Решение б/н б/а от 10 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8388/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


07.06.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Студия ЕМ», АО «Первая образцовая типография»;

в отсутствие представителей АО «ЭТС», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 02.06.2022 № НП/29422/22,

рассмотрев жалобу ООО «Студия ЕМ» (далее — Заявитель) на действия АО «Первая образцовая типография» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по исключению объектов недвижимости из перечня, утвержденного Постановлением Правительства Москвы № 700-ПП от 28.11.2014 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и возврату (зачёту) излишне уплаченного налога на имущество организаций в отношении этого объекта недвижимости за налоговые периоды 2017-2022 гг., находящихся по адресу: г. Москва, ул. Сущёвский вал, д. 64 (реестровый № 32211415532, далее — Закупка) (далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в ненадлежащем формировании конкурсной документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

25.05.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32211415532 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по исключению объектов недвижимости из перечня, утвержденного Постановлением Правительства Москвы № 700-ПП от 28.11.2014 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и возврату (зачёту) излишне уплаченного налога на имущество организаций в отношении этого объекта недвижимости за налоговые периоды 2017-2022 гг. , находящихся по адресу: г. Москва, ул. Сущёвский вал, д. 64.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении оспариваемой Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупках товаров, работ, услуг АО «Первая Образцовая типография», утвержденного Решением Совета директоров АО «Первая Образцовая типография» 18.05.2022 (далее – Положение).

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 8.1 закупочной документации оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляется по следующим критериям:

 

№ п/п

Наименование критерия оценки

1

Цена договора

2

Опыт работы, связанный с предметом договора

 

В пункте 8.2 закупочной документации установлен критерий «Наличие у участника процедуры закупки опыта в области выполнения аналогичных услуг».

Значимость критерия– 40%.

Коэффициент значимости критерия оценки заявки - 0,4.

Описание предмета оценки: оценивается подтвержденная участником в составе заявки информация о количестве исполненных контрактов/договоров, заключенных на выполнение аналогичных услуг, каждый из которых заключен и исполнен на сумму не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены договора, на право заключить который, проводится процедура закупки, что составляет 5 277 242 (Пять миллионов двести семьдесят семь тысяч двести сорок два) рубля 80 копеек, в период с 01 января 2020 года по дату окончания срока подачи заявок на участие в процедуре закупки.

В целях оценки заявок по данному подкритерию под «аналогичными услугами» следует понимать услуги, связанные с оказанием услуг по исключению объектов недвижимости из перечня, утвержденного Постановлением Правительства Москвы № 700-ПП от 28.11.2014 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и возврату (зачёту) излишне уплаченного налога на имущество организаций в отношении этого объекта недвижимости (наименования контрактов/договоров могут не совпадать с предметом договора, заключаемого по итогам процедуры закупки).

Требования к документам, подтверждающим оцениваемые сведения: информация о количестве заключенных и исполненных контрактов/договоров предоставляется в соответствии с Формой № 3 раздела V. «Образцы форм и документов» настоящей документации (далее – Форма № 3), и должна быть подтверждена:

1) копиями исполненных контрактов/договоров на выполнение аналогичных услуг;

2) копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг;

Для присуждения баллов по подкритерию к рассмотрению принимаются контракты/договоры, отвечающие следующим требованиям:

- контракты/договоры должны быть заключены на выполнение аналогичных услуг;

- контракты/договоры должны быть заключены не ранее 01 января 2020 года и исполнены не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, т.е. по которым выполнены все обязательства в установленный контрактом/договором период. Дата исполнения контракта/договора не должна быть позже даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений;

- контракты/договоры должны быть исполнены на сумму не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены договора, на право заключить который проводится процедура закупки, что составляет 5 277 242 (Пять миллионов двести семьдесят семь тысяч двести сорок два) рубля 80 копеек, с учетом всех расходов, связанных с исполнением соответствующего контракта/договора, в том числе расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

- участником должны быть приложены в составе заявки копии всех страниц каждого контракта/договора, а также копии всех страниц дополнительных соглашений (о внесении изменений, дополнений и т.д.) к каждому приложенному контракту/договору;

- участником должны быть приложены в составе заявки копии всех актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг)/копии товарных накладных/копии актов приема-передачи товара/копии УПД, подтверждающие исполнение обязательств по представленным участникам контрактам/договорам;

- содержащие соответствующие печати (при наличии) и подписи сторон.

По мнению Заявителя, установление данного критерия ограничивает конкуренцию и создает участнику или нескольким участникам оспариваемой Закупки преимущественных условий участия.

Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

При этом, согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в закупочной документации критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре Закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.

При таких обстоятельствах, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки.

Следовательно, Заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ №О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц№, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 № 305-ЭС21-21513 по делу № А40-265434/2020.

Также Комиссия отмечает, что в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019 № 09АП-50491/2019 по делу № А40-69686/19 указано, что требование к участникам закупки, связанное с наличием у них опыта оказания услуг, связанного с предметом закупки, само по себе не может свидетельствовать об ограничении конкуренции. Действуя добросовестно, заказчик, вправе предъявить требования к участникам закупки, исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, условий безопасности, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа. В таких случаях, повышенные требования к участникам закупки не могут расцениваться как ограничение одних и предоставление преимущества другим субъектам

Вместе с тем, Комиссия также отмечает, что непредставление таких документов не влечет отклонение заявки.

Не являясь условием допуска к участию, данные документы учитываются Заказчиком только в рамках оценочной стадии.

Действительных доказательств, подтверждающих нарушение своих прав при установлении указанного критерия, Заявителем Комиссии не представлено.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы по данному доводу.

В разделе IV закупочной документации размещен проект договора. В преамбуле данного проекта установлено, что акционерное общество «ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ «ПЕРВАЯ ОБРАЗЦОВАЯ ТИПОГРАФИЯ», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице Генерального директора «...», действующего на основании Устава, и _____________________, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Директора «...», действующей на основании Устава, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор (далее – Договор) о нижеследующем.

В своей жалобе Заявитель указывает, что, согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем и директором ООО ЮК «СЕНАТ» (ИНН: 7453220110) является «...». Соответственно, по мнению Заявителя, вышеуказанное требование, связанное с критерий оценки по опыту, установлено для создания преимущественных условий для участия в Закупке ООО ЮК «СЕНАТ».

Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с протоколом Комиссии по закупкам АО «Первая образцовая типография» от 03.06.2022 в пункте 8 указано, что на участие в Закупке не подано ни одной заявки. Далее в пункте 9 установлено, что в соответствии с пунктом 15.8.12. Положения о закупках товаров, работ, услуг АО «Первая Образцовая типография»: запрос предложений признается несостоявшимся, так как не подано ни одной заявки на участие в запросе предложений.

Как пояснил на заседании Заказчик, указание в преамбуле директора может являться технической ошибкой, которая не влечет за собой никаких юридических последствий. Также проект договора является ознакомительным для участников Закупки, не является офертой и не подразумевает никаких юридических действий.

Тем не менее, Комиссия отмечает, что в пункте 9.6 закупочной документации установлено, что договор заключается на условиях, указанных в документации и в заявке на участие в запросе предложений, поданной участником, с которым заключается договор. При заключении договора цена такого договора не может превышать начальную (максимальную) цену договора (цену лота), указанную в документации запроса предложений.

Соответственно, установленная техническая ошибка подлежит исправлению, поскольку заключение договора производится, в том числе на условиях, предусмотренных проектом договора. Вместе с тем проект договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки не должен содержать указание на конкретное лицо (исполнителя услуг) до непосредственного составления итогового протокола.

Между тем, в соответствии в частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Соответственно, указанной нормой не определено, что в проекте договора должно быть указание на конкретного исполнителя.

Таким образом, Комиссия устанавливает нарушение части 10 статьи 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности по данному доводу жалобы.

В соответствии с пунктами 10.4.3, 10.4.4, 10.4.5 Положения о закупках обеспечение исполнения обязательств в связи с участием в закупке может быть в форме безотзывной банковской гарантии, залога денежных средств, соглашения о неустойке или иной форме, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации. Требования по предоставлению обеспечения одинаковым образом применяются ко всем потенциальным участникам закупки. Обеспечение исполнения обязательств по договору с Победителем закупки может быть в форме безотзывной банковской гарантии, залога денежных средств, соглашения о неустойке или иной форме, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации. Конкретные требования к форме и условиям обеспечения, сроку и порядку его предоставления указываются в закупочной документации.

Вместе с тем, в пункте 8.3 информационной карты закупочной документации установлено, что обеспечение заявки предоставляется участником закупки в виде денежных средств.

В пункте 18.2 информационной карты закупочной документации установлено, что обеспечение исполнения договора предоставляется участником закупки в виде денежных средств.

По мнению Заявителя, данное условие приводит к сокращению количества потенциальных участников оспариваемой Закупки.

Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с частью 25 статьи 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Комиссия, исходя из буквального трактования данной нормы, приходит к выводу, что установление только одного вида обеспечения не соответствует части 25 статьи 3.2 Закона о закупках.

При этом на заседании Комиссии Заказчик указал, что, исходя из положений части 25 статьи 3.2 Закона о закупках, он вправе выбрать ту форму обеспечения исполнения обязательств в связи с участием в закупке и обеспечения исполнения обязательств по договору с Победителем, которую сочтет наиболее целесообразной.

Комиссия оценивает данный довод критически, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

Между тем, Комиссия вновь указывает на положения части 10 статьи 4 Закона о закупках, в частности, на пункт 16, согласно которому в документации о конкурентной закупке должны быть указаны иные сведения, определенные положением о закупке.

Пунктами 10.4.3, 10.4.4, 10.4.5 Положения о закупках определены способы обеспечения исполнения обязательств в связи с участием в закупке.

Вместе с тем, пунктом 26.23 Положения о закупках установлено, что обеспечение заявки может предоставляться Участником закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Выбор способа обеспечения заявки на участие в Закупке из числа предусмотренных заказчиком в Закупочной документации осуществляется Участником закупки.

То есть, в своем Положении о закупках Заказчика предусмотрено, что потенциальный участник выбирает способ обеспечения заявки, следовательно, презюмируется тот факт, что способ обеспечения заявки в закупочной документации не должен быть единственным.

В пункте 26.26 Положения о закупках указано, что Инициатор или Организатор закупки вправе потребовать от Участника закупки предоставления обеспечения исполнения обязательств по договору (обеспечение договора). Обеспечение договора может предоставляться Участником закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом пунктом 26.27 Положения о закупках установлено, что способы обеспечения договора, порядок и условия их применения, а также иные связанные с обеспечением договора положения указываются в Закупочной документации.

В рассматриваемом случае Комиссия также исходит из буквального трактования данных пунктов и делает вывод, что в закупочной документации не должен быть установлен единственный способ обеспечения договора.

Кроме того, наличие у заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно. Напротив, требования должны устанавливаться заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре, а равно с соблюдением принципов, предусмотренных Законом о закупках, в том числе отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

При этом Заказчиком в материалы дела не представлено обоснования необходимости указание единственного способа обеспечения заявки и исполнения договора.

В пользу выводов антимонопольного органа об ограничении конкуренции свидетельствует отсутствие поданных заявок, что повлекло признание конкурентной процедуры несостоявшейся.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик не имел правовых оснований устанавливать только один вид обеспечения заявки и исполнения договора в закупочной документации и устанавливает в действиях Заказчика нарушение требований, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3, а также части 25 статьи 3.2 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия также приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.

В свою очередь, статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлены пределы осуществления гражданских прав.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Оценивая поведение Заказчика, Комиссия исходит из того, что в допустимых ли пределах Заказчиком осуществляются его полномочия, либо имеют место необоснованные и неразумные ограничения или условия реализации участниками их прав.

Также Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений.

Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика частично обоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Студия ЕМ» (ИНН: 9723045828, ОГРН: 1187746409542) на действия АО «Первая образцовая типография» (ИНН: 7705709543, ОГРН: 1057749708631) при проведении Закупки необоснованной в части установления критерия оценки «Опыт работы, связанный с предметом договора», в остальной части - признать обоснованной.

2. Установить в действиях АО «Первая образцовая типография» (ИНН: 7705709543, ОГРН: 1057749708631) нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 10 статьи 4, части 25 статьи 3.2 Закона о закупках.

3. Выдать обязательное для исполнения предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 


 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны