Решение б/н б/а от 22 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8109/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

22.06.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...> — главного государственного инспектора антимонопольного контроля торгов,

членов Комиссии:

<...> — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

<...> — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «Виннер», ООО «РТК»,

рассмотрев жалобу ООО «Виннер» (далее - Заявитель) на действия ООО «РТК» (далее - Заказчик) при проведении закупки в электронном магазине, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку бланков и журналов учета съемного мягкого инвентаря и бланков нестрогой документации (реестровый № 32312483427, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заказчиком при проведении Закупки определены неисполнимые сроки выполнения работ, нарушение которых в случае заключения договора приводит к штрафным санкциям со стороны Заказчика по отношению к исполнителю.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией установлено, что 13.06.2023 Заказчик разместил на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора составляет – 11 122 025 (Одиннадцать миллионов сто двадцать две тысячи двадцать пять) рублей 40 копеек, в том числе НДС 20% - 1 853 670 (Один миллион восемьсот пятьдесят три тысячи шестьсот семьдесят) рублей 90 копеек.

Начальная (максимальная) цена договора без НДС составляет – 9 268 354 (Девять миллионов двести шестьдесят восемь тысяч триста пятьдесят четыре) рубля 50 копеек.

Заявки подаются в порядке, определенным оператором электронной площадки, на электронную площадку ООО «РТС-тендер» в электронном магазине www.rts-tender.ru (далее – электронная площадка, ЭТЗП, сайт ЭТЗП).

Дата начала подачи заявок – с момента опубликования извещения о проведении закупки в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система), на сайте ЭТЗП (далее – сайты) «13» июня 2023 г.

Дата окончания срока подачи заявок – «16» июня 2023 года в 08.00 по московскому времени.

Подведение итогов закупки проводится в течение 7 (семи) рабочих дней.

Заказчик вправе подвести итоги закупки до истечения 7 (семи) рабочих дней.

Согласно извещению Закупка осуществляется исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства в форме электронного магазина.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В силу части 3.1 статьи 3 Закона о закупка конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В силу подпункта 2 пункта 78 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «РТК», утвержденного протоколом от 20.09.2022 № 15 внеочередного Общего собрания участникв ООО «РТК» (далее — Положение), электронный магазин относится к неконкурентным видам закупки.

Пунктом 80 Положения установлено, что оуществление неконкурентной закупки товаров, работ, услуг в электронном магазине исключительно среди субъектов МСП возможно с 1 июля 2022 г. Цена договора, заключаемого с применением такого способа закупки, не должна превышать 20 млн. рублей с учетом НДС и иных видов налогов.

Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно доводам жалобы Заказчиком установлены необоснованно коротки сроки поставки товара, нарушение которых влечет штрафные санкции со стороны Заказчика по отношению к исполнителю, что, по мнению Заявителя, нарушает пункт 2 части 1 и часть 6 статьи 3 Закона о закупках.

Как следует из доводов жалобы количество мест поставки, расположенных в различных субъектах Российской Федерации, не позволяет в установленный срок надлежащим образом исполнить обязанности по поставке товара в срок не более 1 (одного календарного дня) с момента получения заявки на поставку товара (пункт 6.2 ТЗ):

 


п/п

Получатель и места доставки Товара

Срок поставки товара Получателю

1

121059, г. Москва, ул. Бережковская наб. 12 б

125047, г. Москва, пл. Тверской заставы, д. 7;

125635, г. Москва, ул.  Деповская ул., д.3;

129085, г. Москва, ул. Николаевский тупик 1

129626, г. Москва, ул. 1-я Мытищинская д.26а

150054, г. Ярославль, пл. вокзала Ярославль-Главный, д.1а;

152071, Ярославская область, г. Данилов, ул. Привокзальная, д.10;

160009, г. Вологда, пл. Бабушкина, д.5;

162000, Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Железнодорожная, д.1;

162614, Вологодская область, г. Череповец, ул. Завокзальная, д.9;

180004, г. Псков, ул. Вокзальная, д. 23;

182100, Псковская обл., г. Великие Луки, Вокзальная площадь, д.2;

183038, г. Мурманск, ул. Коминтерна, 14;

185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Гагарина, д.3;

188800, Ленинградская область, г. Выборг ул. Железнодорожная, д. 8;

214012, г. Смоленск, Привокзальная пл., д. 1;

214012, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Вокзальная площадь д.1

236015, г.  Калининград, ул. Железнодорожная, д. 13-23;

241022, г. Брянск, ул. Речная, д.2а;

241047, Брянская обл., г. Брянск, ул. Димитрова 1Е        

248016, г. Калуга, Вокзальная пл., д. 3;

300041, г. Тула, ул. Путейская, д.2;

302006, г. Орел, Привокзальная пл., д.1;

302006, Орловская обл., г. Орел, ул. Рельсовая д.1

305009, г. Курск, Привокзальная пл., д. 1;

308001, Белгородская область, г. Белгород, ул. Вокзальная, д.1;

347360, Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Морская, 27;

347928, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Москатова, 8;

350912, ул. Вокзальная, 7, г. Сочи, Краснодарский край;

352120, Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Октябрьская, д.1;

352630, Краснодарский край, г. Белореченск, ул. Перонная,13;

354340, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский р-н, ул. Ленина, 183

355008, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Вокзальная 15;

357111, Ставропольский край, г. Невинномысск, Станционный пер.1;

357200, Ставропольский край, г. Минеральные Воды, Привокзальная площадь, 1;

360000, Республика Кабардино-Балкарская г. Нальчик, Привокзальная пл.14;

362027, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Маркова, д. 24;

364024, Чеченская Республика, г. Грозный, Октябрьский район, ул. Табачная,1;

364030, Чеченская Респ., г. Грозный, Октябрьский р-н, ул. Боевая, 1

364050, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Табачная 1;

367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Эмирова, д.10;

368600, Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Вокзальная, 1;

369000, Республика Карачаево - Черкессия, г. Черкесск, Привокзальная площадь, д.1;

392000, Тамбовская область, г. Тамбов, пл. Привокзальная, д.1;

394036, Воронежская область, г. Воронеж, площадь Генерала Черняховского, д.1;

398016, г. Липецк, ул. Гагарина, д. 106;

400131, г. Волгоград, Привокзальная пл. 1;

410012, г. Саратов, Привокзальная пл. 1;

412315, Саратовская область, г. Балашов, ул. Нижняя, д. 50;

414040, г. Астрахань, ул. Вокзальная, 20;

416530, Астраханская область, Ахтубинский район, п. Верхний Баскунчак, ул. Мира, 3;

420021, Респ. Татарстан, г. Казань, ул. Тази Гизата 28

420202, г. Казань, Привокзальная площадь, 1А;

423239, Республика Татарстан, ст. Бугульма, ул. Клубная, д.9а

423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект им. Мусы Джалиля, 7;

424006, г. Йошкар-Ола, ул. Яналова, д. 3;

426028, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Дружбы, д.16;

428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Привокзальная д.1;

430003, Мордовия, г. Саранск, Ленинский р-н, ст. Саранск, ул. Вокзальная 7;

440067, г. Самара, Привокзальная пл., 1;

440600, Пензенская область, г. Пенза, Привокзальная пл.1;

443030, Самарская область, г. Самара, Железнодорожный р-н, Комсомольская пл., д.1;

450015, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Привокзальная площадь, 3;

454005, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Привокзальная, 1;

455009, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Вокзальная, 39;

456317, Челябинская область, г. Миасс, ул. Академика Павлова;

460006, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Привокзальная, 1;

462408, Оренбургская обл., г. Орск, ул. Вокзальная, 24;

602254, Владимирская область, г. Муром, Привокзальная площадь им. Н.Ф. Гастелло, д.5;

603002, Нижний Новгород, пл. Революции, 2А;

603010, Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, ул. Зеленодольская 119 а

607222, Нижегородская область., Арзамас г., ул. Красный Путь, 44;

610001, Кировская обл., г. Киров, ул. Комсомольская 46 к.208

610001, Кировская область., г. Киров, ул. Комсомольская, д. 42;

612601, Кировская область., г. Котельнич, ул. Труда, д.9;

614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Ленина, д. 89;

617001, Республика Бурятия г. Северобайкальск пр-т 60 лет СССР,19;

620027, Свердловская область., г. Екатеринбург, ул. Вокзальная, д.22;

623104, Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Вокзальная д.1;

623403, Свердловская область, г. Каменск-Ур. Ул. Привокзальная д. 13;

624860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Красных орлов, д.83а;

625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Привокзальная д.22;

630004, г. Новосибирск, ул. Шамшурина, д. 43,

630132, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Бурлинский переезд 84а

634012, г. Томск, пр. Кирова, 70;

634059, Томская обл., г. Томск, ул. Старо-деповская, д.5

640001, Курганская область, г. Курган, пл. Слосмана, д.6;

644020, г. Омск, ул. Леконта, 1;

644020, Омская обл., г. Омск, ул. Леконта,30

650025, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 79;

654035, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Транспортная, д.2 корп 34

654041, г. Новокузнецк, ул. Транспортная, 2;

655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Вокзальная д. 17;

656015, Алтайский край г. Барнаул, Площадь Победы, 10;

656016, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Кулундинская 69

660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. 30 июля, д.1;

662156, Красноярский край, г. Ачинск, ул.Привокзальная,17;

664005, г. Иркутск, ул.Челнокова,1;

664013, г. Иркутск, ул. Вокзальная, 9-а.

665000, Северовокзальная ул., 10, Тайшет, Иркутская обл.;

665106, Иркутская область г. Нижнеудинск, ул.Аллейная,6;

665252, Иркутская область г. Тулун ул. Островского 21;

665393, Иркутская область г. Зима ул. Вокзальная 14;

665400, Иркутская область г. Черемхово ул.Вокзальная,10;

665680, Иркутская обл. Нижнеилимский р-он, г. Железногорск-Илимский, ст. Коршуниха вокзал;

665734, Иркутская обл., г. Братск, ул. Мечтателей, 30, ст. Падунские Пороги;

670024 Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Революции 1905г., 35;

671561, Республика Бурятия, Муйский р-он п. Таксимо ул.70 лет Октября,43;

672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина, 2;

674159, Забайкальский Край Каларский р-он. п. Новая Чара ул. Молдованова,4;

676850, Амурская область, г. Белогорск, ул. 1-я Вокзальная, 16;

680021, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, д.58;

681010, г. Комсомольск-на-Амуре, Магистральное шоссе д .2;

690091, г. Владивосток, ул. Алеутская, д. 2;

692522, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Вокзальная, 2;

692900, Приморский край, г. Находка, Находкинский проспект, 39;

192007, Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, д. 32А;

192148, Санкт-Петербург, набережная Обводного канала - ул. Грибакиных, лит Б.

 

Получатель и места доставки товара определяются Покупателем в соответствии с собственной производственной необходимостью, и могут быть изменены в течении 6 часов с момента направления заявки на поставку товара, на любой из перечисленных выше адресов.

Срок поставки товаров составляет не более 1 (одного) календарного дня с момента получения от Покупателя заявки на поставку товаров.

 

При этом в пункте 3.1. Технического задания (Приложение № 1.1 к извещению о проведении закупки) указано, что в каждом из пунктов таблицы с описанием поставляемого товара указано: «Макет печати: определяется Покупателем в заявке на поставку Товара, при этом Покупатель вправе изменить макет неограниченное количество раз».

Кроме того, Заявитель считает избыточным требование, установленное в пункте 9.1 Технического задания о том, что в случае просрочки поставки товара Поставщик уплачивает Покупателю неустойку из расчета 5 % от цены договора за каждый день просрочки.

Вместе с тем Заказчик с доводами жалобы не согласился по следующим основаниям.

Так, Заказчик указывает, что Закупка проводилась для исполнения обязательств по доходным договорам на оказание услуг по подготовке вагонов в рейс и по укомплектованию съемным мягким имуществом, заключенным с АО «ФПК» и его региональными подразделениями: от 21.08.2020 г. № ФПК 20 128, от 28 февраля 2023 г. № ФПК-23-39, от 07.03.2023 г. № ФПК-23-50, от 07.03.2023 г. № ФПК-23-51, от 07.03.2023 г. № ФПК-23-52 и от 12.05.2023 г. № ФПК-23-102, в части учета съемного мягкого инвентаря, используемого для экипировки пассажирских вагонов перед отправлением в рейс, в специализированных журналах учета ФИУ-11, бланк накладная (самокопирка) МКЭк-2, макет которых утверждается АО «ФПК» и может изменяться в зависимости от класса вагонов предполагаемых к отправке в рейс.

Учет съемного мягкого имущества осуществляется по мере укомплектования вагонов в рейс, направляемых АО «ФПК» по мере утверждения графика движения поездов, а также по уточняющим заявкам заказчика, которые направляются не позднее чем за 2 часа до полной комплектации вагона (например, пункт 6.2.6 договоров № ФПК-23-50, № ФПК-23-51, № ФПК-23-52 и пункт 5.12 договора № ФПК-23-102). Вместе с тем, уточняющие заявки как правило поступают на дополнительные объемы (введение новых поездов, добавление вагонов к уже назначенным, изменения класса обслуживая), в связи с чем, возникает потребность оперативной поставки журналов учета и бланков.

Учитывая необходимость ведения постоянного учета для отчетности перед АО «ФПК», ООО «РТК» не вправе допустить отсутствия журналов учета и бланков при укомплектовании вагонов, в связи с чем необходимо проведение максимально срочной процедуры закупки с указанием требования осуществлять поставку в максимально сжатые сроки, а именно не более чем 1 (один) календарный день.

Для обеспечения стандартизации и единообразия бланков и журналов учета съемного мягкого инвентаря, а также оптимизации затрат ООО «РТК» проводится выбор единого поставщика на всех регионах, где осуществляется оказание услуг по укомплектованию съемным мягким имуществом вагонов.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.1.7 проекта договора, контрагент, победивший по результатам проведения электронного магазина, вправе по письменному согласованию с заказчиком привлекать третьих лиц для исполнения обязательств по договору, что подразумевает возможность привлечения для поставки продукции сторонних контрагентов (типографий), находящихся в других городах, соответствующих местам поставки. Таким образом, при условии привлечения третьих лиц, осуществление доставки в различные города на дальние расстояния (в том числе авиатранспортом) необязательно.

Учитывая изложенное, требование о поставке продукции в течение 1 (одного) календарного дня с момента направления заявки на поставку товара, с возможностью изменения адреса поставки в течении 6 часов, является исполнимым. Указанная возможность осуществления поставки в установленные техническим заданием сроки, также подтверждена со стороны потенциальных контрагентов, которым направлялись запросы коммерческих предложений.

В данной закупке отсутствие оперативности поставок продукции может повлечь за собой большие штрафы при оказании услуг по укомплектованию съемным мягким имуществом вагонов. В связи с этим в проекте договора установлены существенные штрафы за просрочку поставок. Данные штрафы имеют цель защитить покупателя от недобросовестных поставщиков, возместить понесенный ущерб в связи с утерей и порчей СМИ без должного учета при экипировке поездов, а так же компенсировать штрафы, наложенные на покупателя при оказание услуг за отсутствие в срок поставленной продукции (так, например, например, п. 7.8 договоров № ФПК-23-50, № ФПК-23-51, № ФПК-23-52 предусмотрено: «В случае использования Исполнителем материалов для СМИ, не отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Договора, а равно непредоставления по требованию Заказчика необходимых документов, подтверждающих соответствие СМИ, требованиям Технических регламентов и Санитарных правил, Исполнитель обязан по требованию Заказчика уплатить штраф в размере 5 % от стоимости услуг, оказанных в отчетном периоде»).

Пункт 9.2 проекта договора электронного магазина, подразумевает, что в случае невозможности исполнения сроков поставки контрагентом, ООО «РТК» по факту просрочки направляет уведомление о расторжении договора через 5 календарных дней. При этом, возможности направления уведомления до выявления факта просрочки поставки не предусмотрено.

Таким образом, по мнению Заказчика, условия закупки в части установления сроков поставки продукции и штрафных санкций за нарушение условий договора имеют единственную цель - обеспечить бесперебойную потребность покупателя и его гарантии по исполнению договора в части защиты интересов от недобросовестных поставщиков.

В свою очередь Комиссия отмечает, что принцип равноправия в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Таким образом, Заказчик самостоятельно исходя из собственных потребностей определяет сроки выполнения сторонами обязательств по договору.

Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений приведенных норм Закона о закупках отсутствуют.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Верховным Судом Российской Федерации указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Учитывая, Заказчиком было получен 3 коммерческих предложения, Комиссия приходит к выводу, что на товарном рынке имеются участники, готовые исполнить обязательства по договору в соответствии с потребностями Заказчика, в свою очередь Заявителем не представлено доказательств невозможности исполнения обязательств в срок.

При этом, в материалы дела Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые требования влекут предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту.

В настоящем случае, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем факт ограничения конкуренции установлением спорных требований к поставляемому товару не доказан, поскольку фактически 2 участника подтвердили свою готовность исполнить обязательства по договору на объявленных Заказчиком условиях.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в закупочной документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в указанной части.

В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Виннер» (ИНН: 3628006909, ОГРН: 1023601317960) на действия ООО «РТК» (ИНН: 7707702649; ОГРН: 1097746222782) при проведении Закупки частично необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 16.06.2023 № НП/24800/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны