Решение б/н Решение и предписание по жалобам АО «Гарант и К» на действи... от 6 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-5095/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

24.03.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

рассмотрев жалобы АО «Гарант и К» (далее также — Заявитель, Общество) на действия НИУ ВШЭ (далее также — Заказчик) при проведении аукционов в электронной форме на право заключения договоров на выполнение работ (оказание услуг) по комплексному техническому обслуживанию зданий НИУ ВШЭ (реестровые №№ 32008963437, 32008963403, 32008963411, 32008963427, 32008963422, 32008963445, 32008963459, 32008963485, 32008963485, 32008963469, 32008963478, далее — Закупки) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика, мотивированные нарушением установленных сроков дачи разъяснений положений Закупочных документаций, установлением неправомерных требований к участникам Закупок, а также неразмещением годового графика объема работ.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также — Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).

В своих жалобах Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно сокращен срок на подачу разъяснений положений Закупочных документаций.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В информационной карте Закупочных документаций указано, что любой участник закупки вправе направить Заказчику запрос разъяснений положений Закупочной документации в срок не позднее, чем за три рабочих дня до дня окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Заказчик в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса на разъяснение положений аукционной документации направляет разъяснения положений участнику закупки, направившему запрос, а также размещает копию таких разъяснений (без указания наименования или адреса участника закупки, от которого был получен запрос на разъяснения) в единой информационной системе.

При этом также указано, что конечная дата приема запросов на разъяснение аукционной документации — 11.03.2020.

Вместе с тем согласно извещению о проведении Закупок датой окончания подачи заявок установлено 17.03.2020.

В соответствии со статьей 191 ГК РФ, течение срока начинается со дня, следующего за датой наступления события (получения письма).

Таким образом, если прием заявок оканчивается 17.12.2020 в 12:00, то последним днем направления запросов разъяснений Закупочной документации с учетом положений Закона о закупках является 12.03.2020 в 12:00.

При таких обстоятельствах Комиссия считает Заказчик неправомерно сократил срок направления запросов разъяснений, в связи с чем усматривает в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 3.2 Закона о закупках и признает довод жалоб обоснованным.

При этом в настоящем случае нарушение носит неустранимый характер, в связи с чем основания для выдачи предписания в связи с указанным нарушением у Комиссии отсутствуют.

Также в своих жалобах Заявитель указывает на то, что Заказчиком неправомерно установлены в Закупочных документациях требования о наличии у участника Закупок определенного квалифицированного персонала, которые являются критерием допуска к участию в Закупках.

В соответствии с Информационной картой Закупочной документации Заказчиком установлены требования, предъявляемые Заказчиком к участникам закупки (условия допуска к участию в Закупке) к квалификации участника закупки, в том числе:

— наличие у участника закупки не менее 1 специалиста, имеющего:

один из сертификатов, выданных ООО «Сименс», подтверждающих необходимый уровень знаний в области автоматизации зданий на базе программно-аппаратного комплекса Siemens Desigo и прохождение обучения по одному из следующих курсов:

- Desigo Open – платформа для интеграции оборудования третьих производителей

или

- Системы автоматики зданий на базе программно-аппаратного комплекса Desigo

или

- Единая платформа интеграции Desigo CC

или

- Desigo Insight – семинар для конечных пользователей;

— наличие у участника закупки не менее 2 специалистов, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности (область аттестации: А.1. «Основы промышленной безопасности» и Б.8.22. «Эксплуатация трубопроводов пара и горячей воды на опасных производственных объектах»).

Комиссия отмечает, что соответствующие требования к квалификации участника Закупки могли быть установлены Заказчиком либо в качестве критериев оценки, либо непосредственно к исполнителю договора об обеспечении с его стороны определенных квалифицированных трудовых ресурсов на этапе исполнения обязательств по договору.

Вместе с тем, оценивая указанное требование, Комиссия считает его избыточным в качестве обязательного его применения к участникам Закупки, поскольку отсутствие у участника на момент подачи заявки требуемого персонала не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Закупки, поскольку такой персонал может быть привлечен участником после подведения итогов в случае признания участника победителем Закупки, в связи с тем, что установление таких требований налагает дополнительные обязательства на участников для целей принятия участия в Закупке.

При этом со стороны заказчика не приведено обоснования установления данного требования именно к участнику конкурентной процедуры, тем более на этапе подачи заявок на участие в ней, а не к исполнителю принимаемых обязательств.

При этом право заказчика на установление подобных условий исполнения обязательств по договору не умаляется контрольным органом, поскольку заказчик не лишен возможности на этапе исполнения обязательств запросить необходимую информацию о наличии у исполнителя необходимых специалистов. Однако заказчик в настоящем случае посчитал возможным установить указанные требования к участнику закупки на этапе подачи заявки, что может служить фактором ограничения возможности участия в процедуре.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного 16.05.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В свою очередь, обоснованность ограничения конкуренции посредством установления спорных требований в Закупочной документации должна быть доказана со стороны заказчика, как равно и невозможность проведения закупки без предъявления соответствующего требования непосредственно к участнику закупки. Также Комиссия Управления принимает во внимание, что заказчик, выбирая форму проведения закупки посредством проведения аукциона, не лишен был возможности прибегнуть к иной форме конкурентной процедуры (например, конкурс, запрос предложений), в рамках которых можно было установить соответствующее требование в качестве критерия оценки заявки участника закупки, что позволило бы обеспечить права большего количества субъектов малого и среднего предпринимательства при участии в закупке.

На основании изложенного, Комиссия Управления, приняла решение о признании жалобы заявителя в рассмотренной части обоснованной, а в действиях заказчика усматривается нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Также в своих жалобах Заявитель указывает на то, что ввиду отсутствия в Закупочной документации сформированного годового графика комплексного технического обслуживания здания Заказчика по форме, приведенной в Закупочной документации, участнику невозможно определить окончательный объем работ и услуг.

В соответствии с пунктом 6.1.3 Технического задания до 15.05.2020 включительно исполнитель формирует годовой график комплексного технического обслуживания зданий Заказчика по форме приложения № 7 Закупочных документаций с указанием сроков (периодов) выполнения отдельных работ (*оказания отдельных услуг) в соответствии с требованиями Технического задания и с учетом требований действующих нормативных документов, регламентных требований технических паспортов заводов изготовителей на установленное оборудование Заказчика и согласовывает годовой график комплексного технического обслуживания зданий Заказчика с подразделениями Заказчика до 25.05.2020 включительно.

Периодичность выполнения отдельных работы предусмотрена как Техническим заданием, так и нормативными документами, регулирующими порядок обслуживания соответствующего инженерного оборудования.

Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с требованиями Закупочных документаций и действующего законодательства разработка графика комплексного обслуживания зданий является обязанностью эксплуатирующей организации, то есть исполнителя по договорам.

При этом доказательств обязанности составления указанного графика Заказчиком со стороны Заявителя на заседание Комиссии представлено не было.

С учетом изложенного, Комиссия считает рассматриваемый довод жалобы необоснованным.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобы АО «Гарант и К» (ОГРН: 1027700062730, ИНН: 7701179905) на действия НИУ ВШЭ (ОГРН: 1027739630401, ИНН: 7714030726) при проведении Закупок обоснованными в части сокращения сроков направления запросов разъяснений положений Закупочных документаций в адрес Заказчика, в части установления неправомерных требований к участникам о наличии квалифицированного персонала, в остальной части признать жалобу необоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-5095/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

24.03.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

,

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 24.03.2020 по делу № 077/07/00-5095/2020,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

НИУ ВШЭ (далееЗаказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении аукционов в электронной форме на право заключения договоров на выполнение работ (оказание услуг) по комплексному техническому обслуживанию зданий НИУ ВШЭ (реестровые №№ 32008963437, 32008963403, 32008963411, 32008963427, 32008963422, 32008963445, 32008963459, 32008963485, 32008963485, 32008963469, 32008963478, далее — Закупки), а именно:

    1. Заказчику при рассмотрении заявок участников Закупок не учитывать требования к квалификации участников закупок, предусмотренные в информационной карте Закупочной документации с учетом решения Комиссии от 24.03.2020 по делу
      № 077/07/00-5095/2020.

    2. Оператору электронной торговой площадки — ЗАО «Сбербанк-АСТ», обеспечить возможность исполнения настоящего предписания Заказчиком.

    3. Заказчику завершить процедуру Закупки в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Закупочной документации.

    4. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 27.04.2020.

    5. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 30.04.2020 с приложением подтверждающих документов.

       

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны