Решение (комиссия) б/н б/а от 10 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-13224/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

05.10.2023                                                                                                    г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Лерон» (далее — Заявитель) на действия  ГУП «ЦУГИ» ( далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение ремонтно-восстановительных работ на объектах благоустройства ГУП «ЦУГИ» (реестровый № 32312748800, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия ( бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом ( заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с отклонением своей заявки на участие в Закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки ( включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно пункту 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны  сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Извещение о проведении Закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 08.09.2023. Дата начала срока подачи заявок: 08.09.2023.

Дата окончания срока подачи заявок: 25.09.2023.

НМЦ Закупки составляет 38 000 000,00 рублей.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг отдельных юридических лиц ГУП «ЦУГИ» от 17.04.2023 (далее — Положение о закупках).

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 26.09.2023 № 32312748800.2  заявка ООО «Лерон» отклонена на основании пункта 13.4.4 Положения о закупках в связи с наличием в заявке предложения о сумме цен единиц товара, работы, услуги, превышающей установленную начальную (максимальную) сумму цен единиц товара, работы, услуги.

Заявитель с указанным отклонением не согласен, так как Закупочной документацией не установлено, что участники должны указывать сумму цен единиц товара, работы, услуги, а не общую стоимость договора.

Таким образом Заявитель полагает, что его ценовое предложение соответствует требованиям Закупочной документации, в связи с чем, отклонение его заявки является неправомерным.

Заказчик на заседании Комиссии пояснил следующее.

В соответствии с Положением о закупках начальная (максимальная) цена договора предельно допустимая цена договора, цена договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сумма цен единиц товаров, работ, услуг, цена единицы товара, работы, услуги, максимальное значение цены договора (в случае если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить), определяемая Заказчиком в документации о закупке.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 8.12 Положения о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Согласно протоколу согласования начальной (максимальной) цены договора максимальное значение цены договора по данному лоту составляет: 38 000 000,00 руб., включая НДС 20%.

Общая начальная (максимальная) цена единиц работ составляет: 858 533,57 руб., включая НДС 20%.

Согласно пункту 38.23 Положения о закупках заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги).

Согласно пункту 2.19 Закупочной документации если в документации указаны цена каждой запасной части к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги, подача окончательных предложений проводится путем снижения суммы указанных цен в порядке, установленном настоящей статьей.

Также Заказчик отметил, что выполнение работ Подрядчиком по договору осуществляется по цене соответствующих работ, определяемой по итогам Закупки, в рамках максимальной цены договора, указанной в пункте 9 Информационной карты Документации.

При этом, как указывает Заказчик, максимальное значение цены договора устанавливается Заказчиком при публикации Закупки и не подлежит изменению при заключении договора.

Также Заказчик отмечает, что согласно пункту 13.4.4 Положения о закупках, подпункту 4 пункта 30 Информационной карты документации участник конкурса, подавший заявку, не допускается закупочной комиссией к участию в закупке в случае несоответствия заявки на участие требованиям документации о закупке, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора, превышающей установленную начальную (максимальную) цену договора.

Вместе с тем Комиссия оценивает позицию Заказчика критически ввиду следующего.

Согласно пункту 9 Информационной карты начальная (максимальная) цена договора составляет 38 000 000,00 рублей.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 2.16. Закупочной документации участники закупки, допущенные к участию в конкурсе в электронной форме, вправе подавать окончательные предложения о цене договора. Участник конкурса в электронной форме может подать только одно окончательное предложение о цене договора.

Согласно пункта 2.17. Закупочной документации подача окончательных предложений о цене договора проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении о проведении конкурса в электронной форме. Продолжительность приема окончательных предложений о цене договора составляет три часа. Время начала проведения такой процедуры устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.

При этом, Закупочная документация не содержит положений, указывающих, что участникам необходимо в качестве ценового предложения представлять цену за единицу работ.

Также Закупочная документация не содержит положений, регламентирующие подачу ценового предложения на сайте оператора торговой площадки.

Более того, Комиссия обращает внимание, что пунктом 24.1 информационной карты установлен порядок оценки по критерию «Цена договора»: «Начальная (максимальная) цена договора включает в себя все затраты, издержки и иные расходы подрядчика, в том числе сопутствующие, связанные с исполнением настоящего Договора в текущих ценах с учетом НДС. Рейтинг заявки по данному критерию оценки определяется исходя из сравнения цены договора, предложенной участниками закупки. При оценке заявок по данному критерию оценки лучшим условием исполнения договора признается предложение участника закупки с наименьшей ценой договора. В случае если в заявке участника закупки указана цена договора, превышающая начальную (максимальную) цену, заявка такого участника отклоняется как не соответствующая требованиям конкурсной документации, другие показатели заявки не рассматриваются».

То есть, Комиссия обращает внимание, что согласно указанному порядку оценке подлежит предложение о цене договора, а не о сумме цен единиц работ.

В свою очередь, ценовое предложение Заявителя на сайте оператора электронной торговой площадки составляет 38 000 000,00 рублей, что не превышает НМЦД Закупки.

Таким образом, Заявитель, руководствуясь требованиями Закупочной документации, подал ценовое предложение, не превышающее цену договора, иного порядка подачи ценового предложения Закупочной документацией не установлено.

Между тем, из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Комиссия считает необходимым отметить, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в Закупке, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.

Как отмечено в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2015 по делу № А40-195614/2014, законодательством о закупках не запрещена конкретизация того или иного требования закона, однако любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документально подтвержденную необходимость.

Комиссия также считает необходимым отметить, что при оценке правомерности и объективности действий Заказчика по отклонению заявки участника необходимо установить причинно-следственную связь между положениями документации, на основании которых заявка участника отклонена и непосредственно заявкой отклоненного участника, то есть, оценка правомерности отклонения заявки в настоящем случае невозможна без исследования законности установления положений документации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При таких обстоятельствах, отклонение заявки Заявителя ввиду превышения ценового предложения начальной (максимальной) цен сумм единиц работ не отвечает требованиям пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Лерон» (ИНН: 1659144415, ОГРН: 1141690025289) на действия ГУП «ЦУГИ» (ИНН: 7705059380, ОГРН: 1037700022975) при проведении Закупки обоснованной.
  2. Установить в действиях Заказчика нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 3 , части 6 статьи 3 Закона о закупках.
  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны