Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Стратегия» на действия ... от 14 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17064/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

09.10.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

 

при участии представителей:

от ООО «Стратегия» - <...> (по доверенности от 07.10.2020 № 1),

от конкурсного управляющего Дровянниковой О.Н. - <...> (по доверенности от 09.10.2020),

рассмотрев жалобу ООО «Стратегия» (далее - Заявитель) на действия конкурсного управляющего Дровянниковой О.Н. (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества должника, посредством публичного предложения (сообщение № 5371655) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

По мнению Заявителя, Организатор торгов неправомерно отклонил его заявку от участия в Торгах.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано
с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу пунктов 4 и 7 статьи 110 Закона
о банкротстве реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Таким образом, Комиссией установлено, что жалоба подлежит рассмотрению
в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3–19 статьи 110
и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Сообщение о проведении Торгов по продаже имущества должника опубликовано в ЕФРСБ (сообщение № 5371655 от 22.08.2020).

Согласно протоколу об определении участников Торгов от 29.09.2020 № 64006 Заявителю отказано в допуске, так как представленные документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны. Иных более подробных пояснений в протоколе не содержится.

Заявитель полагает, что представил все необходимые документы и они соответствуют необходимым требованиям и являются достоверными.

Организатор торгов только на заседании Комиссии указал на ряд причин, свидетельствующих о несоответствии заявки участника. Данные причины для отказа в допуске Комиссия считает несоответствующими Закону о банкротстве на основании следующего.

Исходя из возражений Организатора торгов в заявке на участие в Торгах от имени АО «Стратегия» отсутствует подтверждение полномочий генерального директора на участие в торгах по продаже имущества ООО «Росан Мотоспорт». По мнению Организатора торгов, принятие решений по внесению задатка для участия в торгах, как и последующее заключение договора купли-продажи по результатам их проведения не относится к компетенции единоличного исполнительного органа, исходя из положений Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

При этом согласие совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров на совершение указанных действий от имени общества АО «Стратегия» в материалах содержащихся в заявке Заявителя отсутствует.

В решении об одобрении крупной сделки, представленном Заявителем в составе заявки не был указан предмет сделки, а также стороны сделки. Отсутствие вышеуказанных сведений, по мнению Организатора торгов, не позволяет идентифицировать указанное решение как согласие на совершение (одобрение) сделки, заключаемой по итогам проведения процедуры торгов имуществом ООО «Росан-Мотоспорт».

В силу пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием закрытой формы представления предложений о цене предприятия заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене предприятия, не подлежащее разглашению до начала проведения торгов.

К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Вместе с тем согласно последнему абзацу пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно сообщению о проведении Торгов заявки на участие в Торгах принимаются на электронной торговой площадке АО «Центр дистанционных торгов» (адрес в сети Интернет: https://cdtrf.ru) с 24.08.2020 с 09-00 по 25.09.2020 до 18-00. Начало торгов 29.09.2020 в 12-00 (время московское). Подведение результатов проводится после окончания торгов на ЭТП. Заявка на участие в Торгах оформляется в форме электронного документа, составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица); фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица); номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя, сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, конкурсному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале конкурсного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является конкурсный управляющий, реквизиты для возврата задатка. Заявка на участие в Торгах и прилагаемые к ней документы оформляются в соответствии с пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве.

Таким образом, Законом о банкротстве, а также сообщением о проведении торгов установлен исчерпывающий перечень документов необходимых для участия в Торгах.

При этом такие документы как согласие совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров ни решение об одобрении крупной сделки не поименованы в Законе банкротстве, ни сообщении о проведении Торгов.

Оценивая документы и их отсутствие на предмет соответствия Федеральному закону от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Организатор торгов вышел за пределы своих полномочий, возложенных на него нормативно правовыми актами в области проведения Торгов. Кроме того, соответствующих требований к содержанию решения об одобрении крупной сделки сообщение о проведении Торгов не содержало.

Также Комиссия отмечает, что, как отмечено ранее, согласно пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя к заявке на участие в торгах прилагается, кроме случаев проведения торгов в электронной форме.

Таким образом, Заявитель не обязан прикладывать вышеуказанный документ в связи с прямым указание на это в пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Кроме того, Законом о защите конкуренции установлен запрет
на ограничивающие конкуренцию действия при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на Торги имущества. В данном случае Организатор торгов, мотивируя законность своих действий исключительно несоответствием документов в составе заявки Заявителя требованиям Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», злоупотребил своими гражданскими правами при реализации имущества должника на Торгах, отклонив заявку Заявителя, что нарушило права Заявителя.

Таким образом, рассматриваемые основания для отклонения являются неправомерными, а доводы жалобы признаются обоснованными.

Согласно возражениям Организатора торгов информация о пользователе, подавшем заявку от имени АО «Стратегия» в карточке заявки на участие в Торгах отличается от информации о владельце электронной цифровой подписи, содержащейся в составе сертификата ЭЦП, что также послужило основанием для отклонения.

В карточке заявки в качестве электронного адреса указан namaxbor@mail.ru.

При этом в сертификате ключа проверки электронной подписи Заявителя указан иной электронный адрес a.dyakonova@vlig44.ru. Этот же адрес содержится в дополнительном имени субъекта (владельца сертификата) RFC822=a.dyakonova@vlig44.ru.

Таким образом, по мнению Организатора торгов, указание двух разных электронных адресов не дает возможности однозначно установить лицо, использующее подпись.

Комиссия отмечает, что на Организатора торгов не возложены полномочия по проверке ЭЦП участников Торгов.

Отклонение заявки по основанию заверения участником своей заявки ЭЦП, но не устроившей Организатора торгов по формальным причинам, явно противоречит обычаям делового оборота и является злоупотреблением правом. Кроме того, указанный довод Организатора торгов не находит своего подтверждения также в связи с тем, что законодательство Российской Федерации в сфере проведения публичных торгов не обязывает участников торгов указывать один и тот же контактный адрес электронной почте в составе заявки и в сведениях об ЭЦП. Обратного Организатором торгов не доказано, а Комиссией не установлено.

При таких обстоятельствах у Организатора торгов отсутствовали правовые основания для отклонения заявки Заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

С учетом указанного принципа Организатор торгов не должен подвергать сомнению подлинность представленных документов и сведений.

Указанное основание для отклонения заявки оценивается Комиссией критически, как сугубо формальное.

В связи с вышеизложенным, довод жалобы признается обоснованным.

Также Комиссией установлено, что по результатам Торгов заключен договор 29.09.2020, согласно сообщению от 02.10.2020 № 5556843.

Согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Поскольку сообщение о заключении договора купли-продажи опубликовано Организатором 02.10.2020, а уведомление о поступлении жалобы направлено 07.10.2020 Комиссия дополнительно отмечает, что договор, заключенный в нарушение 10 дневного запрета на оспаривание процедуры считается ничтожным.

Сообщение о результатах торгов опубликовано 02.10.2020.

Таким образом, договор мог быть заключен не позднее 13.10.2020.

Также следует обратить внимание на тот факт, что согласно представленной Организатором торгов информации договор заключен 29.09.2020, то есть даже ранее размещения информации о подведении итогов торгов (сообщение № 5556783 от 02.10.2020), что свидетельствует о явном злоупотреблении правом со стороны Организатора торгов с учетом допуска только одной заявки до участия в процедуре и отклонения всех остальных по формальным основаниям без объяснения причин в соответствующем протоколе.

Вместе с тем Организатор торгов в нарушение требований ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции заключил договор от 29.09.2020 вопреки действующему ограничению, предусмотренному законом.

В настоящем случае Организатор торгов заключил договор с нарушением десятидневного срока, в связи с чем Организатор торгов как лицо, обремененное публично-правовой обязанностью, обязан своими действиями гарантировать возможность восстановления прав участников Торгов посредством незаключения договора в сроки, отведенные на обжалование результатам конкурентной процедуры.

Принимая во внимание специфичность проведения публичных торгов, в которых подлежат обеспечению интересы не только сторон договора, но и иных лиц, принимавших участие в таких торгах, Комиссия полагает, что момент непосредственного подписания и заключения договора купли-продажи (в отсутствие правовых оснований на его заключение с учетом несоблюдения десятидневного моратория) не имеет правового значения, поскольку судьба имущества фактически не разрешена.

Сохранение принадлежности и статуса имущества в изначальных условиях свидетельствует о наличии реальной возможности у антимонопольного органа восстановить права лиц, ущемленные при участии в конкурентной процедуре, путем, например, ее повторного проведения с этапа, на котором допущено нарушение.

В связи с изложенным, Комиссия считает договор ничтожным в силу закона.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.

    2. Установить в действиях Организатора торгов нарушения пункта 9, 11 статьи 110 Закона о банкротстве, публичного порядка Российской Федерации, определенного законодательством о банкротстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов.

    3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

  1. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

  2. ПРЕДПИСАНИЕ

    по делу № 077/07/00-17064/2020 о нарушении

    процедуры торгов и порядка заключения договоров

    09.10.2020 г. Москва

    Комиссия Московского УФАС России (далее — Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

  3. руководствуясь пунктом 3.1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
    № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 09.10.2020 по делу № 077/07/00-17064/2020,

    ПРЕДПИСЫВАЕТ:

    Конкурсному управляющему Дровянниковой О.Н. (далее - Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов по продаже имущества должника, посредством публичного предложения (сообщение № 5371655) (далее — Торги), а именно:

      1. Организатору торгов отменить протоколы, составленные в ходе проведения Торгов.

      2. Предоставить участникам, подавшим заявки на участие в Торгах и внесшим задаток, возможность повторного внесения задатка в случае, если задатки таких участников были возвращены.

      3. Заблаговременно (не позднее, чем за 3 рабочих дня проведения аукциона) уведомить указанных в пункте 2 настоящего предписания участников Торгов о возможности повторного внесения задатка, при этом отклонение таких участников Торгов, не предоставивших задаток на участие в Торгах, не допускается в случае, если Организатором торгов не доведена до участников торгов информация о возможности повторного направления задатка.

      4. Организатору торгов разместить информацию в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банкротстве, о новых датах определения участников и датах проведения торгов и подведения итогов торгов.

      5. Организатору торгов пересмотреть заявки с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 09.10.2020 по делу № 077/07/00-17064/2020.

      6. Организатору торгов провести аукцион, разместить информацию об итогах проведения Торгов в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банкротстве.

      7. Электронной торговой площадке - АО «Центр дистанционных торгов», обеспечить возможность исполнения Организатором торгов предписания Московского УФАС России от 09.10.2020 по делу № 077/07/00-17064/2020.

      8. Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 09.11.2020.

      9. Организатору продажи о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 11.11.2020 с приложением подтверждающих документов.

  4. Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

    Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

  5.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны