Решение б/н ООО «ПКБ «Волгостромпроект» на действия КП г. Мосвы «Управле... от 20 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-550/77-19 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.03.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителей:
от ООО «ПКБ «Волгостромпроект»: <...>
от КП г. Мосвы «Управление Гражданского строительства»: <...>
рассмотрев жалобы ООО «ПКБ «Волгостромпроект» (далее также — Заявитель) на действия КП г. Мосвы «Управление Гражданского строительства» (далее также — Заказчик), при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение функций генерального проектировщика (реестровые № 31807393472, 31807392384) (далее — Конкурсы),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурсов.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении его заявок от участия в закупочных процедурах.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Закупки, размещено в ЕИС — 19.12.2018.
29.12.2018 на Официальном сайте опубликовано извещение о проведении конкурса с реестровым № 31807393472 с начальной (максимальной) ценой договора в размере 16 651 879,00 руб., с с реестровым № 31807392384 - 23 678 345,00 руб.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 22.02.2019 № 31807393472-03 следует, что заявка Общества отклонена от участия в процедуре на основании представления в составе заявки недостоверных сведений, а именно документов, подтверждающих квалификацию участника закупки.
Аналогичное основание отклонения заявки Заявителя отображено Заказчиком в протоколе рассмотрения заявок от 22.02.2019 № 31807392384-03 при проведении закупочной процедуры с реестровым № 31807392384.
Учитывая аналогичные основания отклонения заявки при процедурах, доводы жалоб будут рассмотрены на примере конкурса с реестровым № 31807393472 (далее - Конкурс).
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно подпункту 7.13.7 пункта 7.13 Информационной карты заявка на участие в Конкурсе должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника процедуры закупки в соответствии с формами, приведенными в разделе 8 «Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки», в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.
В соответствии с приложением 3.1 (форма 5 Предложение о квалификации участника закупки) трудовые ресурсы могут быть подтверждены копиями трудовых книжек и/или трудовых договоров и копиями дипломов о высшем образовании специалистов. При отсутствии документов, подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов, по данному показателю будет присвоено 0 баллов.
Согласно части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемых в ходе осуществления конкурентной закупки должен содержать в своем составе в том числе основания отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
Комиссия отмечает, что в протоколах отсутствует обоснование принятого комиссией Заказчика решения о несоответствии заявок участников требованиям Конкурсной документации с указанием положений документации, которым не соответствуют заявки на участие в нем, а также положений заявок на участие в таком конкурсе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям Конкурсной документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, чтобы исключить возможность Заказчика в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения. Участникам же закупки должна быть предоставлена возможность, в случае несогласия с соответствующим решением заказчика (организатора закупки), оспорить его в установленном законом порядке, в связи с чем неопубликование указанной информации непосредственно затрагивает права и законные интересы участников закупочных процедур.
Вместе с тем основание недопуска спорной заявки, отраженное комиссией Заказчика в протоколе от 22.02.2019 № 31807393472-03 (далее - Протокол), заключается исключительно к отсылке, что в документах, подтверждающих квалификацию участника закупки содержатся недостоверные сведения.
Таким образом, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при отклонении заявки протокол должен содержать в себе четкие, исчерпывающие основания такого отклонения.
Из чего следует, что действия Заказчика по нераскрытию причин отклонения заявки направлены на дальнейшее нивелирование таким основанием отклонения, что, в свою очередь, свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны Заказчика.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки Общества представлены копии трудовых книжек сотрудников, отличающиеся от аналогичных документов, представленных Заявителем по ранее проведенным Заказчиком конкурсам (реестровые №№ 0373200008518000185, 0373200008518000186). На основании этого, Заказчиком были сделаны выводы о недостоверности представленных сведений.
Между тем, учитывая, что Протокол не содержит в своем составе основания отклонения спорной заявки у Комиссии отсутствуют правовые основания полагать, что при рассмотрении заявки названные обстоятельства послужили основанием такого отклонения.
При таких обстоятельствах, с учетом неуказания в протоколе оснований отклонения, Комиссия лишена возможности сделать вывод относительно правомерности такого отклонения.
Между тем, Комиссия в рамках рассмотрения жалоб считает необходимым отметить, что положения Конкурсной документации и Положения о закупках не содержат возможность сопоставления документов заявки с документами участника в иных процедурах. При таких обстоятельствах, Заказчик не вправе ссылаться на документы и сведения, полученные при проведении иных процедур.
Учитывая отсутствие в протоколе четкого и недвусмысленного обоснования принятого решения об отклонении заявки, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы обоснованной и о наличии в действиях Заказчика нарушения принципа информационной открытости, закрепленного в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
По результатам Конкурсов заключены договоры от 05.03.2019. Вместе с тем уведомление о принятии жалобы Московским УФАС России направлено Заказчику 07.03.2019.
Между тем, Комиссия отмечает, что антимонопольный орган не вправе выдавать предписание о расторжении договора, заключенного без нарушения требований, установленных частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют правовые основания для выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобы ООО «ПКБ «Волгостромпроект» (ОГРН: 1076318009305, ИНН: 6318162727) на действия КП г. Мосвы «Управление Гражданского строительства» (ОГРН: 1037719025376, ИНН: 7719272800) при проведении Конкурсов обоснованными.
-
Установить в действиях Заказчика нарушение подпункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
-
Обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения Заказчику не выдавать в связи с заключением договоров от 05.02.2019 по результатам Конкурсов.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.