявке недостоверных сведений или несоответствующих действительности сведений Заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

При этом Комиссией установлено, что выводы Заказчика основаны лишь на субъективной оценке, без надлежащих доказательств, подтверждающих несоответствие предложенного Заявителем товара (писем производителей, либо дистрибьюторов или иных документов) требованиям документации.

Как было указано Комиссией ранее, характеристики предложенного Заявителем товара представлены в строгом соответствии с техническим заданием.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае предложенный Заявителем в составе заявки моноблок серии CHIPIX модели Office 133878 не противоречит требованиям Закупочной документации, поскольку иных требований к модели, марке товара, наименованию производителя в Закупочной документации не установлено. Следовательно, участники Закупки были вправе представить в составе заявки товар с учетом установленных Заказчиком технических характеристик поставляемого товара.

Комиссия отмечает, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

В рассматриваемом случае, отклонение заявки Заявителя ввиду невозможности Заказчиком проведения технической экспертизы и отсутствия предложенной Заявителем модели на сайте производителя, неправомерно поскольку у Заказчика отсутствуют документальные подтверждения действительного несоответствия предлагаемого оборудование требованиям Закупочной документации.

Комиссия также обращает внимание на то, что из 4 поданных заявок участников 2 отклонены по аналогичным основаниям.

В свою очередь, Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

В свою очередь, Заказчиком не доказан факт предоставления Заявителем недостоверных сведений и сведений, которые не соответствуют требованиям документации в отношении предлагаемой к поставке продукции.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным частью 6 статьи 3, а также пунктом 2 части 1 статьи 3 закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в указанной части.

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания, поскольку сведения о заключении договора по результатам Закупки отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу «…..» (ИНН: «…..»; ОГРН: «…..») на действия «…..» (ИНН: «…..»; ОГРН: «…..») при проведении закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения части 6 и пункта 2 части 1 статьи 3, а также подпункта «б» пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны