Решение б/н б/а от 27 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4953/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

24.04.2024 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»,

членов Комиссии:

«...»,

«...»,

при участии представителей «...», конкурсного управляющего «...»;

в отсутствие АО «Вэллстон», извещенного надлежащим образом о дате, времени, месте рассмотрения дела письмом Московского УФАС России от 22.04.2024 № НП/16043/24,

рассмотрев жалобу «...» (далее - Заявитель) на действия конкурсного управляющего «...» (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по реализации имущества должника (сообщения №№ 13189867, 14123001, лот № 1, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на жалобу и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Предоставленное участникам или потенциальным участникам торгов право обжалования действий их организаторов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающей ускоренный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, направлено на обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, заинтересованных в обжалуемых торгах.

С учетом изложенного, рассмотрение жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, безусловно связано с защитой публичного интереса, направленного на недопущение ограничения, устранения конкуренции, обеспечение конкуренции на торгах, проводимых в рамках процедуры банкротства.

Кроме того, в соответствии с письмом ФАС России от 13.11.2023 № ГМ/94718/23 в соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиями антимонопольного органа относится рассмотрение жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества. Порядок рассмотрения указанных жалоб регламентирован статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, антимонопольные органы уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры торгов, если обязательность их проведения прямо предусмотрена законодательством.

В силу пункта 4 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном данным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.

Также в соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3–19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

Таким образом, Законом о банкротстве установлены случаи, при которых проведение торгов является обязательным.

Следовательно, если основанием для проведения торгов послужило прямое указание Закона о банкротстве на обязательность их проведения, то антимонопольные органы уполномочены рассматривать поступающие на процедуру их проведения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в вышеприведенных письмах ФАС России, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона. Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона. Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее — Приказ №495) утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Московской области от 25.08.2021 г. (резолютивная часть объявлена 19.08.2021 г.) по делу № А41-81323/20 в отношении ООО «ПИКОНСАЛТ ДИДЖИТАЛ» (ОГРН: 1165032054615, ИНН: 5032238735, адрес: 143006, Московская обл., г. Одинцово, ул. Комсомольская, д. 3, кв. 59) введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утверждена «...».

На сайте ЕФРСБ Организатором торгов 12.12.2023 размещено сообщение № 13189867 о проведении торгов по реализации имущества Должника (далее - Сообщение).

Предмет Торгов - дебиторская задолженность «...» – право солидарного взыскания субсидиарной ответственности по определению Арбитражного суда Московской области по делу А41-81323/2020 от 05.07.2023 в размере 15 627 197,47 руб.

Начальная продажная стоимость: 11 954 806,07 руб..

Вид торгов: публичное предложение.

Дата и время начала подачи заявок: 12.12.2023 16:00.

Дата и время окончания подачи заявок : 04.06.2024 16:00.

Периоды приема заявок на участие и предложений о цене устанавливаются согласно графику снижения цены, в том числе по периодам 15 и 16 установлены следующие сроки приема заявок:

15) 26.03.2024 16:00 - 02.04.2024 16:00, цена лота 1 228 591,47.

16) 02.04.2024 16:00 - 09.04.2024 16:00, цена лота 1 044 302,75.

Как следует из доводов жалобы, Заявителем была подана заявка для участия в Торгах 08.04.2024 и зарегистрирована в 11:17:45 за номером 39299.

Тем не менее, как указывает Заявитель, было принято решение об увеличении предлагаемой цены и 08.04.2024 предыдущая заявка была отозвана.

Заявителем было принято решение 09.04.2024 подать новую заявку с большим размером покупной цены.

Вместе с тем 09.04.2024 был опубликован протокол № 37341-1 о результатах проведения открытых торгов по лоту № 1.

Согласно Протоколу от 09.04.2024 № 37341-1 о результатах проведения открытых торгов (далее — Протокол) заявка выигравшим Торги претендентом была подана 02.04.2024 в 15:51:20.

Таким образом, как отмечает Заявитель, в отсутствие других претендентов Торги должны были быть прекращены на этом этапе после 16:00 02.04.2024.

Тем не менее, в период с 03.04.2024 по 08.04.2024 на электронной торговой площадке было размещено текущее предложение с ценой лота 1 044 302,75 рублей и прекращением подачи заявок 09.04.2024 в 16:00.

Соответственно, по мнению Заявителя, указанными действиями Организатора торгов он, как потенциальный участник Торгов, был введен в заблуждение относительно возможности участия в Торгах.

В свою очередь, согласно пункту 5.3 Приказа № 495 в течение пяти календарных дней со дня подписания и направления протокола об определении участников торгов оператору электронной площадки организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта направляет каждому заявителю, чья заявка зарегистрирована в журнале заявок на участие в торгах и не отозвана до окончания срока представления заявок на участие в торгах, электронное сообщение о признании заявителя участником торгов или об отказе в признании его участником торгов с указанием причин отказа с приложением копии протокола об определении участников торгов.

Таким образом, протокол об определении участника должен был быть опубликован не позднее 07.04.2024, при этом в рассматриваемом случае Протокол был опубликован 09.04.2024, что, по мнению Заявителя, является нарушением.

В свою очередь, Комиссия обращает внимание, что Заявитель заявку на участие в Торгах не подавал, соответственно, участником оспариваемых Торгов не является.

При этом установленный в статье 18.1 Закона о защите конкуренции особый порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров позволяет обеспечить защиту прав и законных интересов участников торгов (участников гражданского оборота).

Важно отметить, что торги представляют собой способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди претендентов как предложивший лучшие условия и в силу этого выигравший торги. Следовательно, проведение торгов вне зависимости от правовых оснований, в соответствии с которыми они проводятся, неразрывно связано с конкуренцией, так как подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, направленную на обеспечение наиболее выгодных условий для организатора торгов.

Нарушение процедуры проведения торгов может оказывать влияние на результаты торгов и приводить к ущемлению прав и законных интересов участников торгов.

В настоящем случае Комиссия считает необходимым отметить, что не всякое отступление от правил проведения торгов и конкурентных закупок, установленных нормативными правовыми актами или документацией о торгах может приводить к ограничению конкуренции при проведении торгов.

В настоящем случае Комиссия приходит к выводу, что действия Организатора торгов по несвоевременному составлению протокола об определении участников при проведении оспариваемых Торгов не привели к ограничению конкуренции или недостижению елей проведения публичных торгов по реализации имущества должника, поскольку имущество было реализовано по наилучшей цене, поданной на 15 периоде публичного предложения.

Учитывая, что Заявитель не является участником Торгов, а также то обстоятельство, что прием заявок на участие в оспариваемых Торгах окончен, Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем действия (бездействие) Организатора торгов, совершенные после окончания срока подачи заявок, могли быть обжалованы в административном порядке только в случае принятия участия в Торгах.

Согласно позиции Судебной коллегии Верховного Суда РФ, изложенной в определениях от 27.02.2020 №307-ЭС19-21226, от 18.11.2019 №307-ЭС19-12629, от 21.02.2020 №303-ЭС19-20549 механизм защиты прав участников торгов в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников торгов.

Кроме того, в Определении Верховного суда Российской Федерации от 26.04.2022 № № 309-ЭС21-27706 по делу № А34-2459/2010 указано, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции.

При этом нарушение порядка проведения торгов, установленного нормативными правовыми актами, может повлечь ограничение конкуренции, однако, указанные обстоятельства подлежат выяснению антимонопольным органом в ходе рассмотрения жалобы.

В данном случае Заявителем не доказано, что несоблюдение сроков публикации протоколов, составляемых в ходе проведения Торгов, повлекло действительное нарушение прав и законных интересов Заявителя, поскольку указанное обстоятельство не влияет на порядок определения победителя и итоговую цену, по которой будет реализовано соответствующее имущество.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия, изучив представленные материалы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав позиции сторон, приходит к выводу, что доводы Заявителя не подлежат рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без рассмотрения.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Оставить жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов без рассмотрения.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 11.04.2024 № НП/14774/24 и от 22.04.2024 № НП/16043/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны