Решение (комиссия) б/н б/а от 29 сентября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-12657/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.09.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ ПЕТЕРБУРГА» (далее — Заявитель) на действия АО «Гостиничный Комплекс «Славянка» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту с перепланировкой 30-ти номеров с зонами общественного пользования на 3,4,5 этажах в здании «Гостиница «Славянка» - филиал АО «Гостиничный комплекс «Славянка»
(реестровый № 32312691697, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.
Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.
Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.
Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению в Управление не поступало.
Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие Заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с отклонением своей заявки на участие в Закупке.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Извещение о проведении Закупки размещено на сайте Единой информационной системы в сфере закупок 21.08.2023.
Дата начала срока подачи заявок: 21.08.2023.
Дата окончания срока подачи заявок: 05.09.2023.
В соответствии с пунктом 6 Извещения начальная (максимальная) цена договора составляет 95 305 864 (Девяносто пять миллионов триста пять тысяч восемьсот шестьдесят четыре) рубля 60 копеек, в том числе НДС 20%.
Согласно протоколу заседания закупочного комитета по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту с перепланировкой 30-ти номеров с зонами общественного пользования на 3,4,5 этажах в здании «Гостиница «Славянка» - филиал АО «Гостиничный комплекс «Славянка» от 11.09.2023 № 32312691697/2023 заявку Заявителя отклонили на основании не соответствия пункту 6.3.1. конкурсной документации, а именно: отсутствует подтверждение опыта выполнения работ аналогичных предмету закупки (работы по текущему ремонту жилых и административных зданий и сооружений).
Заявитель с указанным отклонением не согласен ввиду того, что им в составе заявки было представлено 5 договоров на выполнение аналогичных предмету закупки работ, соответствующих требованиям Закупочной документации.
Пунктом 6.3.1. установлено, что для допуска участника к Закупочной процедуре устанавливается дополнительное требования в виде наличия опыта выполнения работ аналогичных предмету закупки (работы по текущему ремонту жилых и административных зданий и сооружений) в количестве не менее 5(пяти) договоров за период с 2019 по 2023 г., на сумму не менее 50 млн. рублей для каждого договора, должно быть подтверждено копиями контрактов/договоров, с приложением документов подтверждающих исполнение контрактов/договоров.
В качестве подтверждения наличия опыта участник представляет:
- сведения о наличии опыта выполнения работ по ремонту жилых, общественных иадминистративных помещений/зданий в соответствии с Формой №4 Квалификация участника закупки Приложения № 1 к заявке на участие в открытом конкурсе;
- копии контрактов/договоров, с приложением документов, подтверждающихналичие опыта работы;
- акты выполненных работ (по форме КС-2), КС-3, счет-фактуры;
- или иные документы, подтверждающие исполнение обязательств по договору.
В соответствии с пунктом 11.2. Закупочной документации закупочный комитет отказывает участнику закупки в допуске участия в процедуре закупки в случае непредставления документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено настоящей документацией.
Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлены следующие договоры на выполнения аналогичных предмету Закупки работ:
- Договор от 01.06.2021 № 312/18 на выполнение работ по строительству складовдля размещения баллонов с техническими газами на промышленной площадке № 2.
НМЦ договора составляет 196 934 998 10 рублей.
- Договор от 10.02.2021 № ДП/31 на выполнение работ по строительству лечебнооздоровительного центра в г. Сочи.
НМЦ договора составляет 391 313 364,35 рублей.
- Договор № 231 на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкциискладов по адресу: 620060, Свердловская область, Екатеринбург, пр-д Горнистов, 1, 1А, 1Б (склад 2).
НМЦ договора составляет 85 118 530,53 рублей.
- Договор от 23.11.2020 № 232 на выполнение строительно-монтажных работ пореконструкции складов по адресу 620060, Свердловская область, Екатеринбург, пр-д Горнистов, 1, (склад 15).
НМЦ договора составляет 111 576 770,10 рублей.
- Договор от 23.09.2021 № 233 на выполнение строительно-монтажных работ пореконструкции складов по адресу: 620060, Свердловская область, Екатеринбург, пр-д Горнистов, 1, 1А (склад 27).
НМЦ договора составляет 171 589 387,12 рублей.
Комиссией установлено, что договоры №№ 312/18, 231, 232, 233 не приняты Заказчиком ввиду несоответствия указанных договорах критериям аналогичности.
Согласно позиции Заказчика предмет договора на выполнение работ по строительству и монтажу складов не соответствуют критериям аналогичности предмету Закупки.
Заказчику необходимо выполнить капитальный ремонт номерного фонда и коридоров в условиях действующей (оказывающей непрерывно услуги) гостиницы.
Заказчик пояснил, что опыт, представленный Заявителем в части выполнения ремонтных работ, имеет отношение к ремонту и строительству складов, которые согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», отнесены к зданиям производственного или складского назначения (Ф5.2). Гостиницы не относятся к данной категории, они классифицируются как «здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей» (Ф1.2) и приравнены к жилым помещениям.
К административным зданиям относятся здания, предназначенные для использования в целях делового, административного и коммерческого назначения, для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса).
Требования к ремонту и строительству жилых, административных и производственных объектов имеют серьезные отличия, обусловленные особенностями технологических процессов, целями использования помещений, количеством людей, одновременно находящихся на объекте:
- класса пожарной безопасности, различные требования к пределам
огнестойкости к категории огнестойкости по назначению зданий,
- требования к функциональному зонированию помещений,
- требования к естественном освещению,
- требования к безопасным для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях (регламент технической безопасности),
- требования к отделке;
- требования к объектам с массовым пребыванием людей, включая детей.
Ремонт гостиниц подразумевает требования к выполнению улучшенных, высококачественных работ в соответствии с индивидуальным дизайн-проектом, в отличие от складских помещений, для которых не разрабатываются дизайн-проекты.
Учитывая перечисленные выше отличия требований, предъявляемых к ремонтным работам в зависимости от категории (класса) здания, Заказчик полагает, что опыт строительства складов, указанный Заявителем в заявке, не может быть принят в качестве подтверждения выполнения работ аналогичных предмету закупки (работы по текущему ремонту жилых и административных зданий и сооружений).
Комиссия оценивает позицию Заказчика критически ввиду следующего.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Из буквального толкования пункта 6.3.1. Закупочной документации следует, что под аналогичными предмету закупки работами понимаются работы по текущему ремонту жилых и административных зданий и сооружений. Иных характеристик аналогичности в документации не приведено.
Из положений пункта 6.3.1. Закупочной документации не следует, что под аналогичными видами работ понимаются работы по текущему ремонту жилых помещений, а также помещений административного и коммерческого назначения.
Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение — это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, сооружения могут использоваться для хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 33 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» склад — это специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.
Из совокупности вышеуказанных норм Комиссия приходит к выводу, что склад является сооружением.
В свою очередь, пунктом 6.3.1. Закупочной документации установлено, что под аналогичными предмету закупки работами могут выступать, в том числе, работы по текущему ремонту сооружений.
Таким образом, представленные Заявителем договоры на выполнение работ по строительству и монтажу складских помещений соответствуют критериям аналогичности, указанных в пункте 6.3.1. Закупочной документации.
Учитывая изложенное, отклонение заявки Заявителя по указанным в протоколе основаниям не отвечает требованиям пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ ПЕТЕРБУРГА» (ИНН: 7814123727, ОГРН: 1037832008191) на действия АО «Гостиничный Комплекс «Славянка» (ИНН: 7702706914, ОГРН: 1097746240987) при проведении Закупки обоснованной.
- Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
- Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранениивыявленного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех
месяцев со дня его принятия