Решение б/н б/а от 25 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-17643/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
20.12.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<............>
членов Комиссии:
<............>
<............>
рассмотрев жалобу ООО «Дрим Авто» (далее — Заявитель) на действия ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (далее — Заказчик) при проведении аукциона на право заключения договора на техническое обслуживание и ремонт автомобилей ТОЙОТА КАМРИ (реестровый № 32312990077) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалобы заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении Закупки Заказчик руководствуется нормами Закона о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Положение о закупке).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Комиссией установлено, что 22.11.2023 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении аукциона на право заключения договора на техническое обслуживание и ремонт автомобилей ТОЙОТА КАМРИ (реестровый № 32312990077) (далее — аукцион, процедура).
Начальная (максимальная) цена договора: 2 900 000,00 рублей.
Дата начала срока подачи заявок: 22.11.2023.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 08.12.2023 в 10:00.
Дата подведения итогов: 11.12.2023.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 08.12.2023 № 32312990077 заявка Заявителя (порядковый номер 3)отклонена на основании следующего:
«В нарушение требований подпункта 4 пункта 2 Раздела 1.3. Информационной карты аукциона и п. 1Технического задания в составе заявке не представлена копия документа подтверждающего, что ООО «ДРИМ АВТО» является авторизированным сервисным партнером ТОЙОТА (официальным дилером). (Копия дилерского договора или сертификата официального дилера».
В соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 раздела 3 Закупочной документации заявка на участие в аукционе должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об аукционе.
В подпункте 4 пункта 2 Раздела 1.3. Информационной карты аукциона установлено, что заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе копию документа подтверждающего, что участник размещения заказа является авторизированным сервисным партнером ТОЙОТА. (Копия дилерского договора или сертификата официального дилера).
Кроме того пунктом 1 Технического задания установлено, что проведение технического обслуживания (далее ТО) и ремонта автомобилей ТОЙОТА КАМРИ авторизированным сервисным партнером ТОЙОТА.
Таким образом, исходя из вышеизложенных требований Закупочной документации участнику в качестве подтверждения, что такой участник является автоматизированным сервисным партнером в составе заявки необходимо представить копию дилерского договора или сертификата официального дилера.
Согласно пункту 16.6.1 Положения о закупке Комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе и осуществляет проверку соответствия участников процедуры закупки на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе.
На основании подпункта 2 пункта 5.1.4 Закупочной документации участник размещения заказа не допускается к участию в аукционе, в том числе в случае несоответствия сведений, предусмотренных пунктом 3.2.1, требованиям документации об аукционе.
Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки в качестве подтверждения того, что Заявитель является автоматизированным партнером ТОЙОТА представлен договор № БК-2350-09/2023 от 21.09.2023, заключенный между ООО «СП БИЗНЕС КАР» (далее — Исполнитель) и ООО «Дрим Авто» (далее — Заказчик), а также дополнительное соглашение № 13 от 02.02.2023 к Договору Уполномоченного Дилера Тойота от 3 февраля 2007 года, заключенному между ООО «Тойота Мотор» и ООО «СП БИЗНЕС КАР». Также в составе заявки представлено свидетельство дилера, выданное ООО «СП БИЗНЕС КАР», в подтверждение того, что ООО «СП БИЗНЕС КАР» является уполномоченным дилером ТОЙОТА.
Таким образом, из представленных Заявителем в составе заявки документов не следует, что официальным дилером ТОЙОТА является именно Заявитель.
Согласно пункту 1.1 договора № БК-2350-09/2023 от 21.09.2023 Исполнитель обязуется выполнять техническое обслуживание и (или) ремонт (далее – «Работы») автомобилей Заказчика, а Заказчик обязуется оплачивать Работы.
Следовательно, исходя из представленного Заявителем в составе заявки в качестве подтверждения, что он является автоматизированным сервисным партнером ТОЙОТА, таким сервисным партнером является ООО «СП БИЗНЕС КАР», у которого имеется дилерский договор с ООО «Тойота Мотор».
Заявитель в жалобе ссылается, что Заказчиком в Закупочной документации не установлено ограничение на привлечение третьих лиц для исполнения договора, что свидетельствует о возможности привлечения ООО «Дрим Авто» третьих лиц для исполнения договора (ООО «СП БИЗНЕС КАР»).
Вместе с тем Комиссия отмечает, что в Закупочной документации прямо установлено, что автоматизированным партнером ТОЙОТА должен быть непосредственно участник Закупки.
При этом в Закупочной документации не предусмотрена возможность представления дилерских договоров в рамках соисполнения, где дилером является иное лицо.
Кроме того, Комиссия отмечает, что заявка Заявителя была подана не в составе коллективного участника.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что фактически заявка Заявителя в указанной части не соответствовала требованиям Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись правовые основания для отклонения заявки Заявителя.
В свою очередь Заявитель на момент подачи заявки на участие в Закупке положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями.
Комиссия также считает необходимым отметить, что в силу статьи 8 ГК РФ Заявитель, подавая заявку на участие в Закупке, конклюдентно согласился с условиями проведения конкурентной процедуры, в том числе в части требований о порядке представления конкретных значений показателей, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких требований.
В этой связи у Комиссии также отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Закупочной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке и с условиями которой Заявитель согласился при подаче заявки на участие в процедуре.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При этом, как было установлено Комиссией Управления, Заявителем не были соблюдены требования к заявке, установленные Закупочной документацией, в связи с чем у Заказчика имелись правовые основания для отклонения такой заявки от дальнейшего участия в Закупке.
На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.
Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Дрим Авто» <............> на действия ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» <............> при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.12.2023 № НП/53289/23.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.